«Вы хочете песен? Их есть у меня!» Так могло бы спросить-ответить некое печатное издание, если бы оно выходило, скажем, в одном очень юго-западном городе СССР. Но поскольку монополии на советскую песню в застойные годы ни у кого быть не могло, то же самое имело право заявить и популярное костромское СМИ…
Из «Справки о работе газеты «Молодой ленинец» по пропаганде советской песни» от 10.04.1985 года: «Редакция… на протяжении многих лет ведет на страницах газеты раздел «Родничок». В нем помещаются тексты и ноты песен советских композиторов. Раздел помогает… в пропаганде советской песни, в эстетическом воспитании молодежи. Большинство песен глубоки по содержанию, высокоидейны, популярны, патриотичны».
Прежде всего, что в идеологическом плане понятно – это «Гимн демократической молодежи». Куплет: «Дети разных народов, / Мы мечтою о мире живем», припев: «Песню дружбы запевает молодежь. / Эту песню не задушишь, не убьешь!». И это радует…
Следом идет целый ряд неизвестных мне и Интернету «запевок». Вот кто знает-помнит «Поле мое», «Чили», «Небо детства», «Пристегните ремни»? Или вот «Там где лес, и там, где поле». Такой не ведаю, зато помнится «Там, где клен шумит над речной волной…» группы «Синяя птица», но ее в «правильном» перечне нет. Также не пересекался я на жизненном пути с песней «Пока не поздно», пусть даже, вроде бы, в исполнении Иосифа Кобзона. В списке есть и несколько заунывная баллада «Хлеб всему голова»: «Ты запомни, сынок, / Золотые слова…». Верите или нет, но запомнил и эти слова, и музыку, еще будучи «сынком». А вот в этом случае я с нашим пишущим инструктором соглашусь: ох, и хороша эта «Трава у дома» на ноты Владимира Мигули, некогда игранная и спетая «Землянами». Их «Земля в иллюминаторе…» памятна, да еще как! «И снится нам не рокот космодрома…». Где теперь все это?
«Редакции газеты необходимо более тщательно продумывать и подбирать материалы, – фиксирует далее автор «Справки». – Иногда в программу выпуска входят бессодержательные, невыразительные песни невысокого уровня».
К таковым отнесен, в частности, «Позади крутой поворот» Игоря Саруханова. Его помнится с «западным» акцентом исполняла красавица-эстонка Анне Вески. «Руку мне дай в середине пути…» и далее: «Позади крутой поворот, / Позади обманчивый лед…».
Виктор Цой и рок-группа «Кино» также как бы нехороши. Недобрым словом поминается их композиция «Апрель», входившая, кажется, в альбом «Звезда по имени Солнце». «Над землей – мороз. / Что ни тронь – все лед…». Честно? Ну, вот не помню, и все тут! К таким же маловыразительным и лишним в газете мы с инструктором обкома по обоюдному заочному согласию относим песню «Скажи мне все» на слова Михаила Танича: «Скажи мне все, развей мою тревогу, / Скажи мне все, любя и не любя…». Масло масляное!
Попала «на карандаш» обозревателя и уже весьма популярная в 80-х «наше песенное всё» – Алла Пугачева. И действительно, высокого ли уровня ее с Игорем Николаевым придумка: «Расскажите птицы, что вас манит ввысь… Полно, летите, летите / Через полночь и солнце в зените. / По куплету всему свету…», и так далее. А? Имеются претензии и к совместному «А.П.» с Ильей Резником произведению «Окраина». Вспомнил с трудом, да и то благодаря рефрену «Я вся скроена из окраины…». И, наконец, втройне, как полноценный автор (слова, музыка и исполнение) Алла Борисовна получила свое за еще одну «бессодержательную» демисезонную композицию. Как там? «Осень ты на грусть мою похожа, осень. / Не люблю тебя, но все же, осень…».
«Некоторые песни, – расставляет акценты «рецензент», – по отзывам специалистов, можно было и не помещать на страницах комсомольской газеты».
Какие же это? Для начала – «Листья жгут» на музыку Максима Дунаевского из репертуара Михаила Боярского: «А теперь той любви в наказанье / Листья жгут, листья жгут, листья жгут…». А вот мне «заходит». Как, в большей своей части, и «Возьми меня с собой» в исполнении Ольги Зарубиной. «Оглянись среди ночи и дня, оглянись и увидишь меня…». Хотя, заметим, преследовать человека по ночам нехорошо.
Недоволен «проверяющий» и композицией ВИА «Верасы» под названием «Музыка для всех». Вот припев: «Все же, все же, все же, все-таки / Не стоит в жизни унывать…». Ну, ну, помните? Вот и я тоже нет! Закрывает же список «лишних» песен «Дворик» все того же Боярского: «Любимый мой дворик ты очень мне дорог, / Я по тебе буду скучать…». Ну, ну!
Далее наш партаппаратчик неожиданно для всех обнаруживает незаурядные познания в орфографии и нотной грамоте. Он уверенно тычет носом газетчиков в «ошибки, опечатки и неточности», кои в 1984 году выискал в трети «родничковых» выпусков. Ноты, дескать, где пропущены, где перепутаны, а местами поставлены лишние. Вот, например, песня «Любовь и разлука» Людмилы Сенчиной записана безграмотно.
«Редакции газеты «Молодой ленинец» необходимо более строго подходить к подбору песен, не всякую популярную на сегодняшний день песню выносить на страницы…», – итожит наш умудренный инструктор-универсал.
И сейчас сюда бы, к этой бы самой статье ударную бы концовочку! Все, придумал! Вот она: «No comment»…
Олег ДЕ-РИБАС
Последние новости рубрики
Трамвая в Костроме нет, конечно, но он вполне мог бы появиться на наших улицах в конце 40-х годов прошлого века!…
Передо мной не один, а целый комплект документов, касающихся, казалось бы, достаточно ординарного события, которое, впрочем, оказалось не без «изюминки»….
Коллективизация – политика и практика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы и совхозы), имевшая место в СССР в 1928-1937…