В Костроме 22 и 23 апреля впервые за долгое время состоится межрегиональный турнир по художественной гимнастике. На соревнования приедут спортсменки из десяти регионов России. Корреспондент портала K1NEWS в преддверии турнира поговорила с тренером команды Галиной РОМАНОВОЙ и посетила тренировку костромских гимнасток.
Светлый просторный зал. Десятки розовых портфелей ждут своих хозяек в сторонке. Почти полсотни юных гимнасток растянулись в шпагате. Идет разминка. Шесть раз в неделю от 2 до 4 часов спортсменки проводят в зале. Перед соревнованиями бывает и по две тренировки в день. Кроме спорта в их жизни есть школа и домашние задания, от которых не спасают важные победы. Хрупкие и гибкие 11-летние леди смотрят на мир совсем взрослыми глазами, ставят перед собой амбициозные цели. И, кажется, что это про них сказана вечная фраза: «Быть, как стебель, и быть, как сталь».
В художественную гимнастику девочки приходят разными путями. Чью-то активность подмечают внимательные воспитатели еще в детском саду и рекомендуют родителям отдать ребенка в спорт. Других детей на занятия приводят, чтобы наоборот подтянуть здоровье и общий тонус. Кто-то идет за компанию с подругой и в итоге остается.
Для нас, родителей, наверное, самое сложное — посвящать тренировкам столько времени. Мы буквально живем вместе с детьми в гимнастическом зале. Но все сложности того стоят, когда видишь своего ребенка на турнирах. Наши девочки начинают ездить на соревнования с пяти лет. Наблюдать за их ростом – большая радость. Мы очень благодарны тренерам, которые раскрывают в девочках природные данные и развивают их способности, — поделилась своим мнением Юлия, мама 9-летней спортсменки Ксении.
Юлия сама в юности занималась гимнастикой, правда, не художественной, а спортивной. Сейчас она поддерживает своего ребенка.
Что сами гимнастки больше всего ценят в любимом виде спорта? Где черпают силы и вдохновение, каких успехов уже добились, а к чему только стремятся? На эти вопросы ответили воспитанницы детско-юношеской спортивной школы №1.
Екатерина Поспелова, 11 лет, в спорте с 6 лет:
Художественная гимнастика – изящный вид спорта. Растяжка – это, конечно, больно, но очень красиво. В детстве я хотела заниматься спортом, родители предложили гимнастику. Когда мы выступаем на соревнованиях в групповых упражнениях (команда состоит из 5 человек – прим авт.), то работаем со всеми предметами, хотя мне ближе сейчас обруч. С девочками мы уже выступали в разных городах: в Иванове, Санкт-Петербурге, в Звездном городке, занимали первые места. Что делаем, если не побеждаем? Еще больше тренируемся, чтобы в следующий раз выиграть.
Мария Новожилова, 11 лет, в спорте с 3,5 лет:
Из всех предметов мне больше нравится мяч. Он плавно катается и не так больно бьет, как булава, если его не ловишь. (Улыбается) Нравятся костюмы в стразах, в которых мы выступаем. С девочками в команде мы сдружились легко. Над синхронностью работаем. К чему я стремлюсь? Крутить повороты еще лучше, прыгать еще выше и чтобы предметы всегда летели в руки.
Анастасия Лукьянова, 15 лет, в спорте с 3 лет:
Мне непросто работать с лентой. Она длинная и на ней легко завязываются узлы, а еще нужно постоянно следить, чтобы она не касалась пола. Я не могу сказать, что мы придерживаемся определенной диеты, но, конечно, нужно быть в форме, следить за весом. Я ем все, но по чуть-чуть. В мои планы входит стать мастером спорта по художественной гимнастике. Из знаменитых гимнасток меня больше всех вдохновляет Евгения Канаева.
Виктория Козлова, 12 лет, в спорте с 3 лет:
В детстве у меня было плоскостопие, и родители привели меня в гимнастику, чтобы оно скорее исправилось. На первых тренировках важную роль сыграл подход тренеров. Если что-то не получалось, мне помогали, поясняли и рассказывали. Сейчас волнение на соревнованиях бывает, когда выходим первый раз с новой программой. Когда работаем с проверенной программой в моральном плане немного легче. Всегда ли легко собраться на тренировку? Бывает сложно с графиком 6 тренировок в неделю, но если приходят такие мысли, я себе говорю: «Я не могу подвести команду. Мне нужно идти и сделать все максимально верно, чтобы мы хорошо выступили». После гимнастики у меня иногда получается ходить в художественную школу.
Анна Покровская, 10 лет, в спорте с 4 лет:
Моя цель — стать мастером спорта. Для этого нужно сдать определенные тесты и нормативы. Стараться, сидеть на шпагате и не реветь. И если на разминке, растяжке тренер делает замечания, то нужно все обязательно исправить. Я не выделяю для себя какой-то один предмет — все предметы любимые. Меня вдохновляют олимпийская чемпионка Маргарита Мамун и серебряный призер Олимпиады Яна Кудрявцева. Для меня гимнастика — это серьезно. Я тоже хочу однажды представлять Россию на Олимпиаде.
О достижениях костромских спортсменок, о том, как формируется характер победителя и чем занимаются гимнастки после завершения спортивной карьеры, рассказала Галина РОМАНОВА, тренер по художественной гимнастике.
