В Костромской области случился культурный казус — узнал K1NEWS. RU. Одним росчерком пера чиновники лишили несколько муниципальных музеев «души». Скорее всего, случайно. Но обо всем по порядку.
В 2018 году сразу 9 районных музеев перестали быть филиалами главной культурной цитадели региона – костромского музея-заповедника. Их перевели на баланс муниципалитетов. Причем, процесс прошел тихо, без согласования с Министерством культуры. Реорганизация обернулась казусом. В юридическом плане «тело» – стены и земля под музеями — передали районам, а вот «душа» – картины и прочие экспонаты — так и остались на балансе головного музея-заповедника:
Я называю подобные решения скрытой формой реорганизации. Филиалы просто «обрубили» одной бумагой, без больших административных решений, как это обычно бывает. Думаю, это произошло из-за непонимания особенностей процедуры. Мы поняли, что происходит, только когда к КМЗ (костромской музей-заповедник) решили присоединить два областных музея – Музей природы и Музей деревянного зодчества. Зная, что за КМЗ числится порядка 20 филиалов, решение выглядело странным и Министерство культуры выступило против инициативы, — пояснила Дарья Маркова, начальник отдела музейного фонда Департамента музеев Министерства культуры РФ.
Страсти по Честнякову.
На этом нестабильном фоне разыгрался конфликт между Домом-музеем Ефима Честнякова в Кологривском районе и костромским музеем-заповедником. Стоит сказать, что местные ценят художника-примитивиста наравне со святыми: однажды во время крестного хода портрет «чудака» несли в одном ряду с иконами. Однако реорганизация коснулась и «сказочных» мест: одной из последних обид поклонников Честнякова стало понижение статуса музея с регионального до районного. Недавно директор музея в Шаблове заявила о том, что костромской музей-заповедник забирает из ее фондов 16 подлинных предметов, имеющих прямое отношение к наследию художника – в том числе, рисунки и записи.
Главная ценность нашего музея — в подлинных работах Честнякова. Это то, на что люди хотят смотреть. Мы боимся, что наше богатство нам не отдадут обратно. Так уже происходило — в прошлом мы отдавали на реставрацию несколько графических работ художника, из них нам вернули всего две. То есть речь идет как бы о временном хранении, но… Если так пойдет и дальше, я опасаюсь, что могут забрать и другие вещи – глинянки, например, — возмутилась Наталья Завьялова.
В музее-заповеднике на это дали вполне конкретный ответ: работы забирают на основании акта временной выдачи и только на зиму. Хранить ценные вещи в простой деревенской избе из-за перепадов температуры просто опасно:
Есть ценные предметы, которым нужно время от времени давать «отдыхать» в темноте. Это необходимость. Это нужно для сохранения музейных ценностей – иначе при неустойчивых температурах и воздействии света они могут разрушиться. Для того, чтобы экспозиции обновлялись, мы выдаем копии – хорошие, в рамках. Сейчас так делают многие крупные музеи. Откуда взялась суета, я не пойму. Могу только предполагать, что они не очень хотели уходить из нашего объединения, но это была не моя инициатива,- пояснила генеральный директор Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Наталья Павличкова.
К слову, осенью в музее-заповеднике планируют обновленную выставку «Русского Пиросмани». Да и Кологривский район заинтересован в том, чтобы дорогостоящие экспонаты хранились в достойных условиях – в случае чего отвечать за них придется головой.
Мнения
В музеях, лишившихся статуса филиалов музея-заповедника, реорганизацию называют не иначе как «сбросом балласта». Впрочем, добавляют: специалисты головного музея помогают им всем, чем могут. Всего управленческое решение коснулось 9 музеев: в Меже, Парфеньеве, Нее, Буе, Судиславле, Шаблове, Вохме, Чухломе и Макарьеве. Расходы по содержанию легли на плечи муниципалитетов:
Думаю, что костромской бюджет просто решил освободиться от нас. Вроде бы с одного музея расходы небольшие, но когда их десяток, расходы на свет, отопление — получается внушительная сумма, это мы понимаем. Другой вопрос в том, что головной музей брал на себя очень много функций, и теперь все, чем раньше занимались целые отделы, легло на сотрудников за те же зарплаты. Кроме этого, у многих отделов культуры никогда не было музеев на балансе, и они просто не представляют, что с нами делать,- пояснила порталу на условиях анонимности руководитель одного из отделённых музеев.
Реорганизация сказывается и на развитии районных музеев. Из-за документальных сложностей сотрудники не знают, как принимать в фонды вещи, приносимые людьми:
Вот уже 2 года мы не принимаем в наши фонды новые экспонаты, которые нам несут люди, потому что у нас даже нет атрибуционного света, специалистов, способных правильно внести вещи в реестр. Может быть, из-за этого мы и не движемся вперед. После того, как мы вышли из состава костромского музея-заповедника, мы потеряли право на хранение оружия, изделий с драгметаллами. У нас нет сейфов и охраны. Сказать, что мы обеднели, нельзя. Но что я могу сказать людям, которые приносили нам награды своих отцов и надеялись увидеть их на родной земле, показать своим детям, я не знаю,- сказала сотрудница еще одного музея.
Ситуация с Честняковым — показатель того, что в культурной сфере Костромской области еще остались острые углы. В Министерстве культуры отметили, что готовы помочь региону с решением юридической проблемы – конференция с участием столичных экспертов, посвященная развитию музейной отрасли, предварительно запланирована на нынешний октябрь.
Последние новости рубрики
18 апреля во Всемирный День всемирного наследия в щелыковском парке высадили 12 яблонь на том месте, где еще в XVIII…
Иск к МКУ «Чистый город» подала инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области. От ответчика требовали выполнить работы по…
Жительница губернского города написала новую картину, находясь на высоте птичьего полета. Евгения Лесная поделилась впечатлениями от работы в солигаличской колокольне….