21 марта — День поэзии. Массово поздравим? А много ли в России поэтов и прочих литераторов, которые на слуху? Из ныне здравствующих. Останови прохожего более-менее интеллигентного вида и попроси перечислить. Голову даю на отсечение, вряд ли вспомнит больше десятка: Евтушенко, Полозкова, Иртеньев, Прилепин, Пелевин, Проханов, Быков, Веллер… А между тем, только в  Костромской области членов Союза писателей не меньше полусотни!

В советские времена, чтобы издать книгу, необходимо было вступить в СП (союз писателей, прим. редакции). И то, и то — крайне заоблачное дело! Даже Высоцкий, имевший огромную славу, горевал, что за всю жизнь у него было опубликовано одно стихотворение. Но уж если удостоился заветных корочек, тогда на тебя обрушивались блага по полной!

Судите сами. Профессиональному поэту, писателю в брежневские времена, полагалась большая квартира. Плюс кабинет. Ежемесячная зарплата — 200 рублей. (При инженерской-то в 110 руб.) Также обязательны часовые выступления на предприятиях пару раз в неделю. За каждое — денежное вознаграждение — 25 рублей. В два-три года мастер слова обязан был издать книжку, гонорар за которую составлял 7-9 тысяч. (Цена престижнейшего в ту пору авто «Волга»).  Вдобавок ко всему — спецпайки, бесплатные санатории и дома отдыха.

Сегодня ничего подобного нет. Почему же многие так рвутся в Союз писателей РФ? Объясняю. Одно дело, когда ты прочитал с табуретки свой стишок Дедушке Морозу. Совсем другое, когда подобных идиотских творений море, и сегодня запросто (были бы деньги) из них можно состряпать книжку. Ну и что, что бредовую?! Несведущий человек по любому восхитится: раз есть книга, значит, настоящий поэт! А если еще он член Союза писателей…

поэзия2.jpg

Сколько в наших краях стоит издать книгу? Все зависит от объема, тиража полиграфии. Нормальный сегодня тираж — тысяча экземпляров. Если книжка карманного формата, страниц в 120, то она обойдется тысяч в сорок. За редактуру можно не переживать. Нет теперь никакой редактуры и цензуры! Воздерживайся от мата и явно провокационных призывов, и все дела. А вот за макет книги надо  верстальщику заплатить отдельно. Да и на корректоре экономить не стоит. Если вылезут ошибки, насмешек не оберешься. Хотя, очень весело, повторюсь, бывает и от «грамотного» содержания. И даже писательское удостоверение от злорадного веселья этого не спасает. Даже наоборот, подливает масла в огонь.

Вас это не пугает? Вы порой что-то корябаете во время бессонницы на мятом клочке бумаги? Тогда, батенька, вам прямая дорога в профессиональные писатели! Раскошельтесь на 8 тысяч рубликов и вас непременно примут. Приняли же десятки земляков, которым категорически противопоказано прикасаться к перу и бумаге.

И все нормально. Ходят по школам-лицеям, декламируют свои шедевры «а-ля купола-колокола-синева» на ура. Отсюда резонный вопрос: а все ли в порядке с профпригодностью у учителей литературы, потакающих таким шоу?!

Раньше, чтобы подающему надежды автору засветить свое стихотворение, следовало походить на литературную студию. Костроме с этим очень повезло. В восьмидесятых студию при молодежной газете возглавлял известный на весь Советский Союз литературный критик Игорь Дедков. Позже ему даже президент Ельцин предлагал пост министра культуры. Но Игорь Александрович отказался.

дедков.jpg

Игорь Дедков

Помимо студийных увлекательных встреч раз в два года на Козловых горах проводились областные творческие семинары. С питанием, гостиничными номерами, концертами.

