Все новости Костромы
19:20, 09 октября 2020

Термины «Агитпоезд» и «Агитпароход» сегодня, несомненно, требуют расшифровки. Все, однако, просто – здесь к названиям привычных для нас средств морского и сухопутного транспорта приплюсована первая часть прилагательного «Агитационный».

В целом же «агитпоезд» – порождение времен Гражданской войны 1917-23 гг. –представлял собой обычный паровоз с прицепленными к нему пассажирскими и другими вагонами. Впрочем, миссия этого ж/д состава заключалась отнюдь не в перемещении обычных граждан, наш поезд был приспособлен для ведения агитационно-пропагандистской, культурно-просветительной работы среди населения, укомплектованспециальным оборудованием и «экипажем».

В состав классического агитпоезда (или агитпарохода, о котором ниже), идея создания и использования которого приписывается В.И.Ленину, входил информационный и политотдел, бюро жалоб, редакция и портативная типография для выпуска газет, листовок и прокламаций, киноустановка, а еще некий штат партработников, инструкторов, лекторов и пропагандистов.

Состав, понятное дело, курсировал туда-сюда-обратно по не слишком развитой транспортной сети страны и агитировал, грубо говоря, «за Советскую власть». Между тем, агитпоезда не исчезли с окончанием Гражданской, к ним время от времени обращались и в 30-е годы, и в период Великой Отечественной войны. Но оказывается, и данный факт менее известен, что «агитки на колесах» бороздили просторы СССР и гораздо позднее.

За необходимыми иллюстрациями этого далеко ходить не надо. Костромичам, например, достаточно добраться до пл. Конституции, 1, и заказать в нашем ГАНИКО для ознакомления фотоальбом «Агитпоезд и агитпароход Костромского обкома КПСС по обслуживанию трудящихся районов». Впрочем, мы – архивисты, готовы сделать шаг вам навстречу и опубликовать некоторые фото из этого издания.

С другой стороны, поезда конца 1950-х годов, а в их числеи наш родной, осуществляли более культурную, чем агитационную функцию. Соответственно,«паровозная бригада» образца декабря 1958 года включала не функционеров обкома партии, нолектора, поэта, художника, киномеханика и агитбригадуклуба «Красный ткач».А в мае 59-го «на места» выехала Буйская агитбригада, состоявшая, помимо лектора и поэта, еще и из работников железнодорожной станции, а также машиниста, агронома и других «творческих личностей».

Теперь, как обещали, об агитпароходе. Надо ли говорить, что он решал аналогичные со своим рельсовым сородичем задачи? В свой «агитрейс» по Волге-матушке (единственный ли?) он вышел летом 1961 года. Однако это судно, названное в тексте чинно-благородно «агиттеплоходом», дай Бог, чтобы тянуло по размерам на катер.

Разрешите доложить напоследок, что пародия на агитпароходы, их экипаж и деятельность доходчиво написана тандемом Ильф-Петров в их нетленном романе. Помните: «Скрябин», Остап Бендер, Киса Воробьянинов, монтер Мечников и стулья, среди которых, увы, не оказалось того самого – двенадцатого…

Пресс-служба Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО)

Последние новости рубрики

18:40, 27 марта 2024

В ближайшие четыре года собственник обязан вернуть к жизни церковь Троицы живоначальной в селе Солтаново Нейского района. Возвели храм в…

17:10, 27 марта 2024

Клятвы, вечеринки и расстрелы: из документов, представленных посетителям, можно узнать, каким раньше был костромской суд. В этом году областной орган…

09:35, 27 марта 2024

27 марта проходит празднование в честь главной святыни Костромского края – иконы Феодоровской Божией Матери. Вечером 26 марта в Богоявленском…

Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен и будьте первыми в курсе всех новостей!
Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...