Есть у меня знакомый. Из предпринимателей. Крепкий такой представитель среднего класса. И в политике преуспел: был одно время депутатом. Несколько лет назад едем мы в его «Мерине» за 4 миллиона рублей, и он сокрушается: «Вот, поцарапал стекло у телефона, придется в Москву переться, здесь таких стекол нет». Я спрашиваю: «А на фига тебе вообще такой дорогой и редкий телефон?» Он отвечает: «Это часть «кода узнаваемости» в определенном окружении. Собачки нюхают друг у друга под хвостом, чтобы произвести идентификацию. В мире политики и бизнеса принято смотреть на марку костюма, часов, телефонов. Как говорил герой Шукшина в «Калине красной», объясняя правила жизни в воровском мире, – «и мы вынуждены носить золотые зубы». Здесь – примерно то же самое».

Говорил он это с иронией и безо всякой брезгливости к правилам и кодам. Успеха своего он добился сам. Начинал с нуля, не имея за душой ни копейки. Упорство, трудолюбие и характер сделали его по-настоящему успешным. Он этим не кичится, никакой «распальцовки». Необходимость соблюдения негласных правил «кода» его не напрягает. Скорее забавляет. Человек занят делом, придумывает и воплощает новые проекты, не особенно заботясь о водружении флагов на вновь взятых высотах.

Культ успеха.

Но есть ведь много людей другого свойства. Тех, которые тащат куда-то умозрительные, выдуманные ими флаги, даже не предполагая, что за высоты они намерены покорить. А топливо для их броуновского движения – маячащий где-то мифический «успех». В чем он заключается, и как его достичь? Этот вопрос, который бы следовало задать себе до шитья знамен и штандартов, многие так и не успевают сформулировать, с головой погрузившись в пучину навязанных кем-то и легко принимаемых на веру вульгарных шаблонов. В костер будущего эфемерного благополучия бросается все, чего не жаль. Свеча и мотыльки. Об этом вполне внятно и весьма образно сказала мне на днях знакомая из журналистского цеха:

Культ успеха – это всё. Это бизнес-тренеры, тренинги личностного развития: как за неделю стать успешным и изменить мир. Людей учат этому за деньги: как нужно выглядеть, как нужно себя вести, чтобы завязать «правильные» знакомства. Люди тратят последние деньги на айфоны, берут в кредит «тачки», приезжают в бар «Дорогая, буду поздно», а в баке бензина только-только, чтобы домой добраться. Зато, как им внушили бизнес-тренеры, они выглядят успешными.

И эта круговерть затягивает не хуже, чем азартные игры. Если не получается сходу то, на что человек рассчитывал и слепо надеялся, – он пытается «отыграться». В этом процессе он напрочь утрачивает волю сказать себе честно, что занят ерундой. И признаться самому себе, что даже такой сомнительной ценности, как материальное благополучие, он едва ли достигнет. Высока вероятность, что на дрожжах, навязанных «тренерами» принципов, приоритетов и ориентиров, он в хлам размагнитит свой внутренний компас (если вообще имеется у него этот компас) и, подобно дрожжевому тесту, уныло стечет на липкий стол по стенкам кастрюли. Не бывает продуктивных стартапов и движения вперед, если ты опираешься лишь на распиханные по карманам чужие слоганы, а высоты штурмуешь в застиранных до дыр портянках, пачками выдаваемых на бизнес-тренингах. Ведь никого не волнует, куда тебя кривая выведет с этим слоганами и в этих портянках – к процветанию или к краю пропасти, безо всякой ржи вокруг.

ус1пех.jpg

 Сетевики, наденьте ордена!

Вообще, слово «успех», слепо и фанатично возводимое нынче в культ, мне лично не понятно. Грустно и представить, что обнаружится в сердцевине этого понятийного макета, если отодрать с него несколько слоев сусального золота и взбухшей штукатурки. Вот, к примеру, как определяет «успех» моя знакомая, давно и плотно сидящая на игле сетевого маркетинга (косметика, парфюмерия):

Успех — это преодоление себя. Ставишь цели, стремишься к ним. И чем выше цель, тем сложнее и интереснее. Мобилизуешь свои силы, организуешь свой день. Быть успешным сегодня не только модно, но и необходимо, так как успех — это возможность жить лучше материально. Сетевой бизнес дает такую возможность – реализовать себя как личность. На какой работе обычные бухгалтер и учительница музыки могли подумать, что будут выступать в роли исполнительниц песен на самой знаменитой площадке в «Олимпийском»?! При этом зарабатывать деньги, не выходя из дома. Успех в том, что весь огромный зал принимал их с овациями, так как их уже знали как предпринимателей, быстро строящих бизнес.

