— Восклицали многие из них, когда были отклеены бороды и бакенбарды, а вместо холщовых мужицких рубах, купеческих сюртуков вновь облачились в джинсы и футболки. Парадоксально, но собственный современный облик вдруг показался необычным. Артисты массовки тоже вживаются в роль! Съемочная группа известного режиссера Владимира Хотиненко, завершив работу над «тверскими» эпизодами в Костроме (в Твери, в отличие от нашего города, не найдешь целых ансамблей старинной архитектуры), вернулись в столицу. Костромские «народные артисты» тоже вернулись – из киношной реальности в обычную. Но остались впечатления, да какие!
«Поаплодируем Валере»
Костромич Валерий Соколов (работает экспедитором на предприятии) — один из самых опытных артистов массовки. Начиная с 2004 года, снялся уже в шести фильмах. «Бесы» – седьмой. У Хотиненко ему посчастливилось сыграть небольшой эпизод с мышью. «Для роли я четыре дня не брился, а потом на щетину приклеили усы. Сцену снимали у часовни в Пряничных рядах. Мне нарисовали кровоточащую рану на руке, и я должен был достать из-за разбитого стекла мышку, забравшуюся в киот с иконой. Нет, не противно. У нас дома эта живность обитала – дети покупали. Сцена получилась с третьего дубля. Мышь действительно пришлось половить и извлечь, держа за хвост. Хотиненко подошел и сказал: «Снято. Молодцы! Давайте поаплодируем Валере». Надеюсь, что эпизод не вырежут, потому что в нем есть особый философско-мистический смысл. Мыши в киоте – символ особого коварства бесовщины. Впечатления о работе съемочной группы Хотиненко – самые отличные. Коллектив настоящих профессионалов. Одна Инесса Израилевна, которая работала с актерами на кастинге, чего стоит. Глаз – алмаз, сразу видит, на какую роль кто подходит».
Урок от Маковецкого
Александр Боженков, кандидат наук, ведущий агроном «Россельхозцентра», успел сняться в трех фильмах. В «Страстях по Чапаю» видел себя на экране, но сожалеет, что его «много вырезали», в «Соловье-разбойнике» мелькал в массовых сценах. Из всех трех режиссеров, с кем работал, больше всех понравился Владимир Хотиненко. «Он самый живой. Смеется, радуется вместе с героями, подсказывает много. Не подавляет, не диктатор. Все его очень любят и называют уважительно Владимиром Ивановичем. Лишь раз увидел его раздраженным. Это когда в отснятой сцене обнаружилось, что на одном из массовочных персонажей были надеты современные очки. Пришлось переснимать. Знаете, Достоевского принято считать очень мрачным писателем. А когда читаешь его книги, даже «Преступление и наказание», то порой ухохочешься. И смешных моментов много, и герои острохарактерные. Словом, трагикомедия. Хотиненко, по-моему, старается эти нюансы передать».
Александр просто счастлив, что в одном эпизоде играет вместе с Сергеем Маковецким, его любимым актером. В этой сцене следователь Горемыкин (в исполнении Маковецкого) разговаривает с Флибустьеровым, начальником полиции, и задается вопросом: «А кто же такой господин Ставрогин?» Тут в разговор встревает герой Боженкова и произносит следующую фразу: «Ставрогин Николай Всеволодович у своего имения объявились – утром тайно заехали». К слову, именно Александр подсказал, что его герой должен быть филером, а не «мужичком», как было в первоначальном варианте. Признается, что первый дубль испортил – впал в ступор. И Маковецкий его пожурил: «Если вы роль забыли, так в камеру не смотрите, выкручивайтесь».
Из наблюдений над знаменитостями: «Маковецкий напряженный-напряженный и все время хочет остаться наедине, чтоб еще раз роль повторить, обдумать. От объективов фотокамер уклоняется. Костолевского помню по «Звезде пленительного счастья». Незабываемая роль! А тут такой изрядно постаревший и, как показалось, уставший человек. Увы, нет в нем прежней энергетики. Дай бог, ошибиться, может, в фильме он преобразится. А с барышнями Игорь Костолевский не отказывается фотографироваться».
«Хотиненко так хорошо смеялся»
Костромской художник-дизайнер Михаил Клюкин до «Бесов» снимался в массовке кинофильма «Страсти по Чапаю». «Там я играл клерка, который катался с барыней в карете. Съемки проходили на улице Пятницкой. Еще бы не понравилось!» На кастинг к «Бесам» Михаил приходил с сыновьями. Старшего Арсения не взяли из-за современной короткой стрижки, а вот пятилетний Елисей, обладатель длинных светлых волос, подошел по всем статьям. Когда на него надели длинную рубашку, картуз и основательные старинные ботинки, получился вылитый деревенский сорванец из позапрошлого века. В отличие от папы Миши, который в образе бородатого крестьянина помаячил на заднем фоне, Елисея с ватагой мальчишек снимали крупным планом. Отец беспокоился за сына: «Я думал, он не выдержит такого количества дублей – не менее двадцати, да еще на солнцепеке. А ему все нипочем. Сейчас все спрашивает, когда еще будем сниматься в кино. На свои первые заработанные деньги (за два дня съемок – 1000 рублей) Елисей сходил с братом на фильм в 3D».
