Как правило, исполнители идут «в народ» либо из романтических побуждений, либо для того, чтобы подзаработать. Самым находчивым удается совместить приятное с полезным. В конце концов, для некоторых горожан музыка под открытым небом – единственная возможность приобщиться к прекрасному. Материал K1NEWS.RU посвящен тем, кто несет искусство в массы.
Владимир, баянист
Музыкант настаивает, чтобы его не называли по имени-отчеству – «не хочу выглядеть слишком солидно». По нескольку раз в неделю Владимир приходит играть для костромичей в Мелочные ряды. Набор профессионала компактен и практичен – сидит исполнитель на коробке от инструмента, к ней же привязан деревянный ящик для пожертвований. Под куплеты о свободе из мультика «Бременские музыканты» баянист рассказывает о себе:
По сути, я с 1994 года уличный музыкант. Раньше выступал в местных санаториях, потом как перестали зарплату платить – ушел сюда. В 90-е на рынке, конечно, было весело – деньги воровали. Сейчас такого нет. Да и с торговцами ссорился – они говорили мне: «ты нам надоел». А я им: «вы мне, если так уж разобраться, тоже». А потом подружились. Народ меня по-разному слушает. Основной массе нравятся душещипательные мелодии с синкопами и длинными ходами. Конечно, играть не всегда хочется. Но как гастролеры работают – если слушатели есть, надо в руки себя брать – это уже профессионализм. А если играешь только когда хочешь – ты любитель. Многие благодарят. Это, конечно, приятно. Запоминающихся слушателей по голосу я тоже могу отличить. Вас, наверное, узнаю.
Когда мы закончили разговор, было два часа дня. В это время Владимир меняется с коллегой – композиции Юбера Жиро и легкий джаз уступают место року и русской поп-музыке.
Валерий, гитарист
Начальник сцены в «Губернском» напоминает то ли Лепса, то ли кота Базилио из сказки про Буратино. Сразу видна сценическая закалка – исполнитель часто окидывает проходящих мимо людей испытующим взглядом поверх очков, наблюдая произведенный эффект. На «вторую работу» музыкант приезжает на собственном мотоцикле.
На батарейки работаю, да на бензин, – признается Валерий. – С 14 до 16 у меня на работе как раз перерыв, а тут на бензин-то всегда накидают рублей-то 500. А чего гитаре лежать дома, пылиться без дела?
Валерий явно гордится рабочим инструментом:
Это Greg Bennett. Хорошая. Есть и лучше, конечно, но она мне по душе. А так езжу и в другие города — в Иваново, Плес, да и в Анапе играл на отдыхе – совмещал полезное с приятным. В репертуаре есть всякое — у меня тут и рок, и зарубежное, и классика тоже. Пробовал на Калиновском играть, в «Рио», но тут звук лучше – слышите, какая акустика? Из любимого что? Не знаю, наверное, нет такого. Для меня это как работа, само собой разумеющееся занятие.
Иван Павлович, балалаечник
Иван Павлович стоит в одном из переходов Мучных рядов – видавшая виды балалайка с колками, перевязанными золотой ленточкой «с подарка» заливается чем-то русским-народным. На вопрос, чем так привлекательна игра на улице, Иван Павлович смеется:
Так в России живем. Я набегом сюда приезжаю, чтобы рублей 200-300 на хлеб заработать – сам живу в глухой деревне под Судиславлем. Правда, в праздники и по 1000 рублей выходит – вот, тогда живем… На выступления у меня, между прочим, официальное разрешение от директора есть – все-таки больше 20 лет играю на этом месте.
У 76-летнего музыканта богатое прошлое – когда-то он работал с Карандашом — играл на гитаре, иллюстрируя пантомимы культового советского клоуна Михаила Румянцева, преподавал в музыкальной школе, костромским пединституте, руководил духовым оркестром.
Токарь, слесарь, наладчик швейного оборудования и кузнец в одном лице хорошо владеет английским и периодически порывается сесть на шпагат: «я молодым еще фору дам». Под ногами мужчины лежит картонная табличка – перечень исполняемых композиций, «чтоб ничего не забыть».
О слушателях народник говорит печально, но стоит только поднять тему репертуара, оживляется:
Исполняю всякое — и русские народные, и «Санту-лючию» могу, можно и рок-н-ролл сыграть, «битлов», к примеру. Конечно, сейчас людям не до музыки. Приходит тут один кавказец, говорит – ты громко играешь! А я – так чего тихо-то играть? Музыки хорошей много должно быть.
Наталья ДИЕВА.
Фото автора