Ох, уж мне эти «сектанты». Иначе я их и не называю. Успех у них – это ярко выраженная материальная категория. Зал «Олимпийский». Раз в год их собирают там, чтобы провести коллективные бдения и молитвы под певца Костюшкина и Веру Брежневу. В этот раз было 16 тысяч человек со всей страны. А мне в «личку» сыпались фотоотчеты моей знакомой. На одном из фото она радостно держит в руках какую-то цветастую картонку, на которой написано « $ 1500 ». Спрашиваю: «Это тебе там премию дали?». «Нет», – говорит – «Это я у знакомой попросила сфоткаться. Мне в прошлом году такую премию давали». И действительно, у нее в прихожей уже год пылится такая же картонка. И выбросить жалко, и применить некуда. Разве что с горки на ней зимой кататься.

Друзья не раз пытались вовлечь меня в сетевой бизнес. Один приятель, завязав с карьерой журналиста, построил свое дело на торговле какой-то бытовой химией. Предлагал «влиться в команду» под тем предлогом, что у меня-де «язык подвешен». Я еле ноги унес. Они, сетевики, любят убеждать и просто так тебя не отпустят. Но со мной «не прокатило». Второй приятель продавал людям всякие БАДы, лечебные браслеты и какое-то «целебное» бразильское вино по 3000 рублей за бутылку. Позвал в кафе на переговоры. Долго рисовал на салфетках разные пирамидки, человечков и цифры. К десятой рюмке я окончательно утратил желание и способность во все это вникать.

Сделка с дьяволом? Не смешите…

Разумеется, ничего плохого в стремлении к успеху (пусть он и выражается порой только в материальном благополучии) я не вижу. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось. Я тут никакой не судья. У меня нет черной мантии. А если бы она и была, я бы сжег ее в печке, как сказочную лягушачью кожу. Успех – дело, в принципе, хорошее. Но к нему ведет такое множество путей и перекрестков, что можно заблудиться и потерять себя: пойти и не вернуться. Есть известная киноистория о том, как один блюзмен встретил на перекрестке дорог дьявола. И тот попросил музыканта продать свою душу. Взамен блюзмен якобы получал уникальные способности сочинять классные песни, чтобы обрести успех и славу. Сделка состоялась. Потом музыкант полжизни искал тот перекресток, чтобы вернуть свою душу обратно.

Смешно было бы утверждать, что тысячи сограждан, стремящихся в одночасье обрести успех, заключают сделку с дьяволом. Всё гораздо прозаичнее. Они, подобно аквариумным рыбкам, ловят корм, который сыпется откуда-то сверху, не давая себе труда задуматься, что это за корм такой. Есть мода на «успех». И где-то гулким эхом раздаются звуки шаманского бубна, влекущие окунуться с головой в водоворот тренингов, таймплэнингов и всяких тимбилдингов. Потому что так надо. Так «все» говорят. «А у жены Иркиного брата теперь свой бизнес! Пуговицы продает по франшизе! Недавно в Турцию летали отдыхать!» От этого консолидированного мнения неких «всех» трудно отслоиться. Вспоминается диалог профессора Преображенского и П.П.Шарикова.

Что ж… «гадость»? — заговорил он, — шикарный галстух. Дарья Петровна подарила.


— Дарья Петровна вам мерзость подарила. Вроде этих ботинок. Что это за сияющая чепуха? Откуда? Я что просил? Купить приличные ботинки! А это что? Неужели доктор Борменталь такие выбрал?


— Я ему велел, чтоб лаковые. Что я, хуже людей? Пойдите на Кузнецкий, ВСЕ в лаковых

 успех2.jpg

Все на тренинги! 

