Еще только набухают почки, а Кострома вновь расцвела множеством афиш — гастролям звезд нет числа! Но так ли все в нашей глубинке происходит ярко и красочно? Ведь знаменитостям (причем, не только эстрадным) ничто человеческое не чуждо…
Но не только пробуждение, но и пышное природы увяданье производят на известных гостей неизгладимое впечатление. Пример тому — октябрьский визит Бориса Гребенщикова. На следующий день после концерта БГ в очередной раз доказал, что песня «Кострома мон амур» для него не просто слова. В центре города на сковородке «Аквариум» дал для случайных прохожих экспромтный акустический концерт.
Группа «Ласковый май», будучи на пике славы, давала в нашем цирке по нескольку фонограммных концертов в день. Моему приятелю даже посчастливилось в перерыве музыкального марафона сразиться с Юрой Шатуновым в бильярд. Но главное цирковое шоу звездные подростки устроили в своих номерах в гостинице «Волга». Разрисовали обои, самые пышные букеты от поклонниц умудрились водрузить в унитазы. А в качестве компенсации за свой кутеж оставили на столе внушительную пачку денег.
Еще дальше углубимся в историю? Пожалуйста! Может, кого удивлю, но и в застойное время на концертах в «Текстильщике» (ныне «Губернском») присходила движуха. Была тогда традиция — перед отправкой комсомольцев на село устраивать грандиозное шоу «Молодые — молодым». Попасть туда было практически невозможно. Концерты собирали лучшие имена эстрады СССР. Первые ряды непременно занимали обкомовские випы. Так вот. Алла Пугачева, появлялась под бурные аплодисменты с острой по тем временам шуткой: «От нашего колхоза — вашему!» А исполняя хит «Все могут короли» и вовсе шокировала благообразную публику, указывая пальцем на первый ряд.
Александру же Градскому кураж с рук не сошел. После его коронки «Как молоды мы были», Александр вдруг опять вышел на сцену и, не обращая внимания на пытавшегося вырвать микрофон конферансье, спел посвящение Высоцкому: «Больше не встречу…» Сказать, что в те времена это было чревато, значит, ничего не сказать. Градского прямо с подмостков отправили в Москву. Потом в «Текстильщик» даже приходили некие люди в штатском, интересовались: нет ли записи этой крамольной песни?
Но больше всех в брежневские времена в «богохранимой» рисковал Андрей Макаревич. Это сейчас он смелый и отважный, открыто вступает в политические диспуты. А тогда…
Осенью 1985-го хоть перестройка и набирала обороты, но когда на афише крупно красовалось: «Еще не все разрешено»… Слухи о прибытии Макаревича на костромской фестиваль распространялись со скоростью света. Однако в диалог с поклонниками уже тогда легендарный «Макар» не вступал. Его постоянно сопровождали два милиционера. И все же один раз Андрею удалось притупить бдительность соглядатаев. Ребята из студии «Друзья театра» умудрились затащить лидера «Машины времени» в свою каморку, где с ним от души пели песни, запрещенные для большого зала.
А вот вышеупомянутая Алла Борисовна и тогда, и позже, путешествовала по Костроме без всяких преград. Помните, был период затянувшегося ее медового месяца с Киркоровым? Когда счастливый Филипп сольно выступал, а примадонна «скромно» сидела на балконе и ее в разгар действа непременно выхватывал луч прожектора. Именно перед таким концертом одна моя знакомая долго не могла прийти в себя. Представляете картину: переход на проспекте Мира. У светофора тормозит крутое авто. Тонированное стекло опускается и оттуда киркоровская шевелюра: «Женщина, не подскажете, где тут у вас цирк?» Через несколько секунд открылось второе окошко. И из него послышалось окончательно ошарашившее пугачевское : «Вы глухая, что ли???» Не знаю, можно ли от такой внезапной звездной вспышки ослепнуть или оглохнуть, но потерять дар речи — однозначно!
Рома Зверь (лидер группы «Звери») любит передвигаться по Костроме на своих двоих. Поклонницы рассказывали, что утром, в день гастролей, видели Рому, сидящим возле памятника Юрию Долгорукому. Сидит и сидит, греясь на солнышке, никому не мешая. Постепенно певец стал обрастать толпой фанатов. Когда их набралось должное количество, пошли все толпой гулять по Костроме, по дороге покупая мороженое.
Лично мне, по роду службы, доводилось наблюдать и более солидные трапезы заезжих звезд. Наша медиа-группа, приглашая знаменитостей, не раз опекала их от и до. К примеру, ди-джей Смэш отказался в «Торнадо» от ресторанного меню и попросил вашего покорного слугу заказать ему кислые щи. Что кушали солистки «Виа Гры» Вера Брежнева, Аня Седакова, Надя Грановская, нам было неведомо. Одно точно, ждали мы их, обедавших в ресторане мотеля, больше часа. После этого у капризных див наступил тихий час. Но интервью все же дали. В автобусе, перед выходом на сцену, эротично лакомясь бананами.
