Ласкающее слух «Вперед, Россия!» слышится буквально на каждом шагу. И здорово, что в едином порыве объединились и старожилы футбола, и легкие на подъем фанаты, и даже домохозяйки смирились, что сериальное время отдано захватывающим сюжетам с непредсказуемым концом. Но порой в этом патриотическом потоке нет, да и просочится гламурная «блондинистая» капля: «Даже не представляла, что у Уругвая есть сборная». Или: «Жаль, что Дзюбова заменили во втором периоде». А ничего, что Уругвай дважды чемпион мира?! Что в футболе не периоды, а таймы?
Впрочем, познать азы футбола, как и выучить фамилии игроков — дело нехитрое. А вот пропитаться тем, с чего начинается футбольная Родина… Корреспондент портала K1NEWS.RU Дмитрий Тишинков взялся за ликбез на ярчайшем примере костромской глубинки.
Карьера Георгия Ярцева, которого земляки давно величают костромским Пеле, сногсшибательна для всей страны.
Никольский парнишка вместе со сверстниками гонял во дворе мяч. Однако увлечение местными пустырями не ограничилось — записался в секцию при «Текмаше». Но и про учебу не забывал. После 8-го класса поступил в костромское медучилище по специальности фельдшер. Первый благожелательный звонок прозвенел с самого верху в армии, когда Ярцев вышел на поле в составе знаменитого ЦСКА.
Ну а дальше — профессиональная карьера во втором дивизионе. В том числе и в составе нашего «Спартака». Костромские болельщики буквально боготворили своего Жору, ходили именно на него. И вдруг, уже в зрелом по футбольным меркам (29 лет) возрасте – сумасшедший всесоюзный взлет! Хотя, уместно ли слово «вдруг»?
В ту пору отношение к региональному футболу было несколько иное. Наши спартаковцы ездили на сборы в Адлер, помимо календарных матчей достойно бились со сборными Марокко, Вьетнама, лучшими клубами Мексики, Венгрии, Польши. Нередки были и всесоюзные спартаковские турниры.
На одном из них на манеже в Сокольниках в 1976 году мастерство Ярцева по достоинству оценил тренер столичного «Спартака» знаменитый Константин Бесков. Тогда красно-белые вылетели в первую лигу и Константин Иванович присматривался к талантливым игрокам из глубинки. (Именно таким образом в «Спартаке появился и Сергей Шавло из Риги, Ринат Дасаев из астраханского «Волгаря», впоследствии признававшийся лучшим вратарем мира). По признанию Ярцева к предложению Бескова он поначалу отнесся без энтузиазма — в Костроме его все устраивало. Но было глупо и упускать такой шанс. Тем более что Георгий вписался в легендарную команду идеально. И понеслось!
На следующий год обновленному «Спартаку» удалось вернуться в высший дивизион. В 1978 году Ярцев становится лучшим бомбардиром чемпионата — 19 мячей (всего высшей лиге забито 82 гола, дважды Георгий Александрович поражал ворота в еврокубках.) В 1979-м году московский «Спартак» — чемпион страны! Вскоре Ярцев к своему золоту добавляет серебряную медаль. С основой того легендарного «Спартака», как и сборной СССР: Олегом Романцевым, Ринатом Дасаевым, Вагизом Хидиятуллиным Георгий Александрович дружит по сей день. Романцев так вообще считает костромича своим лучшим другом. Доверительное, братское отношение во многом проявилось и в спорте.
Закончив сверхуспешную карьеру полевого игрока, Георгий Александрович в разные годы тренировал волгоградский «Ротор», столичные «Торпедо» и «Динамо», которое довел до финала кубка России. С особой теплотой Ярцев вспоминает годы, когда был наставником московского «Спартака» (с подачи Романцева — президента клуба). Хотя и было нелегко. В 1995 году встал вопрос усиления команды. Он при наличии опытных старичков, включая Черчесова, сделал ставку на молодых игроков в лице Тихонова, Аленичева, Евсеева, Ширко. В результате, деньги, заработанные за участие в Лиге Чемпионов, ушли на оплату контрактов с молодежью. После долгих раздумий, контракты были заключены за два часа. Результат также не заставил себя долго ждать — на следующий год «Спартак» под руководством Ярцева становится чемпионом России. Да еще как! Тогда, к финалу турнира и «Спартак», и «Алания» набрали одинаковое количество очков. Поэтому в Питере между ними состоялся золотой матч. Красно-белые победили 2:1. А Георгий Александрович российским футбольным союзом был признан лучшим тренером страны.
При этом пик ярцевской тренерской карьеры пришелся на время, когда он возглавлял национальную сборную (2003-2005 гг.) Многие прекрасно помнят, как наш земляк, найдя убедительнейшие слова, буквально вытянул команду в отборочном турнире Евро 2004. Однако помнится и то, как наставник, не найдя слов, покинул арену чемпионата под конец матча, когда наши проиграли португальцам со счетом 7:1. Столько всего обидного пришлось услышать в адрес земляка по поводу того «ночного позора»… Увы, такова доля тренера: побеждает команда, проигрывает наставник.