Несколько слов о модных сейчас тренингах. Я не верю, что коллективные занятия могут взрастить в большинстве людей какие-то новые способности или развить уже имеющиеся. Подпишусь под мнением психолога, на которое давеча наткнулся в Сети:

 Ребята, я вовсе не против тренингов. Я не говорю, что они вредны. Они просто бесполезны. Я не видел ни одного человека, который бы после тренингов поднялся, стал здоровым, счастливым и (или) богатым. Я вообще не люблю групповую терапию. Мне думается, что рецепт счастья (вечной молодости, здоровья, богатства) можно добыть лишь в очень интимной обстановке. C дорогим и очень откровенным экспертом, чьи знания и мудрость не вызывают у вас никаких сомнений. Успех — это очень лично и индивидуально, как секс.

успех3.png

Вот кое-что из моего личного опыта. Как-то я ездил в Москву на двухнедельные курсы журналистов. Всё чин по чину. Жил в гостинице «Минск» на Тверской. Там же и проходили групповые занятия. Вели их какие-то чуваки с Рыбинского ТВ. Они говорили такие банальные и прописные истины, что единственным утешением в гостиничном моем прозябании было приятное соседство: через номер от меня жили веселые девчонки с какого-то провинциального телеканала, которые тоже приехали на эти тренинги. И после нудных занятий мы устраивали в номерах свои сейшены, самозабвенно и качественно обмениваясь опытом передачи информации от человека к человеку.

В Костроме мне тоже довелось побывать на тренинге. Нас повезли учиться «работать командой» в какой-то загородный санаторий. Была суббота. Накануне мы в узком кругу отметили окончание очередной трудовой недели. Поэтому на тренинг я захватил с собой бутылку какой-то крепкой настойки, чтобы ненароком не заскучать и, в случае чего, усмирить в голове зычный колокол. В итоге (и тут начинаются уже какие-то совсем Довлатовские мотивы) заскучать-таки пришлось. В середине тренинга я пошел с рюкзаком и его содержимым осматривать природные достопримечательности санатория. В финале тренинга коллеги нашли меня спящим на подоконнике в женском туалете. Но наверняка тренинги нужны. Это со мной что-то не так.

В прежние годы, пока не состарился и не преисполнился скепсиса, я просматривал в Интернете всякие предложения по части бизнеса. Примерно полгода потратил на тщательное изучение игры на биржах. Прочитал ворох переводной литературы, просмотрел десятки часов видеолекций от опытных и преуспевших в этом деле взрослых мужчин. Открыл счет в одной из брокерских контор и несколько месяцев упражнялся на виртуальных деньгах, работая при этом с реальными котировками и акциями на ММВБ и РТС. Кое-что стало получаться. И однажды я увидел объявление, что костромской филиал какой-то брокерской компании приглашает к сотрудничеству трейдеров. Я пришел туда устраиваться. Благо, двое моих одногруппников по Ярославскому универу были к тому времени состоявшимися трейдерами, и их объективно успешный опыт внушал мне оптимизм. В конторе, куда я пришел по объявлению, на меня выпустили пацана лет 19-ти. Мне запомнились его буйные моложавые кудри и распухшие розовые губы (словно его только что оторвали от материнской груди). Выяснилось, что никакие трейдеры им на фиг не нужны. Мальчик долго ездил мне по ушам и убеждал, что я немедленно должен заплатить 8 тысяч рублей и прослушать у них курс лекций о биржевом деле. А если приведу друга и разведу его на деньги для этих лекций, то получу скидку. Я попрощался настолько вежливо, насколько смог, и ушел восвояси.

Фрики и их мозговые фрикции.

В той же глобальной Сети натыкался я на разного рода «тренеров», которых легко представить в программах Елены Малышевой и Регины Дубовицкой. Двое юных москвичей в своем видеоблоге рассказывали мне об особенностях и преимуществах дропшиппинга. Свои краткие внушения они почему-то снимали на камеру, сидя в машине и перемещаясь (один за рулем, второй на переднем пассажирском кресле) по столице. Видимо, это считается круто. Это – признак успеха. А парням нужно беспрекословно верить и переводить им деньги за возможность поучиться дропшиппингу и начать всерьез с ними сотрудничать. Не сомневаюсь, что они нашли десятки (если не сотни) поклонников и последователей.

Случаются и вовсе комедийные персонажи. Настоящие фрики. Например, некая Юлия Печерская, чье безумно глубокое обучающее видео посмотрело уже почти два миллиона человек, а саму Печерскую затаскали по мыльным ток-шоу федеральных каналов, как в свое время дяденьку «Язя».

