Журналист Алексей Титов – о «социальных лифтах» и о том, как в современной России работает система «школа-вуз-карьера».
Была раньше такая передача «Куда пойти учиться?» Но едва ли этот вопрос когда-нибудь был таким уж актуальным. Гораздо важнее решение задачки – «куда пойти работать?». В советское время действовало «распределение» – получай диплом, и до пенсии ты обеспечен рабочим местом. Сейчас с этим сложнее. Теперь никакого распределения. Нынче в ходу декоративное понятие «социальный лифт». Попробуем разобраться, что за этой декорацией. Чтобы сходу стало понятно, о чем будут нижеследующие рассуждения, приведу цитату психолога Людмилы Петрановской («Новые известия», 14.06.2017):
Подросшие дети обнаружили, что впереди им светит вовсе не рост благосостояния и постепенное продвижение в сторону европейских стандартов жизни, пусть и под лозунгами «суверенной демократии», как казалось их родителям в нулевые. Мол, ты только учись, старайся – и все будет. Они старались. Книжки читали, курить не начинали, ЕГЭ сдавали, учились одеваться и улыбаться, говорить на английском и писать коды. Но постепенно становится все яснее, что как ни старайся, а впереди подчистую выжранная саранчой поляна, намертво заржавевшие социальные лифты и завидная перспектива поддерживать любимых стариков в стране без медицины и пенсий.
В общем, попытаюсь порассуждать о социальных лифтах. О возможностях, открытых (или закрытых) для стремящейся найти себя в жизни молодежи. Заведомо понимаю, что это пустое дело – рассуждать о химерах, о несуществующих материях. Нет никаких лифтов. Максимум, что есть – кастовые мостики для избранных представителей «золотой молодежи». И всё.
Сразу скажу, что я не питаю никакой симпатии к поколению нынешних 25-летних. Лет 15 назад я твердил всем, что вот вырастут нынешние дети, пойдут работать на разные работы и все вокруг себя превратят в пепел и тлен. Сейчас вижу, что не сильно ошибался в своих прогнозах. Недавно захожу в «Связной» с целью пополнить счет на телефоне. Называю номер. Барышня лет 23-х с бейджиком «стажер» цокает приклеенными длинными ногтями по клавиатуре компьютера, потом делает напряженно-задумчивую мину и объявляет, что «компьютер завис». Но я-то вижу, что ничего не зависло. Просто она не знает, как провести платеж. Взяв паузу, зовет старшую, которая уже не стажер, и шепчет ей что-то типа: «А как тут … это?…» Компьютер вмиг перестает висеть, а на мой телефонный счет улетает стольник.
Хоть таких примеров некомпетентности и лени можно привести десятки, не будем всех «грести под одну гребенку». Есть вполне себе успешные люди. Увлеченные бессребреники. Одна моя знакомая из этого поколения, занятая в медиа-сфере возражает мне на мое ворчание:
Нам все вокруг внушали, что мы особенные, уникальные. Что мы должны быть лучше всех во всем. Теперь же все мои сверстники меряются пи#ьками в соцсетях и стремятся переплюнуть друг друга. Они не беспомощные, а неудовлетворенные жизнью. И жалкие в своем стремлении казаться лучше
Соглашусь. Одно возражение и одно дополнение. Возражение: зачем казаться, если нужно просто быть? Дополнение – от Велимира Хлебникова, в утешение увлеченным и не пустопорожним:
Мне спойте про девушек чистых
Сих спорщиц с черемухой-деревом,
Про юношей стройно-плечистых:
Есть среди вас они — знаю и верю вам.
Лифты и лестницы
В школьные годы у нас было развлечение – обгонять лифт. Мы заходили в подъезд какой-нибудь девятиэтажки. Один прыгал в лифт на первом этаже и нажимал кнопку с цифрой «9». Второй бежал вверх по лестнице. Побеждал тот, кто быстрее доберется до 9 этажа. Нередко первенство оставалось за тем, кто мчался пешком по ступеням. Предлагаю считать это метафорой и подтверждением справедливости высказывания психолога Петрановской, которую я цитировал в прологе: лифтов нет. Но, возможно, есть лестницы. Хотя вся эта терминология только запутывает и, в лучшем случае, лишь создает иллюзию существования этих самых лестниц и лифтов, а также рождает бесплодные надежды на их успешный поиск.
