Есть ли золото в реках Русской равнины? Оказывается, есть, и немало. И даже в нашем «болотистом, низменном крае». Например, к названию Вохма многие граждане склонны добавлять — «золотое дно». Отчего бы это? Речь идет не только о покоящемся якобы на дне реки Вохмы кладе древних разбойников. Золото в этой реке и ее притоках мыли издревле.
Да и первые исследования «Костромагеологии» подтвердили наличие благородного металла в речном песке. И не только в Вохомском районе, но и на всем северо-востоке Костромской области. Геологи говорят, что есть места, где на 1 тонну породы приходится больше 17 миллиграммов золота! А промышленная добыча россыпного драгметалла становится рентабельной, если в тонне не меньше 10 миллиграммов.
Мелкие речки, стекающие с отрогов Северных Увалов, размывают ледниковые отложения, содержащие малое количество драгоценного металла, но понемногу обогащают свой песок золотинами.
Вот как объясняет появление золота в руслах некоторых рек русской равнины доктор геологических наук Юрий Лаврушин:
— Много тысяч лет назад со стороны Скандинавии сползал гигантский язык льда. По пути он вбирал в себя валуны, камни, осколки пород. Прошли века, климат начал меняться, а ледник таять. В тех местах, где образовались пороги и перекаты, начали работать своеобразные естественные обогатительные фабрики. Тяжелые минералы, в том числе золото, оседали на дно, резко повышая концентрацию полезных ископаемых…
Но не только на северо-востоке нашей области есть золотишко. Золотоносным слывет и Хромцовский карьер, находящийся в Фурмановском районе Ивановской области.
«Среднее содержание золота в почве составляет 4-5 миллиграмма на тонну, но благодаря скоплению древних отложений в районе Хромцова эта концентрация увеличена в 10 раз. К тому же само производство гравия во многом технически схоже с золотодобычей», — поясняет бывший ивановский геолог Николай Кочетков.
За месяц набирался килограмм хромцовского золота. Как побочный эффект от основной деятельности — результат замечательный, хотя перепрофилировать работу карьеропредприятия только на добычу золота экономически невыгодно. Продажа природных стройматериалов дает больше прибыли.
Об этом мы однажды разговорились с фурмановским исследователем Юрием Симаковым. Он сослался на свое предположение, опубликованное в книге «Страницы истории Нерехотского уезда XII-XVII веков согласно Новой правильной хронологии Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко», что в давние времена золото добывали не только и не столько в районе Хромцова, а прежде всего в устьях рек Шача и Кешка, впадающих в Волгу рядом с современным Волгореченском:
— Это золото — аллювиальное. Как сказано в энциклопедии, аллювий, или намыв, означает прирост земельного участка, лежащего на берегу реки или моря, путём механического намывания песка, гальки, ила, почвы. Золото там встречается в виде кристаллов, но гораздо чаще в виде листочков, пластинок, чешуек.
По Фурманову ходили слухи, что в Хромцовском карьере попутно с разработкой гравийно-песчаных смесей идет и добыча золота. Пришлось выяснить это поподробнее. Летом 2011 года я посетил этот карьер. И вот что выяснилось в беседе с рабочими и служащими карьера. Ельциным Б. Н. были отпущены деньги соответствующим НИИ страны для разработки устройства для улавливания золотых чешуек. Именно чешуек. Такой характер носит золото, находящееся в породе карьера. Чешуйка настолько мала и тонка, что многие из них не тонут в воде. Плывут и всё. Золото желтого цвета. Проба примерно 950-980. Процесс извлечения золота проходил при промывке технологической системы по очистке гравия от наносов песка, т. е. трубопроводов, корыт и т. п.
Золота, уже задержавшегося в различных глухих уголках системы вместе с песком, за один цикл промывки – извлечения, удавалось добыть до 80 граммов. Общее количество добытого золота доходило до размеров 0,5-литровой бутылки. Один кубический дециметр золота весит 19 килограммов. Так что после сплавления чешуек получали около пяти штук килограммовых слитков. Эксперименты проводил не карьер, а какое-то профильное НИИ. Затем по каким-то причинам (экономическим, техническим, финансовым) эти опыты были прекращены.
Реки Шача и Кешка (через свой приток Керу) начинаются в районе поселка Хромцово. Поэтому за 9000 лет после последнего оледенения золото вполне могло отложиться на отмелях Волги, Шачи, Кешки. Но со словом «золото» в наших краях ассоциируется только Плес. Позднее появилось «Золотое кольцо». Маловато. Даже если сюда приписать всех прошлых и будущих ювелиров.
