И это только по официальным данным.
Портал K1NEWS.RU совместно с костромским архивом новейшей истории представляет очередную публикацию в рамках проекта «Живая война». Мы рассказываем о событиях фронтовых лет так, как это было на самом деле. Так, как бывает в жизни — без прикрас, фильтров, цензуры и показного патриотизма.
Зима-весна 1943 года выдались для костромичей отнюдь не сытыми. Хотя, конечно же, ситуация с продовольствием не была столь трагичной, как в осажденном Ленинграде. Ведь у земляков – жителей, по сути, сельскохозяйственного района, всегда оставалась возможность прикупить или выменять на «черном рынке» пару-тройку килограммов картофеля или поздних овощей, муки, а то и чего посущественнее. Но основой любого рациона оставался, несомненно, хлеб, а вот с ним-то все обстояло далеко не гладко.
13 января 1943-го бюро Костромского горкома ВКП(б) было срочно созвано для обсуждения и решения самого насущного – «хлебного вопроса». «На ковер» пригласили директора горхлебокомбината тов. Я-ва, по заслушиванию доклада которого установили, что «комбинат систематически срывал план по хлебообеспечению, а как следствие этого часть населения города недополучала хлеб по продовольственным карточкам». Отмечено, что только одна лишь система Горторга в течение нескольких дней не досчиталась 40 тонн продукции. Это положение назвали преступной беспечностью со стороны тов. Я-ва, «влепили» ему выговор и предупредили «о более строгой партийной и государственной ответственности» в случае повторения подобного. Директора обязали также создать переходящий запас хлеба в те же 40 тонн и иметь его на заводе, как остаток, ежедневно. Требование о создании переходящего остатка распространили также на руководителей ОРСов (отделов рабочего снабжения) и торгующих организаций с тем, чтобы ни при каких условиях не допускать срывов в снабжении населения главным продуктом…
Безусловно, «не хлебом единым жив человек». Но при отсутствии такового становятся острее все остальные проблемы. Вот нечастый случай, когда все то же бюро горкома собралось для обсуждения и принятия решения по одному-единственному пункту повестки дня, зато какому! Вопрос звучал так: «О самоубийстве работницы ТЭЦ Ивановой З.И.». Разбирая этот факт, партаппаратчики отметили, что «в результате запущенности политической работы среди работников ТЭЦ… партбюро парторганизации оказалось оторванным от рабочих, не знало их настроений, нужд и запросов… и не оказывало помощи в трудные жизненные моменты».
А произошло вот что. В недавнем прошлом воспитанница детского дома Иванова 1922 года рождения, вновь пришедшая на работу в топливный отдел, оказалась в исключительно тяжелом материальном положении. Она длительное время не имела жилья, скиталась по знакомым и, что самое страшное – в течение двух месяцев не получала хлебной карточки. Для того, чтобы хоть как-то прожить, девушка была вынуждена продать все свое нехитрое имущество.
Молодая костромичка обращалась ко многим «товарищам» – к председателю месткома, начальнику отдела кадров и даже к директору, но безрезультатно. «Таким образом, – констатирует документ, – Иванова З.И., не найдя поддержки и помощи у руководителей ТЭЦ, проявив малодушие, 23 февраля 1943 г. покончила жизнь самоубийством».Такое вот «малодушие»: случай вопиющий, даже для военного времени!
Конечно же, посыпались выговоры, поручения и предписания, специально приглашенному на заседание прокурору города было поручено в трехдневный срок завершить следствие по делу и привлечь к ответственности конкретных виновников…
Кстати, а сколько же весила дневная норма горожанина? Перед нами «Расчет потребности хлеба по Костроме на апрель месяц 1943 г.». Из него узнаем, что населению города, составлявшему на тот момент под 110 тысяч человек, в месяц требовалось для прокорма около 1700 тонн хлеба или до 1200 тонн муки. Рабочим полагалось 800-600 гр. в день, служащим – 500-400, иждивенцам и детям до 12 лет – по 400 граммов. Сдавшие кровь доноры получали дополнительно 400 гр., прибавка лесорубам составляла аж 800 гр. научным работникам полагалось плюс 200 граммов. В больницы, детдома и спецшколы (для слепых и глухонемых) отдавали по 400-600 граммов хлеба в сутки, а напротив графы «Тюрьма» стоял прочерк – что бы это значило?
Особенно же радует глаз еще одна расходная статья – по 50 граммов муки в день на школьные завтраки каждому из 13 тысяч учащихся. И это со всей очевидностью доказывало, что даже в самые сложные дни город думал о будущем…
Пресс-служба ГАНИКО
Последние новости рубрики
Для ребят из Первомайской школы организовали незабываемую экскурсию. Ребята из Первомайской школы имени Володина Макарьевского района совершили увлекательное путешествие в…
Сегодня из Костромы стартует межрегиональный автопробеге в память о костромичах, павших в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны….
В Костроме прошел концерт в честь 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне под названием «Победа в сердце каждого». На…