Публикацию документов «красно-пламенных лет» продолжаем снимком с XI Костромского съезда Советов рабочих и крестьянских, депутатов, который судя по дате, происходил в период Гражданской войны. Но дело не в этом, а в вопросе: «Узнаёте?». Нет, конечно же, не лица, а помещение? Кажется, каждый из земляков, кто хоть единожды побывал в здании нашего Дворянского собрания, навсегда запомнил главный — Белый зал с его мраморной отделкой, музыкальными хорами, полуколоннами и нишей, являющейся по совместительству сценой. А что – вот вам и паркет (неужели дожил до сегодня?) и очень похожая на нынешнюю «богатая» люстра.
Подпись под фото: «Строительство железнодорожного моста через Волгу». Этому верим, а вот прибавке «1928 г.» вряд ли. Костромской мост начали строить в 1929-м и пустили в строй в 1932-м. Да наш ли это мост? Скорее всего – да: наш, который первоначальный, тоже был одноколейным.
Следующий снимок следует датировать, вероятно, серединой 1920-х. Перед нами четыре делегата XII Галичского уездного съезда Советов. Из них в первом ряду – личности, достигшие всесоюзной известности. Это М.Н.Казанцева – доктор медицинских наук, профессор, в свое время один из ведущих педиатров страны, заместитель наркома здравоохранения СССР, кавалер высоких орденов. По правую руку от нее расположился талантливый пролетарский поэт-самоучка А.Н.Соловьев, чьи лучшие произведения входили в сборники, печатались в «Правде» и других ведущих центральных изданиях. Среди строчек «Нелюдима» (таков был его литературный псевдоним) есть и следующие:
Кругом задавленный горами,
Ты дремлешь над равниной вод,
Мой Галич, с серыми домами
Из века в век, из года в год…
А вот и более востребованный советский поэт, писатель, публицист и революционный общественный деятель – Е.А. Придво́ров, известный как Демьян Бедный. На фото, сделанном в августе 1923 года, он оккупировал центр, где восседает в окружении губернских партийных и советских работников. В Кострому он прибыл, возможно, в специально выделенном для его поездок по стране вагоне или на автомобиле «Форд», также предоставленном ему в личное пользование. Еще одним «ником» литератора являлся «Мужик Вредный», но судя по снимку, ему более подошло бы прозвище «Мужик Крепкий»: дядей он, согласитесь, выглядит немаленьким.
Еще два изображения подписанные: «Беспартийная конференция рабочей молодежи г. Костромы. 29 октября 1921 г.» и «Конференция дошкольных работников области. Кострома – 1921 г. Лето». О том, что на снимке запечатлено лето, мы, пожалуй, догадались бы и сами. Что же касается дошкольных работников, то перед нами учителя и педагоги, руководители – музыкальные и по физкультуре, воспитатели и медперсонал детских садов, а еще няни – работницы яслей. Вот какие они были в далеких 1920-х.
«Расширенный пленум Костромского губисполкома. 19 декабря 1923 г.». Казалось бы, снимок, как снимок. Но есть нюанс. Если присмотреться, то на стене слева и справа увидим, соответственно, портреты члена Политбюро ЦК ВКП(б) и председателя исполкома Коминтерна Г.Е.Зиновьева, а также председателя Революционного военного совета РСФСР и СССР Л.Д.Троцкого. Фамилии этих личностей спустя три года дадут имя печально знаменитому троцкистско-зиновьевскому антипартийному блоку или, иначе – «шайке». Зиновьев будет расстрелян в 1936-м, Троцкий – убит четырьмя годами позднее. Такая вот вышла у наших костромских господ-товарищей ошибочка, да непростая, а политическая.
В жизни страны и нашего края были, однако, и созидательные страницы. Вот три фотодокумента 1930 года, связанные с началом строительства некогда самой крупной в Советском Союзе текстильной фабрики – льнокомбината им. И.Д. Зворыкина. В реконструированном производственном корпусе исчезнувшего предприятия, что по ул. Ткачей, ныне размещается торгово-развлекательный комплекс «Галерея». Неожиданная метаморфоза, не правда ли?
На этом мы завершаем знакомство с фотоальбомом № 4, но продолжаем рубрику «Фото на память».
Последние новости рубрики
В преддверие новогодних праздников хочется хорошенько угостить вас, друзья, чем-то неожиданным, свеженьким и даже… морозным. Может быть, кто и предпочел…
Так сразу, как любили говорить «с кондачка», трудно объяснить – почему в 1980-е годы наша Кострома являлась «гостевой Меккой» для…
Об этом немногие знают (да и надо ли?), а тем более помнят (ну и ладно!), что в октябре-ноябре 1918 года…