Бело-кремовая «Победа» 1955 года выпуска лихо разъезжает по гаражному кооперативу, не замечая ям и колдобин. Костромич Павел Мазерин с упоением демонстрирует возможности своей любимицы.
Идет как утюг, все ямы проглатывает. Это потому что у нее масса большая, на передних колесах пружинные подвески, а у задних – рессорные. Она может развивать скорость до 100 — 115 километров в час, но я ее так не эксплуатирую – жалко. Все-таки люди не доживают столько, а тут железо, — говорит Павел МАЗЕРИН.
Автомобилист впитал уважение к технике «с молоком матери и ремнем отца», а в эту «Победу» влюбился еще в детстве – в то время она часто курсировала по городским улицам. Прошло несколько десятков лет, и волей случая машина попала в нужные руки.
«Победа» у меня больше 10 лет, купил в нашем же гаражном кооперативе. У нее интересная история. Был молодой лейтенант, звали его Петр Ращевский, и сразу после войны он ухаживал за девушкой, а отец у нее фронтовик был. Он сказал – если возьмешь в жены мою дочку – я вам сделаю подарок. И дал им эту машину. Это прежний владелец мне сам рассказал… Когда я увидел ее, она, грубо говоря, на земле лежала – неухоженная, гнилая – ее хозяин постарел, и уже не мог за ней ухаживать. Три года трудов, реставрация всех узлов и агрегатов, и она у меня полностью на ходу, как новая, считайте. Только 1955 года выпуска. Еще в гараже стоит ГАЗ-21, довольно редкий вариант. Так что опыт реставрации у меня имеется.
Товарищи по гаражу
На вопрос о времени, проведенном в гараже, Павел смущенно отмахивается и объясняет, что разборка-сборка внутренностей машины давно стала его образом жизни. И это закономерно: увлечение раритетными автомобилями — командный вид спорта. Без «связей» трудно найти винтажные запчасти, не выпускающиеся десятки лет, выехать на выставку или мероприятие.
Есть религиозные, а есть автомобильные фанатики. Я из разряда вторых. В этой религии главное — взаимопонимание твоих соратников, потому что без помощи сейчас очень сложно заниматься этим делом. Во – первых, таких людей, которые сами занимаются восстановлением, и сами понимают, что им нужно — мало, большинство просто покупают машины и отдают в реставрацию, получая фетиш, которым гордятся, не зная истории машины, да и того, как она устроена. Нас мало – человек 10 по Костроме. Конечно, мы собираемся вместе, выручаем друг друга деталями.
«Лего» из прошлого
Приблизить машину к ортодоксальному состоянию – дело чести любого коллекционера. К слову, это довольно затратное и трудоемкое дело – в старых автомобилях встречаются весьма экзотические вещи, например – воздушный фильтр из китового уса.
Салон у меня из кожи молодого дерматина, — шутит Павел. — А так, запчасти беру отовсюду, откуда только можно. Дело в том, что во всех машинах страдают практически одни и те же делали, поэтому найти что-то хорошее очень сложно. Главное – они должны соответствовать году выпуска. Это как картина художника — может, копия даже красивее оригинала, но ценится именно он. Смеяться друг над другом в нашей среде не принято, но, если человек заявляет, что у него оригинальный автомобиль, а там стоит мотор от другой машины – это вызывает легкую улыбку…Резинки для лобового и заднего стекла я выменял у ребят из Литвы за мелкие запчасти, а одну из петлей капота мне сделали в кузнице. Что касается воздухозаборника – я когда купил машину, долго не мог понять, что за элемент внутри него стоит. Оказалось, кассета, металлическая сетка и китовый ус, пропитанный углем. Большая проблема рули – пластмасса на них обсыпается, качественных нигде не найдешь. Их из-за формы называют куриной косточкой – они очень тонкие и имеют подпальцевые впадины, – пояснил автомобилист.
