1 мая в Костроме произошло событие, которое еще лет семь назад назвали бы беспрецедентным. Нет, речь не о первомайской демонстрации. Там-то все было обычно и как всегда: первое, второе и компот. Шествие. Номенклатурная трибуна с приветствующими демонстрантов чиновниками. Концерт у Каланчи. Коммунисты, как водится, и как предлагал Владимир Ильич, «пошли другим путем» – в сторону памятника Свердлову. Разные убеждения, разные пути – все логично.

А вот кому в этот день было по пути друг с другом, и кого не заботили политические разногласия – так это многочисленных костромских велосипедистов. Вслед за демонстрантами они заполнили главную улицу города. И в этом году был рекорд. В велопробеге, посвященном официальному открытию велосипедного сезона в Костроме, приняло участие около тысячи человек. Еще несколько лет назад на такие «открытия» приезжало от силы сто велосипедистов. Двигались они либо по тротуарам, либо гуськом по обочине дороги, тормозя на каждом светофоре. С некоторых пор велосипедистов в городе стало так много, что образовалось целое велодвижение. Теперь им открывают улицы, и едут они в сопровождении машин ГИБДД, «ни в чем себе не отказывая».

 

18448026_970500396421005_1286872485_n.jpg 

Финальной локацией открытия велосезона (да и закрытия тоже) обычно служит дамба за Ипатием. Так было и в этот раз. Тут происходят разные самостийные соревнования с вручением призов, посиделки у костра и все такое.

 

 18386816_970500399754338_2100350850_n.jpg

Все это всегда – весело, дружно и до позднего вечера. Сами посмотрите, сколько народа было на дамбе в этот раз. 

18386881_970500419754336_382950279_n.jpg

 

И я там был, мед-пиво пил.

 

Да, был (глагол в прошедшем времени). В нынешнем мощном открытии сезона я не участвовал. «Катал» раньше. Именно «катал», потому что у велосипедистов не принято говорить «кататься». Там вообще много своих внутренних терминов. Поэтому ниже будет уйма закавыченного текста. 

Я нечаянно прилепился к зарождавшемуся велодвижению Костромы 7 лет назад. Тогда я работал корреспондентом на ТВ, а моя девушка – журналистом в газете. И в один прекрасный момент она сказала мне: «А давай-ка завяжем с журналистикой и придумаем что-то свое!» «Давай», – говорю. Стали думать о скромном «карманном» бизнесе. И решили открыть в Костроме первый пункт проката велосипедов. В то время был экономический кризис, росла безработица, и действовали некие меры поддержки для новоиспеченных предпринимателей. Я пару дней просидел над составлением пространного бизнес-плана. Нам могло «обломиться» 59 тысяч рублей безвозмездной ссуды на начало своего дела. Плюсом я включил  в бизнес-план пунктик, что мы берем наемного работника. Это давало нам еще дополнительные 59 тысяч. Девушка (на нее мы оформили ИП) пошла в службу занятости защищать наш план, а я стал дожидаться результатов. Признаться, без особых надежд на успех. Через некоторое время она звонит: «Тут в очереди человек десять, таких как я. Одна хочет открыть мини-хлебопекарню, вторая пельменную, третья салон маникюра. Чувствую, сложно нам придется со своими «великами», потому что предпочтение отдают тем, кто что-то собирается производить». Но, как выяснилось, у страха глаза – велики (с ударением на первый слог, в нашем случае). 

18425901_970500393087672_744576480_n.jpg

 

Через пару часов томительного ожидания она перезвонила: «Представляешь, почти всех «прокатили», а наш бизнес-план одобрили!» Так мы получили от государства 118 тысяч рублей безвозмездной ссуды. Конечно, затраты на организацию велопроката требовали денег раза в три больше. Пришлось занимать у знакомых. Но мы открылись. И, пройдя все стадии бумажных согласований, успели это сделать вовремя. Наш, первый в Костроме, велопрокат принял первых посетителей 7 мая 2010 года.

 

Как это работает? 

