По данным различных источников, на данный момент количество бездомных в России составляет около 4,5 миллионов человек. Часть бродяг обретает временный (а иногда и постоянный) дом в лице НКО —  некоммерческих организаций, занимающихся трудоустройством и реабилитацией тех, кому не повезло. Назовем это так. Одно из подобных «пристанищ» – костромская ночлежка для бездомных. Шесть вагонов — бытовок, котельная, баня, старый троллейбус, часовня из армейской палатки, и два пункта питания: крышу над головой здесь обрели тридцать человек. 

ночлежка7.jpg

Месяц назад корреспондент портала K1NEWS.RU брала интервью у одного из создателей приюта – Александра Пушкарева. В частности, разговаривали об отношении общества к людям, попавшим в подобную ситуацию. Выяснилось, что часть так называемого благополучного класса считают, что в «дома призрения» люди попадают исключительно по своей вине: из-за алкоголя, собственной глупости, и т.п. Мы решили выяснить, так ли это, и навестили жителей ночлежки.

Михаил и Людмила, семейная пара. Москвичи. Супругам по 60 лет, 45 из них они вместе. Попали в ночлежку из-за обмана с квартирой. Черных риелторов на родителей «натравил» родной сын. Доверчивым пенсионерам пообещали квартиру в Костроме, и содержание на всю оставшуюся жизнь. Разумеется, для обретения этих благ нужно было продать московское жилье.

Сначала мы не соглашались, а потом подумали: «нам по 60 лет, чего нам терять». Обманули нас с квартирой костромские риелторы, друзья сына, как он их представил. Сейчас никак не можем с ними связаться. Не подходят к телефону. Его самого мы не видели три года, не знаем, жив ли он и в какой ситуации, — рассказывает Михаил.

михаил.jpg

«Друзья сына» привезли супругов в Кострому «посмотреть новое жилье», а на время оформления бумаг поселили пару в съемной квартире, затем попросили паспорта для оформления покупки нового жилья. Как рассказали сами пострадавшие, документы из регистрационной палаты им вернули уже с подделанными штампами о выписке, на которую они не соглашались.

Это же мошенничество чистой воды, мы писали заявление в милицию, оно лежит там с лета. Следователь сказал: «ждите, на вас выйдут». Мы не знаем куда обращаться. Без копейки денег нам недоступен даже суд, — говорит Людмила.

Итоги этой сделки следующие:

Со съемной квартиры нас отвели в милицию, где нам дали адрес ночлежки. Мы все объяснили Сергею Сергеевичу, и здесь нас приютили. В общей сложности получается, что 20 марта будет как 3 года мы здесь и нигде.

Сейчас супруги работают в котельной приюта, тепло которой обогревает 6 вагончиков-бытовок, в которых живут люди. Они надеются на лучшее, и готовы отстаивать свои права на законное жилье.

михаил2.jpg

Следующий герой нашего сюжета — Олег, 56 лет.

Обычно, когда представляешь бездомных, в голове всплывают картинки с людьми, похожими на гоголевского Акакия Акакиевича. Что-то жалкое и бесформенное. Здесь совершенно иной случай. Олег похож на андеграундного поэта: яркий свитер с небрежно перекинутым через плечо шарфом, задумчивый взгляд. Встретите на улице – ни за что не догадаетесь о его трудностях.

В ночлежке оказался после того, как умерла вторая жена. Несколько раз обманывали с работой, и вот он здесь.

Я отвечу с удовольствием на эти вопросы», — начал Олег. -Являюсь сиротой, жилья своего не имею с детства. С 9 лет меня направили в интернат, сейчас там находится кадетский корпус, на ул. Кинешемской, 72. Жил на полном государственном обеспечении. По новому закону о детях-сиротах с 1996 года я не мог претендовать на свое жилище. Мне было 35 лет. Работал, снимал квартиры. Я был дважды женат, есть ребёнок. Последний раз я работал сварщиком. Вторая жена была инвалидом, и чтобы ухаживать за ней, мне пришлось уволиться. Перебивался частыми заработками. Когда последняя супруга умерла, остался без квартиры.

