Для большинства верующих православных самым светлым, самым долгожданным праздником в году является Пасха – Воскресение Христово. Это время напоминает людям о самом главном даре Спасителя – надежде на жизнь вечную, вере в торжество добра и любви к людям. Скорбящим и радующимся. Слабым, пусть и исполняющим долг защитников. Сильным, пусть и с хрупким здоровьем. Добрым, не осознающим своих благих дел. К злым, недолюбленным кем-то когда-то… Праздник любви ко всем нам.

Пасхальные торжества венчают собой долгий ежегодный путь каждого православного христианина – сорок дней Великого поста. Для верующих это время покаяния, особенной работы души и усиленных обращений к Богу. Последняя неделя поста считается самой строгой – эти семь дней, называемых Страстной седмицей, посвящены воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, страшных, полных страдания, страстных.
Это особенное время в жизни Церкви, период, когда совершаются уникальные, единственный раз в году проводимые богослужения и происходит переход от усилий по очищению своего сердца к торжеству вновь осознанной мысли:
«Нам дарована «жизнь будущего века».

Как правильнее провести эти особые дни и лучше подготовиться к светлому празднику Пасхи с «Народной газетой», рассказал клирик храма святителя Иоанна Златоуста, диакон Димитрий Силин:

Строго говоря, началом страстей Христовых является не Великий понедельник, а чудо с воскрешением Лазаря и день входа Господня в Иерусалим, — рассказывает отец Димитрий. — Тогда, две тысячи лет назад, события развивались следующим образом. Христос возвратил  к жизни покойного Лазаря «четверодневного» (то есть погребенного четыре дня назад). Весть об этом тут же разнеслась среди людей, ведь это было несомненное чудо, засвидетельствованное многими очевидцами, и явное доказательство его божественного происхождения. И поэтому день, когда Спаситель вошел в столицу земли иудейской, был отмечен всеобщим ликованием – его встречали как Царя, как Мессию из древних пророчеств, постилая под ноги свои одежды, приветствуя его пальмовыми ветвями, радостно славя. А он шел не к славе, а к своим страданиям. Читая евангелие, мы все эти события переживаем. И здесь, конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни.

В эти семь дней печали и скорби по Спасителю в церквях не проводятся таинство крещения и венчания, не празднуются дни святых.

По порядку

В дореволюционной России в дни Великого поста было принято не «поститься», а «говеть». То есть не только ограничивать себя в еде и развлечениях, но и с особым вниманием готовить себя к причастию и празднику: посещать, хотя бы в течение одной недели, все без исключения церковные службы, исполнять домашнее «правило» — то есть  усердно молиться дома, читать евангелие.

Для большинства православных время Великого поста было единственным в году случаем исповеди и причастия.

На страстной неделе есть особый день, связанный с этим таинством. Это Великий четверг. Согласно текстам Евангелия, именно в этот день случилась Тайная вечеря – трапеза Христа с апостолами, когда впервые произошла Евхаристия. В этом священном действии человек самым непосредственным образом соединяется с Богом, — повествует диакон Димитрий Силин. — Конечно, причаститься в Страстной четверг, перед Пасхой, нужно обязательно, без этого неполной становится сама суть праздника – ведь таинство это заключается в том, что мы становимся причастны, и Христос с нами не только незримо и в мыслях. Но как же неправильно, когда этот случай причастия в Великий пост становится единственным в году!

Вечером в Страстной четверг единственный раз в году совершается особая служба, во время которой читаются «Двенадцать евангелий», то есть двенадцать частей из четырех евангелий. Во время этого чтения люди молятся с зажженными свечами в руках, вспоминая, как Христа схватили, судили неправедным судом, мучили, убили… Богослужение в Чистый четверг еще называется «страстями» или «великим стоянием», так как во время всенощной не разрешается сидеть. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом!

По традиции-

Существует старинный обычай не гасить свечи, с которыми молящиеся стояли во время чтения евангелий, а принести огонь в специальном защитном фонаре домой и сохранить его в лампадах до Пасхи. Этот огонь – ведь горящая свеча символизирует наше молитвенное горение, неравнодушие – призван очистить и освятить жилище, принести всем домашним дух праздника.

Через скорби — возрадуемся

Страстная пятница – самый скорбный день всего поста, его кульминация. Именно в этот день свершилось распятие и смерть Спасителя.