К слову, мне не раз говорили, что у меня бананы в ушах. Это я о своем музыкальном «даре». Надумал когда научиться играть на гитаре. Записался в детскую группу. А что: плачу и ладно. Со мной, бездарем, преподаватель даже занимался допоздна индивидуально. Однажды, после очередных горе-занятий в том же «Губернском» наставник порекомендовал идти домой через служебный ход. Потому что вот-вот начнется концерт группы «Сябры» и в фойе столпотворение. На улице увидел вышедшего подымить Анатолия Ермоленко. Того самого, который поет: «А я лягу-прилягу». Он очень удивился, что пытаюсь срулить: «А как же наш концерт?!» Никаких доводов главный «сябер»слушать не стал. Просто развернул за плечи, ввел в зал и усадил меня на первом ряду. Каково после этого мнение о человеке?
Ребята из второй, четвертой и шестой «Фабрики звезд» ничем таким закулисным особо в Костроме не запомнились. Это сейчас Юля Савичева, Пьер Нарцисс, Прохор Шаляпин, Дмитрий Колдун направо и налево раздают интервью. А тогда они строго выполняли инструкции взрослых продюссеров — светиться только на сцене!
Чего не скажешь об участниках кинофестиваля «Созвездие». Буквально поразил Никита Михалков. Чем? А тем, что реальный небожитель. Ничего не видел перед собой. Даже дорогущую нашу сковородку в миниатюре, выполненную костромскими ювелирами в технике скани и торжественно преподнесенную губернатором. Светлана Тома (героиня фильма «Табор уходит в небо») запомнилась тем, что все три фестивальных дня искала шляпку, которую производят только у нас. Дмитрий Харатьян — капризами. На репетиции заявил провинциальным журналистам: «Приблизитесь хоть на шаг, сяду в машину и уеду в Москву!» Ирина Муравьева, напротив, очень была душевна с местной пишущей братией. Причем, откровенна настолько, что в каждом интервью ныне воцерковленной актрисы сквозило: а не есть ли лицедейство грех?..
О приключениях киношников в Костроме во время съемок можно писать бесконечно. Чего стоят одни только приключения Георгия Буркова при работе в фильме «Жестокий романс» осенью 1982 года. Согласно сценарию, герой Буркова Робинзон, облепленный искусственными водорослями, должен был барахтаться в Волге, пока его не подобрал бы теплоход. И это в сентябре! Сцена затягивалась и Георгий Иванович попросил ассистентов: «Мне бы водочки для сугреву и огурчиков». Сказано-сделано. В гостинице же под горячим душем такой перепад температур сказался по полной. Бурков даже упал в обморок. Как его привели в чувство, одному Богу известно.
Кстати, о высоком. Когда в июле 2015-го к нам приезжал Патриарх Кирилл освящать восстановленный храм Пресвятой Богородицы в Ипатьевском монастыре, к нему было не подступиться. А вот предшественник Алексий Второй был максимально доступен. Чему сам был свидетелем. Поехал с женой в лес по грибы, что возле хутора Первого Мая, там же, где и интернат для престарелых. И вдруг, Матерь Божья, на обочине — кучка стариков беседует с Патриархом! Грех было не присоединиться к общению.
Костромской визит Бориса Ельцина в Кострому запомнился помпезностью. Когда же к нам приезжал Владимир Путин, никто дороги не перекрывал. Но по пути следования кортежа «вежливые люди» заранее обошли квартиры с окнами, выходящими на дорогу: «К окнам не подходить и уж, тем более, не открывать!» Организаторам вменили, чтобы столы во время заседания Гссовета по культуре в зале бывшего дворянского собрания ни в коем случае не располагались под люстрами. Помимо духовной пищи для главы государства были предусмотрены канапе, приготовленные в ресторане «Каретный двор». Но президент ограничился лишь любимым зелеными чаем с молоком. И тот не допил. Зато напиток из августейшей чашки умудрилась отведать местная журналистка. Стал уже легендой и поцелуй в театре, которым удостоила Владимира Путина актриса Ирина Аркадьева.
Кстати, Владимир Владимирович посещал Кострому трижды. Впервые в составе Ельцинской делегации в 1998 году. Второй раз, проводя Госсовет 12 лет назад. А третий — для прощания с губернатором Виктором Шершуновым. Но не будем о грустном…
Дмитрий ТИШИНКОВ.