Михаила Клюкина поразило, насколько все до мелочей было продумано во время съемок. «Ну, кто разглядит руки мужика, если он на заднем плане? Нет, мне все равно нарисовали на ногтях въевшуюся грязь на ногтях в виде черных ободков. Гримеры – профессионалы экстра класса. Иные современные фильмы смотришь, и остается впечатление: ряженые! Уверен, такого у Хотиненко не будет». На память о съемках у Михаила нащелкано немало кадров на фотоаппарате. Самый дорогой заслуживает красивой рамки не стене. Это где он рядом с режиссером фильма. «Хотиненко – простой и очень талантливый человек. После каждой съемки он так заразительно хорошо смеялся и вообще излучал необыкновенный позитив». Своей человечностью костромича удивил и Сергей Маковецкий. Когда на съемках один из актеров массовки упал в обморок, то знаменитый артист, как и другие, бросился на помощь.
«Приехали профессионалы»
Молодого историка Дмитрия Смирнова в «Бесах» мы увидим в образе шарманщика. Первоначально предполагалось, что играть он будет прохожего, наблюдающего за работой точильщика ножей. Сообразив, что на экране увидит себя в лучшем случае со спины, Дмитрий предусмотрительно проявил интерес к шарманке, стоявшей среди прочего реквизита. Так ему досталась роль бывшего мелкого чиновника, зарабатывающего на жизнь нехитрой музыкой на улице. « На мне был сюртук, сверху крылатка, на голове котелок, он то и спасал меня от солнцепека. Кстати, все костюмы были из натуральных материалов, что тоже в жару всех выручало. По мнению Дмитрия, типаж для актера важнее внешних данных. И ему повезло, что пришел на кастинг изрядно заросший (два месяца не был у парикмахера). А вот его знакомую с мелированными волосами не взяли. Считает, что из всего снимавшегося в Костроме за последние годы, «Бесы» – лучший фильм. И по актерскому составу, и по режиссуре, и по работе гримеров, костюмеров над образами, и, что немаловажно, по атмосфере на съемочной площадке. «Никаких проявлений звездности. Доброжелательность и уважительность. Сразу видно, что приехали профессионалы». Однако костромичи зарекомендовали себя тоже с лучшей стороны. По крайней мере, очень старались. «В массовке принимала участие даже супруга мэра города Виктора Емца – Ирина. Но если б он не приходил ее встречать, никто бы об этом не догадался. Ничем не выделялась, все наравне со всеми, никаких привилегий. И роль, как у большинства, без слов. Но Ирина Емец, красивая молодая женщина, и в образе городской барышни была очень интересной».
Маленькое путешествие в 19-й век
Ирина Емец:
— Сознаюсь, мне нелегко было переносить целые дни на такой жаре, но если б вновь выпала возможность поучаствовать в съемках фильмов, то согласилась бы с удовольствием. Впечатления потрясающие! Костюмы, инвентарь – все антикварное, декорации, инсталляции необыкновенно реальные… Было впечатление, что совершаю маленькое путешествие в 19-й век, ощущаю дух того времени. Владимир Хотиненко и его группа – очень внимательные люди. Заметила на площадке жену режиссера, она всегда была рядом, отсматривала вместе с ним дубли. Познакомилась с Марией Шалаевой. В фильме она играет Хромоножку. Мне очень нравится ее творчество. Вспоминаю все, что увидела, узнала во время съемок «Бесов» и испытываю волнение даже сейчас.
***
Оказалось, что мои собеседники неплохо знают творчество Федора Достоевского. В чем-то спорят с классиком, в чем-то соглашаются, но это уже отдельная тема. Но то, что после съемок «Бесов» почти все артисты массовки заглянули в библиотеки за одноименным томиком, говорит о пользе киносъемок в нашем городе. А еще один большой плюс в том, что многие из этих людей стали друзьями, в Костроме появилось своего рода неформальное товарищество кинолюбителей, снимавшихся в массовых сценах. Созваниваются, обмениваются новостями, и в случае, если какой-нибудь режиссер надумает снимать свой фильм в Костроме, то они узнают об этом одни из первых.
Алевтина НОВИКОВА.
Фото Сергея Андреева и артистов массовых сцен.