Я провел экспесс-опрос троих моих знакомых из трех городов. Спрашивал про лифты и про то, как в России работает (или не работает) система «школа-вуз-карьера». Даю ответы в том виде, как они мне пришли.
Ксения, Санкт-Петербург, фрилансер:
Насколько я знаю (не по себе, ибо давно в организациях не состою) социальный лифт не работает. Система существует по принципу кооператива «Озеро». То есть, все карьерные блага распределяются среди своих. Поэтому, если ты не фанат своей профессии, в идеале – работать на себя и свое собственное «Озеро» создавать, даже если очень маленькое, даже если это не озеро, а лужица. Дела по теме школа-вуз-карьра, мне кажется, ещё хуже обстоят. Мелькнувший там было расцвет лет 10 и даже ещё 5 назад сейчас в полном крахе. Но это же огромная тема. О ней в двух словах и скажешь. Только «полный крах» – и больше нечего»
Влад, Москва, сотрудник иностранной IT-компании:
Думаю что работает тема социального окружения. Развивая окружение, развиваешься сам. Развиваясь сам, развиваешь окружение, и по кругу. Лифты так и работают, в знакомства не верю. Но зависит от сферы. Чем конкурентней (айти, финансы, ритэйл), тем меньше значит лифт, больше — опыт и компетенции, знания. Вуз работает тоже по такому механизму: нахождение в среде и окружении – важнее знаний. Но среда и окружение возникают только в вузах, где занимаются сильными рациональными (интеллектуальными) или творческими вещами
Ирина, Кострома, бухгалтер крупного предприятия:
Школа-вуз-карьера… По моему, весьма скромному, мнению, сегодняшняя система ценностей у поколения 25-летних людей повёрнута в сторону материальных благ. «Ты мне, я тебе» – главный принцип. Рынок, одним словом. Торгашество. К этому и стремятся. Бесспорно, школа дает азы БЕСПЛАТНО и готовит к следующей ступени получения образования. Но что мы видим на самом деле? Репетиторство и блаблабла – и уже далеко НЕ БЕСПЛАТНО это всё. Вывод: либо современная школа дает недостаточно, либо народ пошел туповат (склоняюсь ко второму). Далее вуз: чадо поступает туда. Не бесплатно, конечно же. Ну, не можем мы всех обеспечить бесплатным образованием (высшим). Да и сам новоиспеченный студент (чаще всего) не хочет особо напрягаться. На помощь приходит гугл и прочие инетовские помощники. Естественно, это удобно и просто. Всё взять там для очередного курсача. Готовое! А я ходила в библиотеку и (да-да!) составляла список используемой литературы часами! Степень тупизма студенческого сообщества выросла в разы. И ждет он (студент) диплома – и хрен дождется. Ибо напридумывала наша система образования такую чушь, как бакалавриат (4 года) – НЕ ОЧЕНЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Хошь еще выше, то отучись еще пару лет, и ты магистр. Сильно умнее ты не станешь, но работу очень хочется высоко-превысоко-оплачиваемую! Но хочется непременно такую работу, чтоб поменьше работать. Ленивый пошел брат студент-бакалавр-магистр. А в итоге получается: избранные папины и мамины дочки и сыночки с «недоразвитым» высшим образованием сидят во всяких мега-корпорациях
А что же делают не избранные? Стучат в офисах накладными ногтями по клавиатурам, параллельно переписываясь в «контаче» и мечтая о новых моделях айфонов. Или забывают про свой диплом и находят – каждый, что сможет.
Человеческий фактор
Много лет назад я стоял в толпе на «сковородке» и смотрел на выступление группы «Парк Горького», которая приехала петь в поддержку какой-то партии в канун очередных выборов. И одна нетрезвая тетка из толпы спросила у меня: «А чё это за фигня? Когда к нам Фактор-2 уже приедет?» Я понятия не имел и не имею, что такое Фактор-2. Поэтому ответил, как смог: «Ну, наверно, после того, как Фактор-1 сперва приедет». Я не имею ничего против люмпенизированной части населения, предпочитающей алкоголь и Фактор-2 борьбе с энтропией. Более того, скажу словами Сережи Паратова: «Я вступаюсь за них. Я сам такой же бурлак». Однако, когда на каждом углу рефреном звучат слова о «человеческом капитале» и о ценности некоего «человеческого фактора» (не путать с Фактором-2, хоть это в нынешних социальных обстоятельствах и сложно – не спутать), то я озадаченно чешу в затылке, пытаясь найти в этих словах хоть какой-то практический смысл. И не нахожу. Человеческий фактор. И того же розлива капитал. Это что? Дайте два, в комплекте. Покажите мне это хотя бы через стекло музейной экспозиции!