Справедливости ради, во имя ПДД любителям винтажа все-же приходится идти на некоторые уступки в ущерб аутентичности:
Посмотрите на задние фонари. Это не оригинал, германское производство. Дело вот в чем – однажды я выехал в современный автомобильный поток с оригинальными маленькими фонарями, и мне в «зад» слегка ткнулся ЗИЛ. Люди привыкли видеть, что если машина тормозит, объемный свет должен быть, а тут на солнце не видно ни поворота, ни торможения. Пришлось эти поставить. Кроме этого – ну, допустим, машина застрахована. А как тебе будут считать, сколько стоит багажник? Скорее всего, за аналог возьмут какую-нибудь более-менее современную «Волгу», у которой капот 5 тысяч будет стоить, а за такие деньги ничего не купишь для «Победы»…
«Машина выходного дня»
В автопарке Павла как минимум четыре машины: две винтажных – «для души» и пара современных – для повседневных нужд. «Машину выходного дня» — «Победу» — автолюбитель выгуливает в субботу и воскресенье – «чисто для удовольствия»:
Если посмотреть на современные автомобили, они все на одно лицо. А когда видишь такую «Победу» на дороге — загнутый вверх большой палец торчит из всех машин, никто не пытается тебя обогнать или подрезать. Люди боятся и уважают – все-таки в моей машине нет ни одной пластмассовой детальки, она тяжелая…У ретро машин есть особенность – специфический запах в салоне. За столько лет железо впитало в себя запах отделки, ковролина. Садясь в эту машину, закрывая глаза, ты чувствуешь, что находишься в другой эпохе. В общем, запросто определю «милую» по запаху и звуку гудка.
В раритетных машинах применялись натуральные материалы, — продолжает Павел. — Если говорить по-современному – гипоалергенные. Если кожа, то это была кожа, если дерево – то дерево. Никакой имитации. Можно сказать, что эти автомобили более экологически чистые, чем современные. Мне доводилось ездить на ней по пересеченной местности, и проблема одна – чтобы задние седоки крепко держались. Я уже говорил, что она ямы «проглатывает» — «Победа» была рассчитана для жизни, для некомфортных дорог. Еще один аргумент за «ретро» — старые машины сделаны так, чтобы любую деталь можно было изготовить в деревенской кузнице. Инструментарий тут примитивный – съемники да гаечные ключи. Минимум электроники, естественно.
Карман и надежды
Никто не станет спорить с тем, что увлечение ретро автомобилями — затратное удовольствие. Вдобавок к этому, с учетом недавних событий забот у «авто-фанатиков» заметно прибавилось:
Бензин – моя самая большая статья расходов, но он не тратится у того, кто не ездит, – старается сохранять оптимистическое расположение духа Павел. – В 1955-м, когда ее делали, людям в голову не приходило думать об экономии, потому что бензин стоил по цене газировки. А так — если смотреть по расходникам, эти машины неприхотливые — масло, тормозная жидкость, антифриз как у всех, и, в общем-то, все. Много денег она не просит. Но это сейчас, когда она уже на ходу и техосмотрах. А за те три года реставрации я даже не знаю, сколько средств ушло – помню, завел тетрадь, чтобы записывать расходы, а потом потерял.
Тем не менее, почитатель винтажных авто по мере сил старается заниматься просветительством – возит «Победу» на патриотические, общественные мероприятия. Интерес к прошлому автопрома способен изменить культуру вождения в настоящем, считает Павел Мазерин.
Случается, что выезжаю на городские мероприятия – День Победы, тогда мы с товарищами едем впереди бессмертного полка. Конечно, пускаю «Победу» не на каждое мероприятие. Я ведь больше занимаюсь популяризацией старых автомобилей – прививать культуру заботы о средствах передвижения, да и культуру вождения людям нужно. Когда выезжаем на 9 мая, мы оставляем машины рядом с площадью, даем людям возможность залезть в авто. И каждый раз нет отбоя от взрослых и детей. Правда, дети как вороны — все нужно оторвать, иной раз приходится восстанавливаться после таких «показов». Но что делать, такая цена у популяризации, видимо. На свадьбы раньше брали мою «Победу», а сейчас как начались финансовые проблемы, у людей запросы упали. Будем ждать лучших времен.
Наталья ДИЕВА.
Фото автора.