— Гимнастика – изящный и женственный вид спорта. Интересно, как происходит составление программы? Как придумываете костюмы, по какому принципу подбираете музыку?
— Программу для гимнасток мы составляем на один год. Музыку выбирают тренеры, естественно, советуясь с гимнастками. Если им не нравится, то ищем что-то другое. Эскизы купальников в основном выбирают родители. Иногда портной подсказывает нечто новое. Сейчас многие купальники оформляются стразами Swarovski.
Одна из оригинальных программ недавнего времени — групповое упражнение под музыку из кинофильма «Двенадцать стульев». Мы отправили музыку портному в Ярославль и она нарисовала под нее эскизы, мы их одобрили.
— Галина Анатольевна, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в гимнастику?
— В гимнастику пришла в первом классе. В конце десятого класса стала мастером спорта, была членом сборной Псковской области. Я поставила себе цель – стать тренером. Так и вышло. Окончила Московскую государственную академию физической культуры, вышла замуж и переехала в Кострому. С 1990 года занимаюсь тренерской работой.
— Что самое сложное для гимнасток во время подготовки к соревнованиям?
— Держать себя в режиме. Нагрузка большая, дополнительные тренировки, спортсменкам приходится пропускать уроки, самоподготовка по школьной программе тоже ложится на их плечи. Соревнования бывают примерно 2-3 раза в месяц.
В России сейчас работают 10 спортивных обществ по художественной гимнастике. В них входят по 50-60 городов. Мы относимся к обществу «Авангард», что подразумевает 4 обязательных соревнования в год. Недавно наши спортсменки вернулись с отборочного тура по итогам которого будет сформирована сборная на первенство России «Юный гимнаст». Первенство пройдет в октябре. Костромичка Катя Поспелова попала запасной в сборную команду. Будем надеяться, что она войдет в основной состав.
— Не секрет, что у каждой гимнастки есть предмет, с которым ей работать комфортнее. Как вы считаете, от чего это зависит?
— У каждой спортсменки свой взгляд, и, как говорится, свое «чутье» предмета. Самым сложным предметом считается лента. Мяч если не поймаешь — он ускачет или укатится. Обруч так же может укатиться, а лента сама по себе зрелищна. Дети ее очень любят, но с учетом того, что это 5-6 метров за палочкой — сложно не запутаться самой и следить, чтобы на ленте не завязались банты. Каждый ребенок выбирает свой любимый предмет.
— В основе восточных единоборств часто лежит определенная философия. В гимнастике есть что-то подобное? В чем основа этого вида спорта?
— В первую очередь дети учатся самодисциплине. Они привыкают к режиму дня: школа, через полчаса тренировки, потом уроки 2 часа и на сон время, чтобы восстановиться. Также идет общее развитие ребенка: и хореография, общая физическая подготовка, гибкость. Владение предметом способствует развитию обоих полушарий мозга. Предмет подразумевает работу обеими руками, поэтому гимнастика относится к сложно-координационным видам спорта.
— Можно ли воспитать характер победителя? Сразу ли видно потенциал ребенка?
— С первого взгляда не определишь, на что способен ребенок. Бывает так, что физические данные есть, но нет характера. Стоит увеличить нагрузку и девочка уже не хочет трудиться. А есть дети со средними данными, которые на начальном этапе не выделялись, а за счет трудолюбия и желания преодолевают себя. На определенном этапе они начинают показывать результаты лучше, чем девочка с более выигрышными физическими данными. Те дети, которые приходят преодолевая себя — добиваются больших результатов, чем детки которым все дается легко.
— Многое от родителей зависит в такие моменты?
— Очень многое зависит. У тех родителей, которые держат себя в режиме и приводят дочерей в 4 года на регулярные тренировки: хочет ребенок не хочет, день рождения или праздники — все равно приводят – у тех родителей дети привыкают. В нашем спорте крайне важен вклад родителей: и купальники сшить, и предметы купить — вид спорта дорогой. Бывает, что и на соревнования дети ездят за свой счет. В успехах детей огромная заслуга родителей.
— В карьере спортсмена неизбежны сложные моменты, когда что-то не получается и хочется все бросить. Как вы помогаете гимнасткам в такие моменты? Что говорите?
— Гимнастика — эмоциональный вид спорта. Где-то и поругаем, а где-то и пошутим, без юмора никуда. Пытаемся убедить, напоминаем девочке, что она столько лет посвятила этому труду и в любом случае надо идти до конца — стать мастером спорта, показать свой характер. Но бывает, что и это бесполезно. В такие моменты многое зависит от слаженной работы самой гимнастки, тренера и родителей, если все за одно и со всех сторон, то получается дойти к цели.
— Какое будущее ждет гимнасток после совершеннолетия? Куда обычно поступают? В жизни им характер победителя помогает?
— Те девочки, у кого с детства были хорошие результаты на соревнованиях, кто успешно выступал — стараются идти дальше в художественную гимнастику. Уходят в тренеры, преподают фитнес. Сейчас несколько моих бывших спортсменок учатся в Санкт-Петербурге в институте физической культуры и они нарасхват. Кто-то просит их с растяжкой помочь, из фигурного катания просят индивидуально позаниматься. Конечно, есть девочки, которые хотят и юристами быть. В любом случае, самоорганизация и дисциплина помогают им в любой сфере, чем бы они в дальнейшем ни занимались.
Екатерина АЛЕКСЕЕВА.