Через дырку в заборе
Я не занимаюсь здесь фундаментальными исследованиями и не тщусь сделать научные выводы. Полагаюсь исключительно на собственный опыт стороннего наблюдателя. И вот что он мне подсказывает. По специальности идут работать и становятся успешными в полученной профессии единицы. Остальные либо превращаются в офисный планктон, без перспектив саморазвития и карьерного роста (стремительно деградируя в профессиональном смысле, впадая в апатию и обучаясь лени), либо и вовсе сворачивают куда-то в сторону, никак не обозначенную на «дорожных картах», нарисованных в их дипломах.
Конечно, можно было бы «поднять статистику» и посмотреть, сколько выпускников костромских вузов и колледжей устраиваются работать по специальности. Но и так понятно, что процент «лаки страйков» ничтожно мал. К тому же статистика – вещь лукавая. Пользоваться ею – все равно, что входить в открытую калитку. Мне же представляется куда более продуктивным наблюдать за происходящим сквозь дырку в заборе. Во-первых, такая приватность гарантирует достоверность. Во-вторых, дырка работает как лупа, обеспечивая правильный угол зрения. И что же видно в эту дырку? Приведу два примера.
Здравствуй, племя не младое и знакомое!
Мой племянник закончил КГТУ по специальности «турсервис». Ни дня не проработав в Костроме, за неимением перспективных предложений, он сначала скатался в Турцию и поработал там гидом. Потом уехал в США и устроился инструктором в аквапарке маленького городка на восточном побережье. Оттрубив там несколько месяцев, вернулся на время домой и затем поехал покорять Америку окончательно. Перед вылетом из Шереметьево он прислал короткое СМС (перефразируя известную националистическую поговорку): «Всем пока! Россия – для грустных». В США он уже три года, сменил несколько мест работы, купил машину, сдал на права. Снимает квартиру, в выходные ездит смотреть Америку: Чикаго, Бостон, Балтимор, Сиэтл, Нью-Йорк, Вашингтон. По фотографиям посмотришь – все у парня хорошо. Ему 25 лет.
Один мой знакомый того же возраста пробует себя в разном сервисе на Родине. Но пробует как-то криво. Беспечно себя ведет. Карьерой не озабочен, ловит рыбку в мутной воде. Просто пытается зарабатывать «на поддержание штанов». На одном месте долго не задерживается. Его стезя – торговля. Как-то устроился в модный бутик одного из крупных торговых центров. Но просто торговать скучно. Нужно искать выгоду, чтобы компенсировать ею грошовую зарплату. Выгода была там, где разбирают вещи с очередного «нового привоза». Пока на шмотки еще не прицеплены «алармы», можно кое-что положить себе в рюкзак, чтобы после работы унести домой. Кстати, так у меня появилась классная алая бейсболка (это он мне «подогнал» из своих трофеев).
В результате пропажами вещей озаботилось руководство бутика, и парень работу потерял. Вскоре всплыл в винной оптовке, где я его и встретил случайно, нисколько не удивившись смене его декораций. Через пару месяцев наведался туда за алкоголем. Парня нет. Спрашиваю юношу за кассой: «А где мой приятель N?” – «А он тут больше не работает» – «А что так?» – «Да так…», – ответствовал продавец, многозначительно улыбаясь. Где-то снова всплывет. Такой вот бег на месте. И это, на мой вкус, не самый худой вариант.
Личный опыт (плач ярославца)
Оставим все эти рассуждения о лифтах и лестницах записным социологам. Играть с государством по его правилам и верить в эти фанерные ширмы – bad job. Мне ближе северо-корейское «чучхе», опора на собственные силы. Терпенье и труд, как говорится. Хорошо, если еще есть патроны вроде обаяния, харизмы, таланта, интуиции. Тогда не пропадете. Не обладая этими патронами, я пропадал по-серьезному, как минимум трижды. Первый эпизод связан с моим обучением в Ярославском госуниверситете (тут я просто процитирую кусок своей недописанной автобиографии).