Ее блоги уже стали объектом пародий, которые не уступают по степени глупости первоисточнику.

Какой-то апокалипсис. Сумерки разума. Фрики против фриков. И это – тоже тренд. Как и в случае с «культом успеха».

Сережа и Тибет

Конечно, есть учителя, к которым стоит прислушиваться. Не развесив уши, а критично, сверяя их советы с внутренним барометром. Мне, к примеру, нравится, как ведет свои лекции-тренинги Ирина Хакамада. Нет, я не ищу там рецептов о том, «как перестать тупить и начать жить». Мне просто нравится слушать умных и харизматичных людей, безотносительно к тому, о чем они говорят.

Мне нравилось слушать моего друга Сережу, с которым мы вместе учились в университете. После вуза Сережа учил иврит и собирался свалить к сестре в Израиль. Но что-то не срослось. Затем он увлекся бизнесом и работал в ярославском филиале какой-то компании, снабжавшей регионы Центральной России бытовой химией. Друг мой так продвинулся там по карьерной лестнице, что в один момент у руководства возник вопрос – а не сделать ли Сережу управляющим по нескольким областям, соседствующим с Ярославской? Но Сережу всегда (а к тому моменту особенно) интересовали не деньги, а проблемы внутреннего духовного развития. Он буквально помешался на этом. И когда начальники вызвали его для разговора о возможном повышении в должности и, соответственно, о серьезном увеличении жалования, они сказали ему: «Мы видим твои успехи. Мы хотим сделать тебя начальником. Но предполагаем, что это тебе не нужно. Ты чем-то там своим увлечен, и деньги для тебя – бумага». «Да», – ответил Сережа. И вскоре уехал куда-то: то ли в Тибет, то ли в Индию. С тех пор прошло уже лет десять или больше. Сережу я не видел все это время. Но от общих знакомых знаю, что он до сих пор там. Занимается какими-то духовными практиками и уже сделался настоящим гуру. Периодически ездит в Европу и ведет там платные лекции и тренинги для многочисленных желающих пропитаться всяческой эзотерикой и научиться приемам восхождения к высотам самопознания. Говорят, денег он за это получает немало. Но обучает не ради денег, а просто потому, что статус у него теперь такой. И ему это интересно. Он, вроде как, искренне верит в дело, которому посвятил себя, отказавшись от корпоративного роста на ниве торгового бизнеса. Так что, есть «тренеры» и тренеры.

Sex, sleep, eat, drink, dream.

Эти пять слов – название и лейтмотив песни Эдриана Белью из King Crimson. Давайте договоримся (а можем и не договариваться), что здесь перечислены базовые потребности человека. В банальном и распространенном представлении (в первом приближении, как говорят математики) эти пять потребностей, будь они удовлетворены, – для большинства людей являют собой тот самый «успех», к которому так принято стремиться. Считается, что путь к satisfaction, к удовлетворению этих потребностей (пусть хотя бы только этих) прочерчен в плоскости финансового благополучия. Это и есть «успех» – окопаться в названной плоскости. Как там оказаться – выбирает каждый сам. Можно ходить стадами на тренинги. Можно сидеть в позе лотоса и оккультными путями рыть себе лаз к свету. Но лучше избегать очарования этими крайностями. А научиться слушать и честно слышать себя. Не имея в виду каких-то скороспелых профитов в виде денег или карьеры. Вот это и будет настоящий успех. Сотворенный внутри и нерушимый мостик от себя к себе, с которого и упасть не страшно: успешно так упасть, чтобы либо подняться, либо утонуть насовсем. При наличии настоящего мостика, выпестованного самостоятельно и без чужой воли, без потребности следовать за модными трендами – при наличии такого мостика взлеты и падения суть одно и то же. Просто движение ради движения. Куда-то. Все равно куда. Против внутренней стагнации. «Если ты идешь, то мы идем в одну сторону. Другой стороны просто нет» (С) Моду оставим модникам. А гонки за «успехом» – гонщикам. Всем сестрам по серьгам. И пожелаем простого человеческого счастья тренерам и их ученикам, сетевикам и трейдерам, людям со свойствами и без свойств, а также эзотерикам и бунтарям всех мастей.

 

Алексей ТИТОВ.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...