Сегодня тоже, слава Богу, есть серьезная студия (кстати, имени Дедкова). Работает она в областной библиотеке, которую ведет всеми уважаемый поэт Александр Бугров.

b3977af8e8cc850e9ee8f86c2a39fe70.JPG

Не доросли до академичной обстановки, стесняетесь? Тогда милости просим в «Клуб поэтов» Галины Божковой. Там тоже с пылу с жару никто наезжать не будет. Рассмотрев неуверенную рукопись, подметят плюсы, тактично укажут недостатки. Да еще угостят пирожками, чаем напоят.

А вот с массовыми семинарами нынче засада. Что-то вроде пытается организовать руководитель костромского отделения Союза писателей… Но такое удовольствие выходит в копеечку. Нужно ни много, ни мало — 300 тысяч рублей. Раскошелится ли на это областная администрация, как прежде?! Очень сомневаюсь. Я бы на месте чиновников отделался бронебойным вопросом: В Костроме десятки профессиональных писателей, говорите? А почему практически никого народ не знает?

Кстати, о профессионализме. В моем понимании здесь два значения. Высокий уровень творчества и способность этим творчеством зарабатывать.

Откровенности ради сообщаю — способных удивить Россию своим уровнем у нас достаточно. Это Александр Бугров, Иван Волков, Сергей Потехин, Владимир Иванов, Анатолий Беляев, Елена Балашова, Юрий Бекишев. А вот как-то «купировать» (от слова «купюра») свой талант получается далеко не у всех.

12.jpg

Без московских подвязок тут никак. Одного из костромских поэтов иногда приглашает выступить в первопрестольную известная медиа-звезда. И гонорары платит  сумасшедшие. Но это случается не часто. Иван Волков свои немалые столичные вознаграждения тратил на организацию фестиваля «Костромские каникулы». Иван Евгеньевич пару раз привозил к нам очень известных авторов. Но сейчас такой возможности нет.

Кто-то вовсю пиарится с помощью Интернета. В России особо в этом преуспели две дивы — Вера Полозкова и Юлия Соломонова. Им рады в любом гламурном клубе и платят за выступления очень прилично. Но это, скорей, не поэзия, а именно выступления. Я бы даже сказал, шоу. Весьма томное, зрелищное, эффектное, но… Хотя… Девчонки — молодцы. Умеют зарабатывать.

полозкова.jpg

Вера Полозкова

Было и в Костроме нечто подобное. В «Арт-кафе» и кафешке «Гросс-бух». В первом заведении за приличное вознаграждение для жующей публики выступали поэты, музыканты, певцы. Во втором никто во время платных выступлений ни вилками, ни пивными бокалами не звенел. Порой интерактивное общение затягивалось до глубокой ночи. Поначалу все было отлично! Но в итоге подобные мероприятия, не делавшие кассу, заглохли. Не прижились. А так — все правильно. Хочешь слушать что-то интересное — поддержи автора.

Но чаще происходит обратное: «Мы сами нищие. Подарите книжечку…» И этим нытикам все равно, что поэт, издав сборник, чуть ли не последнюю рубаху с себя снял. В Интернете вообще готовы раздеть до гола. Ушлые редакторы по всей стране создают сборники, вытягивая из наивных литераторов последнее. Я уж не говорю о соседствующей там с шедеврами графоманской чушью.

поэзия3.jpg

Есть еще в нашей глубинке такая забава — ждать «мессию», которая прославит. Как-то посетил наши края автор текстов «Любэ» и «Иванушек». Да, да, тот самый, который написал «От чего так в России березы шумят» и «Тополиный пух». Подсунул я ему в филармонии свой сборничек с номером телефона на последней странице. Мэтр выловил меня после концерта со словами: «Чего ты делаешь в Костроме?! Вернусь домой — позвоню. Жди! Что-нибудь придумаем». До сих пор жду…

Правда, один влиятельный человек заинтересовался всерьез некоторыми костромскими авторами. Опубликовал их стихи в США и Германии. Круто? Бесспорно! Но, увы, на материальном благополучии осчастливленных поэтов это никак не сказалось.

Вывод? Выводы делайте сами. Я-то, собственно, просто хотел поздравить поэтов с их праздником.

Дмитрий ТИШИНКОВ.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...