Погруженный в темноту храм. Скорбные песнопения – то горькие, укоряющие, то покаянные, охватывают всех молящихся в храме. Черные ризы священников. Жуткий в своем осмыслении канон Плача Богородицы. Всеохватное молчание, в котором люди исповедуются своему Богу…

«Мы этот день должны вспоминать о страданиях Господа, сострадать Ему и думать: а если бы я был там в те дни – что бы я делал?

В этот день тоже совершаются удивительные службы. На вечерне, около трех часов дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, священнослужители выносят из алтаря плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) и помещают ее на середину храма. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед плащаницей и прикладываются к ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение почти трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе», — рассказывает отец Димитрий.

В Великую пятницу до выноса плащаницы по традиции не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.

На вечернем богослужении, то есть в ночь с пятницы на субботу, служба носит заупокойный характер. Происходит символическое погребение самого Христа.

Служба Великой субботы — это тоже плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся», – поет хор. А евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали. До Пасхи остается чуть больше суток…

Тихим крестным ходом с Плащаницей и со свечами завершается утреня Великой субботы. Когда шествие обходит храм, все поют заупокойное «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас…» И уже всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, совершаемого в воскресную полночь, уже пасхального,говорит отец диакон.

пасха.jpg

О чистоте

И все же, несмотря на всю глубину переживаний, которые верующие люди испытывают на Страстной неделе, приближение праздника уже витает в воздухе – у него, помимо переживаний, скрытых в душе, появляются вполне ощутимые реальные признаки.

В течение Страстной недели принято привести в порядок не только душу, но и свой дом, подготовиться к Пасхе, чтобы встретить праздник радостно, в обновленной, светлой остановке.

В этом плане особое значение на Руси всегда придавалось Великому четвергу, который также называется еще и Чистым. В этот день хозяйки начинают печь куличи, красить яйца, заботиться о праздничном угощении, домашнем уюте.

В храмах, конечно, тоже обязательно идет усиленное наведение красоты, но, как правило, она совершается не в этот единственный «чистый» день.

Порядок в храме обычно наводится в течение всего поста. Несколько раз, в те немногие свободные от богослужений дни приглашаются желающие помочь прихожане. Моются окна и стены, чистятся лампады и подсвечники – это процедура постепенная, и, я бы сказал, глубоко второстепенная, — подчеркивает отец диакон. — Вообще не нужно хозяйственные заботы ставить во главу угла – однако не могу назвать их распространенным словом «мелкие», это, все же, очень непростые дела.

Днем в Великую субботу традиционно во всех храмах происходит освящение будущей пасхальной снеди.

Длинные столы, нередко выставленные на улицу, сплошь покрытые красочными, яркими, душистыми куличами, пасхами, украшенными просто и изощренно, своей пышностью составляющих хозяйкину гордость или приземистостью — душевную печаль. Здесь же разноцветная россыпь яиц, раскрашенных во все цвета радуги, матовых, лаково поблескивающих – вдруг массово изменивших свой цвет, как тогда, у Марии Магдалины, в доказательство ее вести императору о воскресении Учителя. И везде красные, «пасхальные» свечки – настоящий праздник для глаз!

Как правило, это очень долгожданный, по-настоящему добрый и радостный момент, который особенно любят дети. Это происходит не одномоментно, священники несколько раз за субботу периодически приступает к освящению праздничных яств, так что можно выбрать удобное для себя время и эту добрую традицию привести в исполнение, — советует отец Димитрий

В день Великой субботы верующие стараются закончить все свои дела и прийти на вечернюю службу в церковь. Вместе со всеми верующими пройти крестным ходом вокруг храма, увидеть его символически закрытые двери – как вход в гробницу, заваленный тяжелым камнем. И как две тысячи лет назад услышать изумленный возглас: «Христос Воскрес!» и вместе со всеми радостно подтвердить: «Воистину воскрес!»

Пройти весь этот сложный путь – от Чистого понедельника до Страстной субботы, покаяться, очиститься, постараться сделать так, чтобы голова управляла телом и желаниями, а не наоборот — это и есть самое главное в празднике, а совсем не пасха творожная и не куличика покушать (наконец-то!), — улыбается диакон Димитрий Силин. —  Радость от похода в церковь, от очищения своей души, чувство причастности к Празднику, ощущения на себе любви Господа нашего – вот в чем суть Пасхи, Светлого Христова Воскресения.

Ольга СИДНЕВА.

«Народная газета» №15 (894) от 12.04.2017.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...