Ключ к разгадке тайны «золота Шачи» Юрий Симаков, по его мнению, нашел в местных топонимах. Так, например, слово «золото» вместе со словами «овцы, волосы», по словам исследователя, надо искать несколько дальше от Волги. Ведь, согласно историческим данным, раньше золото мыли овечьими шкурами – руном. И, естественно, волокли их в лес, подальше от соглядатаев. И было это уже где-то в 12 веке.
Юрий Симаков не один раз блестяще «читал лекции» автору этих слов, обосновывая свою версию доводами топонимики:
Первое. Золотилово. Ранее Большое и Малое. Плюс Золотовка. Между Золотиловым и Золотовкой селение Овечкино. В 8 километрах от Волги, между Приволжском и Новописцовом.
Второе. Золотуха и Ворсино. Между селениями Светочева Гора и Кренево, слева от дороги Приволжск-Плес. 6 километров от Волги. Деревни ликвидированы в 60-70 годах 20 века.
Третье. Золотково и Вахрово. Вахрово – Ваховь – пенька, пакля, ворса, нечистый слой соли, осадочный, грязный (по Далю). Соль и грязь нам ещё пригодятся. Отмечайте. На дороге Фурманов – Марьинское. 30 километров от Волги. Золотково ликвидировано в 1964 году. Рядом с карьером Хромцово – карьер Кишкино. Не думаю, что этот топоним дан, например, в честь бараньих кишок. А вот если кишка – «извилина, излучина реки, всякий узкий рукав, кожаная парусиновая трубка при насосах и заливных трубах» (Даль), то становится понятно, что это часть устройства, применяемая при добыче золота, и требует пристального взгляда.
Четвертое. Сараево 1+Ворсино. К северу от поселка Каминский в 18 километрах от Волги. Сараево= Сара+Ева= чистое золото, деньги (Фасмер)+ Ева.
Пятое. Сараево 11+Бараново. 10 километров на восток от Нерехты. 20 километров от Волги. Баранова ныне нет.
Вот вам пять мест по обработке золота. Но, возможно, было пять мест по добыче золота. Например, реки: Кешка, Шача, Аргашма, Шохонка, Сунжа.
Аллювий – намыв породы – происходил во всех 24 речках-ручьях Алабуги в течение как минимум 9 тысяч лет после окончания оледенения. Наиболее большим он, видимо, был в устьях Кешки и Шачи, как наиболее протяженных (вместе с притоками) по всей длине. Так что хромцовское золото вполне могло отложиться в этих местах, под воздействием природных, геофизических и других факторов.
Рассматриваем прямоугольник, образованный Волгой, Волгореченской возвышенностью (дорогой Кострома – Волгореченск), Шачей и незаселенной местностью на северо-западе. На этой территории находилось (по всем спискам и картам) ровно 15 населенных мест. Семь из них занимались общестроительными и общехозяйственными работами, а пять непосредственно работами по извлечению драгоценного металла из аллювия.
Вот некоторые из них. Общие работы — Слобода Рыбацкая, Дербилка, Вёртлово, Буховская. Работы непосредственно по добыче и обработке золота — Чуть, Густомесово, Пестерюгино, Закурье, Чудь.
· Рыбацкая. Выполнение функций общепита и для снабжения строителей рыбой, икрой.
· Дербилка. Теребление льна, конопли, получение кудели, пакли. Пошив мешков из дерюги. Мешки заполнялись песком для устройства плотин.
· Вёртлово. Функции общепита. Сад – огород. Функции механической мастерской для изготовления металлических деталей. Слово «верт» — греческое, разливательная ложка. Тигель. Функции медицинского центра.
· Буховская. Выпечка хлебов – буханок. Строительство мостов, гатей, бейшлотов и т. п.
· Чуть. Шестой орган чувств человека. Чутьё. Именно с помощью его искали в древности полезные ископаемые. Бурильных установок и геофизических приборов не было. Геологические функции.
· Густомесово. Густо месили овечьи шкуры в горизонтальных колодцах (канавах, рвах), наполняя их водой. Золотые чешуйки забивались в волос. Так получалось золотое руно.
· Пестерюгино. Изготовление пестерей, скорее всего из лыка. Только были они, скорее всего, цилиндрические (вроде барабана), для лучшего обжига в кузнечном горне, тигле. Постриг шерсти с овечьих шкур.
· Закурье. Получение древесного угля для кузниц – ювелирок, канифоли, как возможной замене современной буре.
· Чудь. Чудо получения золота.
Как все новое и свежее в исторической науке, версия Юрия Симакова о былой добыче аллювиального золота в устьях Шачи и Кешки зачастую встречается в штыки. Причем, если с трудами исследователя знакомы некоторые главы муниципалитетов, по территории которых протекают эти реки, то вот чиновники средней руки их на дух не переносят. Но все же Хромцовский карьер стоит на своем месте, а золотинки по-прежнему попадают в реки. Возможно, в свое время благородного металла в них было гораздо больше. Но это уже другая тема.