Если бы сейчас кому-то потребовались практические советы, как организовать велопрокат, я бы с удовольствием поделился нашим опытом. Но вопрос этот теперь утратил всякую актуальность. Очень многие горожане обзавелись собственными «байками» (или «велами»). Цена и качество этих «байков» растет. У многих теперь – велосипеды ценой 50 тысяч рублей и выше. А когда мы открывали свой прокат, из экономии и по незнанию, накупили «ашанов» (я обещал много закавыченного текста). «Ашанами» опытные велосипедисты называют дешевые велосипеды, сделанные на коленке в Китае и продававшиеся раньше в сетях «Ашан», рядом с туалетной бумагой и бутылками минералки. Сделаны они, как правило, из стали (отчего имеют неимоверный вес) и ломаются через пару месяцев использования. 

ашан.jpg

Поняв свою ошибку, с первых же скромных барышей мы смогли обновить свой велопарк нормальными «байками». Открыли ремонтную мастерскую, которая тоже приносила свои «пять копеек» в наш мелкий семейный бизнес.

Дорогой_n.jpg

 

Чтобы популяризировать так популярный ныне ЗОЖ и велосипеды, в частности, мы придумали проводить в Костроме велоэкскурсии. Нашли гида. Затея была в том, чтобы люди не просто катались по кривым и разбитым тротуарам, а получали еще и эстетическое удовольствие. Первая наша экскурсия называлась «Кострома кинематографическая». Гид три часа возил небольшую группу по городу и рассказывал о достопримечательностях, отметившихся при съемках в Костроме известных кинофильмов. Но эта экскурсия оказалась и последней. Выяснилось, что перемещаться по городу на велосипедах группой – не так просто. Скажем, очередную остановку мы сделали в центре у Гауптвахты. И не успел экскурсовод произнести пары слов, как к нам подошел милиционер. Он поинтересовался, чего это мы тут делаем «толпой». Вежливые объяснения не помогли. Хорошо, что это был уже конечный пункт нашего путешествия по городу. И наши экскурсанты уже получили 99% программы. Но продолжать «бодаться» из-за всякой ерунды с блюстителями мы не стали. С экскурсиями пришлось «завязать». 

Прививаем хороший вкус. 

Без ложной скромности могу сказать, что мы поучаствовали в прививании хорошего веловкуса горожанам. Когда наш парк пополнился новенькими недешевыми и комфортными велосипедами, у многих из них сразу появились постоянные пользователи. Клиенты заранее звонили и бронировали для себя  какой-то конкретный «байк». Многие из них, распробовав и войдя во вкус, затем уже сами покупали для себя в магазинах точно такие же велосипеды. Если взглянуть на тех, кто приехал на нынешнее открытие велосезона, можно только восхититься и позавидовать – какие «велы» теперь у костромичей. «Ашанов» почти не осталось. 

Точка сбора и ярмарка тщеславия. 

Невольно наш пункт проката стал местом, куда велосипедисты приезжали просто поболтать, обсудить всякие технические премудрости и договориться об очередной вечерней или ночной «покатушке». Здесь же можно было наблюдать характерную для обладателей любых транспортных средств ярмарку тщеславия. В хорошем смысле. Это действительно увлеченные люди. К примеру, приезжает к нам один наш друг и просит в нашей мастерской специальный инструмент  для обрезки тросов. Он только что купил новый велосипед и захотел сменить на нем «рубашки» с черных на белые. «Рубашка» – это пластиковая обертка тросов переключения скоростей и тормозных тросов. Обычно эти «рубашки» черные. А он к своему новому черному «велику» купил белые (для красоты!). И вот, ему потребовался наш специальный инструмент, чтобы сменить «рубашки». В другой раз еще один любитель «велоэстетики» принес нам раму, которая была профессионально покрашена «под гжель». Нашей задачей было заново собрать ему велосипед после профессиональной перекраски рамы. В этом велосипедном мире – кто во что горазд. Один ждет заказанные на иностранном сайте оранжевые обода, другой ставит дорогое сиденье, которое можно опускать и поднимать нажатием кнопки на руле. Всего и не перечесть.

 

Воровство велосипедов. 

Об этом – пару слов. Велосипеды воруют беспрестанно. И никто вам не скажет, какой замок придумать, чтобы полностью исключить опасность. Порой, тут и цепь от корабельного якоря не спасет. Есть профессиональные велосипедные воры, которые промышляют исключительно дорогими велосипедами. У них – хорошие приспособления, чтобы обойти любые ваши защитные ухищрения. Помню, один наш приятель, парень из очень небогатой многодетной семьи долго прицеливался, какой бы «байк» себе купить. Выбрал. Поехал за ним в Ярославль. Взял в кредит. Велосипед обошелся в 40 с лишним тысяч (это лет 5 назад). Счастливый, он сел на свой новый «велик» мечты и доехал на нем до Костромы. На ночь поставил «байк» во дворе своего частного дома рядом с будкой, где живет сторожевая собака. На утро велосипеда не было. А кредит пришлось выплачивать несколько лет. 