олег.jpg

Олег, с тремя образованиями швеи, сварщика, и филолога «учился для самообразования, в школе не работал». Давно находится в поисках рабочего места. И дело не в личных претензиях, вроде «зарплата маленькая», «не понравилось», «не мое».

Главную проблему для себя Олег видит в нечистых на руку работодателях: 

Работу найти сейчас трудно, идет страшная фильтрация. И обманывают. Приходят на место 6 человек. Возьмут какого-нибудь маргинала, им легче управлять. Потому что он с пониженной головой. Если ты имеешь хотя бы оттенок личности, можешь за себя что-то сказать — такой человек не нужен. Сейчас очень принято обманывать – это вполне закономерно. Говорят: «давайте мы на вас посмотрим», и ты работаешь бесплатно. А после испытательного срока они отказывают, это очень удобно. Со мной было не один раз.  Веры уже нет. Не выберешься из этого лабиринта. Если взять мой потенциал, я бы мог проявить себя в разных сферах. Я независим от алкоголя, много занимался спортом в жизни.

ночлежка8.jpg

Об увлечении литературой выпускник филфака рассказывает с удовольствием:

Конечно, и поэты, и артисты есть любимые. Я могу процитировать. Пессимистическое, Марина Цветаева:

Отказываюсь — быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь — жить.

С волками площадей

Отказываюсь — выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть —

Вниз — по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один — отказ.

Из любимых — Есенин, конечно. В каждом возрасте по-разному смотришь на его творчество. Мне нравится Высоцкий. Он принадлежит народу. А Кант – это бред. Я пробовал его читать. Мне гораздо ближе Ницше, там много правды. Вот это нравится: «Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда у нас является мужество переименовать наше злое в наше лучшее».

Заканчивая разговор, Олег сказал, что мечтает обрести свой дом:

У меня его никогда не было. Не пропил, не проигрывал в карты. Просто не было. Но я оптимист – не получилось —  ну значит нужно так. Что ж теперь. Живем – и слава богу.

Георгий. В ночлежке живет с 2013 года, в 2014 уехал добровольцем на Донбасс, недавно вернулся в Кострому. На службе к чину старшего сержанта получил ранение в легкое и контузию. Без квартиры остался после расставания с женой. В настоящее время находится в поиске работы.

военный.jpg

Приехал с Ярославля, расстался с женой, попал в секту, затем узнал о ночлежке. Приехал в Кострому без прописки и регистрации, здесь помогли с работой и документами. Я монолитчик – дома строил, автослесарь, станочник по деревообработке. Нас не берут на работу, а люди-то все со специальностями: один каменщик, другой водитель. Когда узнают, что мы с ночлежки – просто прекращают контактировать, а люди хотят, и, что самое главное, могут работать.  Обидно, девушка, понимаете? Посмотрите на меня, руки-ноги есть, сила физическая, и знание. Отчего приехал – к тому и уехал. Такое впечатление, что мы здесь никому не нужны. Мы трудоспособны все, и жизнь можем создать, и семью. Хотелось бы жизнь свою продолжать, она ведь на этом не заканчивается.

ночлежка4.jpg

Помогать или не помогать бездомным – личное дело и право каждого. Этим людям не нужно подаяние. Только человеческое отношение, и шанс. Возможность «встать на ноги», обрести дом и семью. На данный момент им нужна работа, обитатели ночлежки готовы взяться практически за любое дело. Если вы потенциальный работодатель —  эта информация для вас. Одежда  и продукты питания также не будут лишними. Их можно привозить на Полянскую, 13 по средам, пятницам, и субботам с  10 до 15.

ночлежка1.jpg

Наталья МАЦУЕВА.

Фото автора.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...