Фамилии одинаковые, а судьбы разные. Откройте старый телефонный справочник жителей Костромы – буквально пестрит Смирновыми, Петровыми, Киселевыми, Лебедевыми, Козловыми. Ситниковых тоже немало, а вот губернатор среди них – один-единственный. Распространенные фамилии вряд ли приносят какие-то проблемы, разве что с ней трудно оказаться заметным. С редкой же – необычной, звонкой, «заморской», наоборот, невольно попадаешь в центр всеобщего внимания. И каково это?
Юрий Гагарин с улицы Терешковой
Поначалу мы отыскали обладателей громких фамилий. В нашем городе проживают аж два Юрия Гагарина. Пообщаться удалось лишь с одним однофамильцем и тезкой космонавта №1 – 38-летним водителем Юрием Геннадьевичем Гагариным. «У меня часто интересуются, особенно сотрудники ГИБДД, а не родственник ли знаменитости. Увы, нет. А фантазировать не буду даже для гаишников, тем более что езжу аккуратно. Я ношу фамилию мамы, родня по ее линии – выходцы из деревни Поповка Буйского района. Правда, у Гагарина-космонавта, насколько известно, корни тоже крестьянские. У отца моего фамилия звучная – Зачиналов, но родители решили, чтоб детям досталась более громкая, гагаринская. В детстве я жил на улице Терешковой. Представьте – «Юра Гагарин с улицы Терешковой» – это производило впечатление.
— Обязывает фамилия?
— Это – да! Я не выпиваю, разве что по праздникам, не курю. К сожалению, спортом не занимаюсь – не успеваю. А в детстве увлекался лыжами, коньками, вольной борьбой.
К самолетам и военной службе костромской Юрий Гагарин тяги не чувствовал, а вот его двоюродный брат, тоже Юрий Гагарин, дослужился до полковника артиллерийских войск. Сейчас он живет в Санкт-Петербурге. Десантником был брат матери, но звали его Николай Гагарин. Сына своего водитель Гагарин назвал Александром. В школе его, бывало, дразнят Гагарой, а вовсе не космонавтом. «Видимо, школьники ничего не знают, чем прославилась эта фамилия».
Есть в Костроме и свой Брежнев. Но не Леонид Ильич, а Александр Антонович. Сейчас ему за восемьдесят. В прошлом – капитан ВДВ. Фамилия досталась от дедушки Архипа Прохоровича Брежнева, проживавшего в селе Октябрьском Оренбургской области. «Фамилия генсека мне в жизни ничем не помогла, но и не мешала. Разве что интересовались – не родственник ли? Просто однофамильцы мы с Леонидом Ильичем. К эпохе Брежнева я, как и многие люди старшего поколения, отношусь положительно. Жили хорошо, ни в чем особо не нуждались. В стране была совсем другая атмосфера, люди по-доброму относились друг к другу, не то, что сейчас! Из нынешних вождей-политиков Александр Брежнев уважает Путина, Медведев нравится меньше. Плохо отзывается о Горбачеве и Ельцине: «Сломали страну, испортили жизнь людей».
2 августа фронтовику Василию Павловичу Самодурову (награжден двумя орденами Великой Отечественной войны, орденом Красной Звезды и боевыми медалями) исполнилось 89 лет. Откуда такая колоритная фамилия? «Мои предки по вероисповеданию молокане. Приверженцы этого религиозного движения верят в Христа, но не принимают внешние обряды и церковные таинства. Исключительные труженики, водку и курение отвергают, воровства среди них нет. В свое время по разрешению царского правительства молокане разъехались в поисках земель в разные концы планеты. Много их осело в Закавказье, Австралии, Канаде. И Самодуровых там, пожалуй, не меньше, чем в России. Сам я сын кузнеца из молоканской Ново-Ивановки, что в Азербайджане». Василий Павлович не отрицает, что фамилия Самодуров ему подходит. Даже военное начальство хоть и ценило молодого офицера за умение воевать, не особо жаловало за неуступчивый, принципиальный характер. «Наверное, в каждом человеке есть доля самодурства. Разве только в том нет, кто себя не любит. Плохо тогда, когда это самодурство через края выплескивается, да особенно у тех, кто власть над другими имеет. Случаются на высоких должностях и ветреные самодуры. Сегодня ему одно в голову взбредет, завтра другое и закон ему не указ. Я встречал таких. И фамилия у них была вовсе не Самодуров». В семье Василия Павловича, считая его самого, пять офицеров – два сына, внук и внучка, которая служит в подмосковной полиции и расследует экономические преступления. Честь фамилии не роняют.