Совет один – хранить велосипед дома. Если «катаете» по городу, и возникла необходимость, к примеру, зайти в магазин, оставляйте «сторожа» из своей тусовки (мы обычно так делали). И обязательно запишите номер рамы (он выбит снизу, под педалями) и номер вилки. Полиции это дает хоть какой-то шанс найти и идентифицировать ваш украденный велосипед (один такой случай мне известен, причем, находка случилась аж год спустя после кражи). 

Путешествия. 

Между велодвижениями городов давно существует крепкая дружба. Костромичи не первый год ездят на массовые велосипедные акции в Ярославль, Москву и Питер. А еще есть любители путешествий по глубинке. Там – и экстрим, и удивительные приключения. Несколько наших друзей из велодвижения исколесили на своих «байках» сотни километров по Костромской области. Обычно их главная цель – брошенные деревни. Путешествие занимает несколько дней. За плечами – рюкзаки со скромным провиантом, и все. Ну, и желание увидеть и запечатлеть на фотоаппарат красоты. 

18386398_970500413087670_1683342992_n.jpg

 

Погода, качество дороги – все не в счет. Едут иногда по таким местам, где и бульдозер завязнет.

 

18386417_970500409754337_726587899_n.jpg

 

Или пробираются нехожеными лесными тропами. Тут уместно процитировать американского писателя и философа, большого любителя природы и ее радикального защитника Эбби Эдварда:

  «Не спешите обзаводиться собственным автомобилем в надежде увидеть чудеса природы: «Во-первых, из машины вы ничего толком не разглядите, вам придется выбираться из чертового чуда техники и идти, а еще лучше ползти, да, именно ползти — на четвереньках, по песчанику, через заросли колючих кустарников и даже кактусов. И только когда ваш путь будет отмечен капельками крови, сочащейся из расцарапанных локтей и коленок, вы, возможно, что-нибудь увидите. А может, и нет». 

Им нередко приходится умываться из луж. А иногда и пить из них же. Ночевка – либо в палатке, либо под открытым небом у костра, на котором греется котелок с водой или похлебкой из тушенки.

18448127_970500416421003_266778162_n.jpg

 

Формат статьи в Интернете не предполагает обилия фотографий. Но будь я галеристом, обязательно организовал бы огромную выставку выразительнейших фотографий, которые парни сотнями привозят из своих велосипедных путешествий по костромской глубинке.

 

Велоквесты: прокатись с умом и удовольствием!

 

А если вы не готовы к дальним путешествиям и простые «покатушки» по городу вам наскучили, попробуйте свои силы в увлекательном соревновании. Оно называется «велоквест». Кроме велосипеда вам потребуется смартфон с установленным браузером и программой для считывания QR-кодов.

 

18386901_970500403087671_1680928382_n.jpg

 

Смысл соревнования в следующем. Организаторы предлагают некую загадку, связанную с историей Костромы. В описании каждого эпизода содержится хитро составленная информация о каком-нибудь известном объекте города. Сначала нужно угадать, о каком объекте идет речь. Затем доехать до него. Найти там спрятанный QR-код и «снять» его своим телефоном. Сделаете это первым – получите 3 балла. Вторым – два балла. Все, кто это повторит вслед за вами, заработают по одному баллу. Соревнования уже стартовали. И продлятся до 1 сентября. Всего будет 50 «загадочных эпизодов». Победителей ждут призы. Информация о «велоквесте» здесь: https://vk.com/cyclequest 

Вместо заключения… 

А никакого заключения и быть не может! Велосипедная жизнь Костромы не останавливается. Напротив, она бурно развивается, расширяя свои границы, принимая все более увлекательные и причудливые формы. Покупайте себе «вел» (только, пожалуйста, не «ашан») – и в путь! Let it be!

 

Алексей Титов.


Фото  из группы в ВК » Велодвижение Костромы»

 

 

 

 

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...