В апреле Георгию Александровичу исполнилось 70 лет. Но он по-прежнему в строю, является генеральным директором клуба «Тамбов».
А что же малая родина? Куда бы Ярцева не забрасывала судьба, он всегда находит время приехать в Кострому. Причем не с пустыми руками. Помните, одно время богохранимую буквально заполонили кинозвезды? Фестиваль у нас проводился. Ярцев, серьезно занимаясь пропагандой отечественного футбола, не раз привозил нам коллег, которых многие видели только по телевизору. Так в 2004-м во время открытия приведенного в порядок стадиона «Урожай», вместе с действующим главным тренером сборной России на поле вышел… Федор Черенков! Да-да, тот самый, которому сегодня установлен памятник возле столичной арены «Спартак». Открою секрет: Черенков любил Кострому всегда. И даже одно время жил у нас в центре города. Олимпийский чемпион, лучший бомбардир «Спартака» за всю его историю Никита Симонян на новенький искусственный газон не выходил, но чего стоило одно только присутствие Никиты Павловича на караваевской трибуне…
Невозможно переоценить визиты в наши края Игоря Беланова, Сергея Горлуковича, Андрея Пятницкого, Рината Дасаева. Когда в Костроме Дасаев выходил на поле стадиона «Спартак», у меня буквально снесло крышу. Хоть бы в перерыве прикоснуться к его волшебным перчаткам… И, о чудо! Ринат словно услышал мои чаянья. Проходя по лестнице к газону, наклонился в мою сторону: «Буду стоять на воротах один тайм. Во втором подходите в раздевалку. Пропустят». Именно так все и случилось. О чем говорили? Да у меня буквально горло перехватило. Просто был счастлив быть рядом со звездой. Эх, знать бы тогда, что дублер Дасаева Станислав Черчесов станет тренером нынешней сборной… Диктофонной пленки не хватило бы.
Зато отыскал пленку, где беседую с сестрой Ярцева, будучи у нее в гостях в Никольском:
— Елена Александровна, многие тренеры очень эмоциональны. Но ваш брат буквально сгорает во время игры, губит нервы, голос, здоровье. Даже радуется с надрывом. У него с детства такой характер?
— Мы, Ярцевы, действительно очень эмоциональны. Тут многое заложено. Начиная с фамилии. Ярец — славянский бог весеннего солнца. Выезжал всегда на белом коне.
— Вы в курсе, что под Смоленском Ярцево есть? Георгий Александрович выступал и за смоленскую «Искру».
— Да. Еще есть Ярцево, когда мы с вами едем по московской дороге. К сожалению, ни там, ни там родственников у Гоши нет.
— Кстати, о Гоше. Любя, его так называют многие болельщики со стажем. Но ведь уменьшительное от имени Георгий — Жора.
— Дома его никогда так не звали. А в поселке в детстве звали еще интереснее — Гонька. От слова «гонять»: «Во-он Гонька пошел Ярцев».
— Георгий Александрович — примерный семьянин?
— В каждом домушке свои погремушки. А если серьезно, его жена Люба — это женщина, которая и должна была появиться у него. Именно такая ему и нужна. Мы все ее любим.
— Брат делится с вами футбольными думами?
— Конечно. Ведь в нашей семье все занимались спортом. Кроме старшей сестры Татьяны. Наталья была прекрасная бегунья. Особенно на короткие дистанции. Отец тоже бегал. Мама была капитаном великолепной волейбольной команды. Я фехтованием занималась. Ольга прекрасно играла в настольный теннис, баскетбол. Сашенька, наш младшенький брат, тоже в футбол играл. А главный Гошин наставник — мама. Она смотрела все его матчи, вела какие-то записи. Когда он приезжал, сажала его на диван и внушала: «Здесь — так, здесь не так!»
— Значит, не про нашего любимца присказка: «Было у мамы три сына: два — умных, третий футболист».
— Я думаю, мама предугадывала Гошины успехи в футболе. Несмотря на все его музыкальные достижения, она настаивала на спорте.
— Одно время Георгий Александрович был комментатором на канале «Россия». Вел репортажи с чемпионата мира из США…
— Заявил себя неплохо. Несмотря на наш говор. Под него даже делалась программа: «На футболе с Георгием Ярцевым».
— Комментарии Ярцева-тренера по ходу матча бывали непечатными. Вам, учителю русского языка, это как?
— Видела, проскальзывает… Мама у нас строгая была и в этом плане. Крепко выражается русский народ — сказал про нас украинец Гоголь. Обеляя брата, хочу сказать — крепкие чувства порой требуют крепкого словца.
P.S. Вскоре, после визита к сестре живой легенды, на своем редакционном столе обнаружил фотографию: пресс-конференция главного тренера страны. На обратной стороне подпись: «Журналисту и поэту Дмитрию Тишинкову от Г. Ярцева». Девчонки-коллеги пояснили: «Пока ты обедал, заходил какой-то мужчина и просил тебе передать». Какой-то… Девчонки, мои девчонки! Если уж взялись кричать: «Вперед, Россия!», так надо знать, кто на футбольных полях ведет Россию за собой.
Дмитрий ТИШИНКОВ.
Фото из архива автора и с сайта «Спорт-экспресс».