Лень с Доски почета
Фамилии из ряда забавных, как правило, не приносят их хозяевам серьезных проблем. Костромичка Валентина Васильевна Лень: «Фамилия наша украинская. Правильно она звучит как Лэнь, но в документах стали писать через «е». Фамилия Лень у меня по мужу. Всю жизнь работала на фабрике прядильщицей, с Доски почета не сходила, ветеран труда. Так что ленью не отличалась ни я, ни моя семья. Даже знакомые мне говорили, что фамилия у нас неподходящая. Зато редкая».
Чоп Георгий Владимирович, 46 лет, бывший военный: «Чоп – фамилия поморская, но откуда конкретно пошли её корни, не знаю. Насколько известно, Чопы в числе других поморов когда давным-давно сорвались с родных мест и уехали пионерами осваивать сибирские земли. Про деда слышал то, что он из числа воспитанников Макаренко. Что-то наподобие Республики ШКИД». Во время войны служил хирургом на фронте. Погиб под Волгоградом при каких обстоятельствах – не известно. Семейное предание гласит, что дед хорошо рисовал. Но ни фотографий его, ни рисунков, к сожалению, не сохранилось. К необычной фамилии своей привык и другой не надо. Казусы случались лишь с её написанием. Часто коверкали, то «ё» напишут вместо «о», то «б» на конце поставят.
Фамилия Рыбак костромичке Альбине Анатольевне очень нравится. Досталась она ей от мужа, а ему, в свою очередь, от украинских предков, по спецпереселению осваивавших новые земли на дальнем Востоке. Вместе с мужем работала в гражданской авиации. «Нас так и называли – Рыбак и Рыбачка». После смерти супруга перебралась Альбина Анатольевна в Кострому, куда направили после учебы дочку. Очень радуется, когда узнает приятное об однофамильцах. Победа Александра Рыбака на Евровидении принесла ей немало положительных эмоций. Её сын живет в Красноярске, там же два внука и правнук. «И все Рыбаки. Размножаемся…»
Бухгалтер Марина Евгеньевна обрела фамилию Кот, когда, будучи еще студенткой, вышла замуж. И никакого сожаления ни по поводу замужества, ни по поводу фамилии. «С девичьей фамилией, по крайней мере, декан меня не знал, а как стала Мариной Кот, сразу запомнил в лицо». И сейчас есть большой плюс в моей фамилии: знакомые и друзья дарят по разным поводам кошачьи фигурки. Уже приличная коллекция из таких сувениров получилась. «Дочка моя в школе от обидных прозвищ не страдала. Разве стоит обижаться на ласковое «Котик»?