Государство лишало меня работы три раза. Пока три. Первый «заваленный горизонт» случился в конце моей учебы в университете. Поясню. «Заваленным горизонтом» операторы называют ситуацию, когда камера стоит не вертикально, а слегка наклонена вбок. Из-за этого картинка получается немного кривой, с наклоном. «Горизонтом будущего» для нас был ИМАН – Ярославский Институт Микроэлектроники Академии Наук. Нас несколько раз водили туда на экскурсии. Внутри – нагромождение всякой техники, приборов и установок. По некоторым отсекам этой фабрики микросхем сотрудники перемещались в специальных скафандрах. Как космонавты. Чтобы ни одна пылинка не попала в котел большого научного колдовства. Вот, думал я, получу диплом – и тоже надену скафандр. Потому что учиться мне нравилось. Я видел во всех многочисленных разделах теоретической физики и высшей математики мощную философию. И понимал, как это затем реализуется на практике. Мне хотелось это реализовывать. Но на пятом курсе нас собрали и сказали: «Ребята, как вы знаете, «распределения» после ВУЗа сейчас нет. И работы для вас, со специальностью, которой мы вас научили, в стране тоже нет. Поэтому уже сейчас ищите себе какую-нибудь другую работу. Стране не нужна наука». И действительно, к тому времени ИМАН, еще недавно напоминавший мне лабораторию будущего, превратился в фантом. Штат сотрудников расформировали. Государство перестало финансировать все эти разработки. В здании ИМАНа остались два-три лаборанта, которые теперь были вместо сторожей. Просто приходили туда раза три в неделю и сидели в здании, чтобы никто не проник и не начал выносить технику для продажи в пунктах цветмета. Так закончилась, не начавшись, моя желанная карьера ученого и разработчика микросхем и процессоров.
Забрав в Ярославле свой диплом инженера-физика, я приехал в Кострому и взял патент предпринимателя. Продавал и устанавливал жалюзи и шторы. За пять лет наработал внушительную базу партнеров и подрядчиков. Дела шли прекрасно. С будущей женой мы снимали хорошую квартиру в центре, не отказывали себе ни в чем, что касалось комфортной организации быта. Я научился давать взятки и откаты, освоил переговорное ремесло. Был момент, когда неожиданно и случайно должен был сработать тот самый социальный лифт. Я устанавливал французские шторы в огромном кабинете управляющего одним банком. Пока сверлил стены и сновал по стремянке, познакомился с пожилым хозяином кабинета. Управляющий оказался на редкость «продвинутым» человеком. Под звук дрели мы говорили с ним об императивах Канта, о волюнтаризме Шопенгауэра, об особенностях поэзии серебряного века. Директор банка немало удивился: «Зачем же Вы сверлите стены? Приходите ко мне работать помощником». Но я не пошел. И продолжил сверлить тут и там. Но потом наступил «черный вторник» 1998 года. Доллар скакнул с 6-ти рублей до 30-ти. А моя продукция оценивалась в долларах за квадратный метр. Заказы прекратились. Это был второй «заваленный горизонт».
После этого я случайно попал в журналистику. Не сразу, но со временем кое-что стало получаться. Но потом свобода слова стала таять, как снеговик под дождем, и журналистика превратилась в пропаганду. Справедливости ради, к тому времени я уже успел изрядно замараться заказными политическими материалами. Но всему есть предел. Меня выбросило на берег. Или я сам выбросился, не суть. Это был третий шторм в моих попытках, как поется в песне, «растить свой сад и не портить прекрасный вид».
После этого я успел поработать наборщиком на складе детского питания, грузчиком на оптовом складе бытовой химии, разнорабочим в продуктовом супермаркете и прочим сырьем для аутсорсинга. Что же дальше? Сегодня прочел на дверях своего подъезда объявление: «Требуется дворник. Зарплата 4 тысячи». И подумал – а почему бы и нет?
В заключение дам банальный совет молодым: забудьте про социальные лифты. Не ленитесь и верьте в себя. Только в себя. Никто вам ничего не должен. Побольше читайте, учитесь учиться и создавайте продуктивное окружение. Тогда, может, что-нибудь получится. Пусть и на короткой перспективе, пусть и фрагментами. Не бойтесь менять себя и мир вокруг. Наконец, мечтайте. Keep on dreaming boy, cause when you stop dreamin’ it’s time to die (С).
Аминь.
Алексей ТИТОВ.