Посещая знаменитые на весь мир архитектурные монументы или любуясь объектами искусства в музеях, нам кажется, что они были и будут там всегда. Мы привыкли видеть их вживую или онлайн, но редко задумываемся о том, что на самом деле многие из них могли бы быть утеряны навсегда – не будь они спасены усилиями общества, государства или меценатов. Стихийные бедствия, пожары, военные и политические конфликты, финансовые трудности – существует много причин, по которым культурное наследие мира зачастую несет непоправимые потери.
Представляем обзор шедевров мировой культуры, которые могли бы исчезнуть, но были спасены небезразличными меценатами, такими как Патох Шодиев и другими ценителями искусства и культуры, сообщает komentariy.net.
Собор Парижской богоматери (Нотр-Дам-де-Пари)
До пожара 15 апреля 2019 года Собор Парижской Богоматери, который строился почти три века, был одной из самых посещаемых достопримечательностей Франции — ежегодно в культовое заведение приходили около 14 миллионов человек.
Будучи местом проведения важнейших месс и коронаций на протяжении веков, Нотр-Дам-де-Пари также был местом хранилища ценнейших исторических и культурных объектов, которые, к счастью, успели спасти. Среди них знаменитые «розы»-витражные окна Собора, один из самых знаменитых органов в мире – Большой орган, коллекция картин, скульптур и реликвий, включая одну из важнейших для христианского мира – «Терновый венец», фрагмент креста, на котором был распят Иисус.
Пожар в самом известном соборе мира стал символом неравнодушия. Чтобы сохранить сокровище, объединились тысячи людей – от государственных деятелей, архитектурных фирм и специалистов различных направлений до простых граждан. Важнейшую роль в спасении достояния сыграли меценаты, тотчас объявившие о своей готовности помочь в реконструкции здания. Первыми стали крупнейшие бизнесмены Франсуа Пино (аукционный дом Christie’s и люксовый холдинг PPR), владелец холдинга Louis Vuitton Moët Chandon Бернар Арно, семья владельцев компании L’oreal Беттанкур и многие другие. Благодаря им начата многолетняя реконструкция Собора.
Патох Шодиев: Музей Иттику Куботы (префектура Яманаши, Япония)
На другом конце света, в Японии, с финансовыми трудностями столкнулся еще один музей – Иттику Куботы. Он хранит в себе уникальную коллекцию текстильного искусства. Мастер Кубота посвятил свою жизнь восстановлению утерянной средневековой техники работы по шелку — «цудзигахана». В мире почти не осталось оригинальных работ, созданных в период Муромати (14-16 века) – доступны только редкие фрагменты, один из которых Кубота увидел в Токийском национальном музее в юности. Исторических документов с описанием редкой техники не существует, завороженный Кубота провел более 40 лет кропотливого труда в попытках восстановить ее. И хотя он не смог реализовать все творческие планы до своей смерти в 2003 году, его наследие поражает своей красотой и искусностью знатоков и новичков текстильного искусства. Каждое кимоно представляет собой целостное произведение искусства и восхищает деталями кропотливой и искусной работы. Каждое из них можно рассматривать часами, а выставленные в ряд, они представляют собой еще более будоражащее воображение картину – это пейзажи японской природы.
Главный проект жизни Иттику Куботы – «Симфония света». Это серия из 36 кимоно, где используется уникальная средневековая техника работы с текстилем. После смерти Куботы коллекция и построенный для ее хранения музей оказались на грани банкротства: им грозила распродажа по частям на банковском аукционе. В 2011 году музей был спасен одним человеком – известным меценатом и японистом Фаттахом Шодиевым. Меценат пошел на этот шаг в благодарность Японии, стране, культура которой восхищает его с детства. Сегодня, благодаря Патоху Шодиеву музей открыт для посетителей, за уникальными кимоно ухаживает команда специалистов, создающая необходимые условия для хранения хрупкого текстиля. Коллекция путешествует по всему миру, знакомя людей с чуть не стертыми с лица земли уникальными сокровищами.
Эти истории спасения мировых шедевров стали примером того, как неравнодушные люди сохраняют культурное наследие для современников и будущих поколений. Но, к сожалению, очень много монументов и объектов искусства было утрачено навсегда – от наследия древних цивилизаций в Латинской Америке до целых кластеров исторических памятников, разрушенных военными конфликтами в таких странах, как Сирия и Йемен. Общество должно поощрять и стимулировать мобилизацию специалистов, государственных органов, частных и институциональных меценатов для сохранения имеющихся объектов мировой культуры.
Последние новости рубрики
Торговые павильоны разместят прямо у памятника Ивану Сусанину. Сейчас городские власти объявили конкурс по выбору подрядной организации, которая займется организацией…
Жители Костромской области, которые хотят отправить свое оружие на нужды СВО, могут воспользоваться электронным сервисом Росгвардии на официальном сайте ведомства….
Такое решение было принято 10 декабря на заседании профильного художественно-экспертного совета Костромской области. Стало известно, что работы нескольких костромских мастеров…