На редкость красивая фамилия у бывшей проводницы Зинаиды Васильевны Заря. Вообще-то по профессии она геолог, но в девяностые, когда в геологии стали совсем плохо платить, ушла в железнодорожницы. Заря – фамилия по мужу. Сейчас его уже нет в живых. «Таких людей, как он, больше нет на свете. Черноволосый, красивый, высокий, дурой меня ни разу не назвал, добрый, заботливый». Заря – фамилия украинская. Правильно звучит как «Зоря», с ударением на первом слоге. Но когда Алексей вернулся из армии и ему выдали новый паспорт, паспортистка перепутала буквы. Так появилась фамилия Заря. Если и были какие случаи с фамилией у бывшего проводника, то только хорошие. Как-то возвращались в Москву в её вагоне Владимир Пресняков-младший и его музыканты. «Ой, какая фамилия! Ну надо же – какая фамилия!», – ходил за ней следом популярный певец. Зинаида Васильевна уже несколько лет на пенсии. Сын подарил двух чудесных внучек, которые скоро станут совсем взрослыми. Есть надежда, что они исполнят просьбу любимого дедушки – не поменяют фамилию, когда выйдут замуж.
Был Пупкин, стал Шереметев?
С «непонятными» фамилиями, имеющими иностранное происхождение, намного труднее. Их часто коверкают, в школе не обходится без заковыристых прозвищ, да и бывают более серьезные проблемы.
Костромичка Анна Ивановна о семейной фамилии Гарфер знает немало печального. Родители её мужа Владимира Гансовича – из поволжских немцев – в сталинскую эпоху угодили в безжалостную машину репрессий. Отец его сгинул красноярских лагерях, мать, отсидев в заключении три года, все же вышла на свободу. Все они были реабилитированы. Владимир Гарфер, выпускник МИСИ, работал инженером, из-за фамилии был невыездным. Сейчас таких проблем нет, но нет и в живых мужа. Наверняка есть немало родственников за границей, но на поиски родни нужны силы и энтузиазм. Дочка Ольга живет в Москве. Там проживает, наверное, немало родственников – Гарферов. Двоюродная сестра мужа была замужем за известным актером Борисом Чирковым, а родной его дядя заведовал когда-то отделением Боткинской больницы. Немецкое происхождение чувствовалось во Владимире Гансовиче. «Был очень требовательным, всегда до конца доводил начатое, любил порядок, отличался большой аккуратностью. Сама я не такая, более несобранная. Да ведь я и осталась на своей фамилии. Невоструева я».
Зинаида Сергеевна Сталлит о фамилии, доставшейся в замужестве, знает немного. «Дед мужа был латыш, после армии женился на русской Марье Ивановне, их сын Николай женился на Евдокии Федоровне, моей свекрови. Так что латышскую кровь сильно разбавили, а фамилия осталась». Но вот кому продолжать эту редкую фамилию – большой вопрос и больная тема для Зинаиды Сергеевны. Оба взрослых сына (старшему уже 48, младшему – 39) так и не подарили ей ни внуков, ни внучек. Много чему печалится бывшая труженица «Строммашины» – здоровье совсем подводит, со старшим сыном проблем предостаточно. «Но вряд ли тут фамилия виновата. Видно, судьба такая».
Редкие фамилии… листаешь телефонный справочник, и диву даешься: Кексель, Вотчель, Вюртц, Гарбарук, Роланд, Хухуа, Чуладо, Кривокорытова, Закациоло, Дробинога, Феночка, Ли… Какую роль сыграла фамилия в судьбах этих людей – бог весть, но наверняка сыграла. Сейчас сменить неблагозвучную фамилию – пара пустяков. Заплати тысячу рублей с небольшим и из Козловой превратишься в Бенгальскую, из Пупкина в Шереметева. Но стоит ли это делать? Знала я в молодости одного большого партработника по фамилии Поносов. Был человеком крутого нрава, но справедливым, толковым и энергичным. Народ его любил, уважал, и никому в голову не приходило поставить ударение на втором слоге. Партийный секретарь умер на рабочем месте от сердечного приступа, он так и не дождался сына, служившего в Афганистане. А сын вернулся, раненый, но живой. И фамилия продолжилась – её носят уже внуки справедливого партработника, менять никто не собирается. Вот и выходит, что не только фамилия влияет на нас, но и мы на неё.
Алевтина НОВИКОВА.Фото Сергея Андреева.