Аббревиатуру АГС уже редко кто путает с АЗС (автозаправочная станция), тем не менее альтернативная гражданская служба еще далеко не распространенное явление в нашем обществе.
Дорогу к альтернативной гражданской службе прокладывали не только молодые пацифисты из Европы, расплачивавшиеся за свои убеждения тюремными сроками, но и великие умы, среди них Альберт Эйнштейн, Анри Барбюс, Махатма Ганди, Рабиндранат Тагор, Ромен Роллан, Лев Толстой и другие деятели мировой культуры и науки, считавшие, что заставлять людей против воли и их убеждений нести воинскую повинность, убивать других – это унижение человеческого достоинства. Во Франции АГС была введена в 1962-м, вскоре большая часть французской молодежи предпочла гражданскую службу военной, и в 1990-х призыв был отменен. Будет ли когда-нибудь служба в российской армии переведена исключительно на профессионально-контрактную систему – неизвестно, а вот федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» в 2004 году вступил в силу.
«Фельдшеру у нас места не нашлось»
Число альтернативщиков среди призывников в Костромской области ничтожно мало, даже уклонистов намного больше. В чем дело? На этот счет у председателя областного комитета солдатских матерей Нины Тереховой есть своя точка зрения: «Свою лепту вносит противодействие военных комиссариатов. В ход идет все! Например, одному призывнику, написавшему заявление на АГС, сотрудники военкомата заявили, что всех будущих альтернативщиков согласно приказа надо обследовать в психиатрических отделениях больниц. Хорошо, что парень внимательно ознакомился с документами и ничего подобного там не нашел. А другой бы себя спросил: «Мне это нужно?» и отказался бы от заявления. Да, в коридорах военкоматов висит на стендах информация об АГС, но моральный прессинг никто не отменял. Почему это происходит? Все элементарно: ребята, выбравшие АГС, не входят в план призыва».
Пробуксовка АГС в нашей области, по мнению Нины Тереховой, связана и с нерасторопностью работодателей. На интернет-сайте Министерства труда у нашей области самый короткий список рабочих мест для альтернативных служащих. Свои заявки не выставляют даже те организации и предприятия, которые остро нуждаются в рабочих руках. Между тем, процедура подачи документов в Минтруда вовсе не канительна – необходимые бумаги для отправления и утверждения в этом ведомстве можно оформить за пару дней. Совсем по другому подходят к АГС в других российских регионах. В некоторых областях труд альтернативщиков используют не только на городских предприятиях, но и в сельскохозяйственном производстве. Причем, ребятам предлагают службу не только в качестве дояров, трактористов, но и по прямой специальности, полученной в сельхозвузах. Разве это не выход при дефиците специалистов?
О том, как нерационально распоряжается наша область возможностями АГС, наглядно рассказывает недавняя история. Выпускник костромского медицинского колледжа обратился в военкомат с просьбой направить его на альтернативную службу по специальности. «К сожалению, ни в одном из медицинских учреждений нашей области не нашлось для парня-фельдшера места! И Минтруда дал ему направление на должность санитара в психоневрологический интернат Ярославской области, что нас в комитете солдатских матерей привело просто в шок. Как такое может быть при нехватке медиков среднего звена в нашей родной губернии! Неужели департамент здравоохранения не мог зарезервировать для готового специалиста место? Не слишком ли расточительно выпускника сразу двух отделений (сестринского и фельдшерского) отпускать в чужую область, да еще санитаром?»
Служба в АГС – не медом мазана, длится она не год, как на военной срочной службе, а 21 месяц. Но ее преимущества в том, что на альтернативщиков распространяется Трудовой кодекс и так называемый соцпакет – два оплачиваемых отпуска, больничные листы и т.д. Нина Терехова: «Есть даже примеры, когда проходящие службу по АГС оставались в декрете по уходу за детьми, а жены, имеющие высокооплачиваемую профессию, выходили на работу. И этот период засчитывался в срок прохождения АГС». Альтернативная служба – лучший выход в нестандартных житейских ситуациях. В комитет солдатских матерей обратилась женщина, имеющая инвалидность. У нее двое детей: старшего призывают в армию, а младший – инвалид детства. Живут на пятом этаже – и кто теперь будет выносить больного ребенка на улицу? Единственный выход – прохождение альтернативной службы, причем в Костроме. Тем более, семья эта настроена против ношения оружия. Что понятно: столько требуется добра, чтобы справляться со свалившимися испытаниями.
В комитете солдатских матерей считают, что вокруг АГС много всякой дезинформации. Неправда, что право на альтернативную гражданскую службу имеют только верующие определенных конфессий (свидетели Иеговы и другие). Выбрать АГС вправе не только верующий, но и каждый гражданин, убеждениям которого противоречит ношение оружия. И неправда, что призывнику с пеной у рта и кипой бумаг надо доказывать свой выбор. Согласно закону об АГС, никаких доказательств не требуется. А вот причины и обстоятельства, побудившие ходатайствовать о замене военной службы на АГС, надо указывать в заявлении грамотно и четко. За всеми конкретными разъяснениями по АГС следует обращаться в областной комитет солдатских матерей (г. Кострома, ул. Симановского, 16а, кабинет 8, тел. 45-34-01. Приемные дни: среда, четверг, пятница – с 10.00 до 18.00).
Как тебе служится, альтернативщик? С этим вопросом мы отправились на… почту. Два костромича Илья Легашов и Михаил Терентьев проходят АГС на костромском почтамте «с толстой сумкой на плече». Илья работает почтальоном в отделении связи №16 в микрорайоне Давыдовский, Михаил – в пятом, что на площади Октябрьской. У каждого своя «альтернативная история».
«Оружие не для меня»
Илья – выпускник костромского политехнического колледжа, специальность – гидрогеолог. С выбором АГС у него не было никаких сомнений: «Я человек спокойный, мягкий, миролюбивый и вообще против всякого насилия. К оружию отношусь крайне отрицательно. За свою жизнь только раз приходилось участвовать в драке, да и то не по своей воле, тот конфликт был спровоцирован. За свой выбор мне пришлось немало побороться. В военкомате начальник мне слова не давал сказать, только что рот не затыкал. Для надежности я пришел с мамой. Так и ее пытались пристыдить: «Вот у вас такой здоровый сын, а вы его хотите на альтернативную службу». Потом мне сказали, что я пропустил сроки подачи заявления. Хорошо, что вступился комитет солдатских матерей, их юрист помог мне выиграть дело в суде. Большого выбора с местом работы собственно не было: лосеферма, театр кукол, почта. Для начала пошел на почту и мне сразу сказали, что берут. В принципе все нормально, за десять месяцев уже привык, коллектив – нормальный, у нас в отделении работает Алексей Дудинов, который признавался лучшим почтальоном области. Участок у меня более-менее спокойный, конечно, встречаются и те, что любят поскандалить. Но это тоже школа жизни. Не скрою, что нисколько не жалею. Никто не унижает, а то наслышан я про дедовщину в армии. Отработал – и возвращаешься домой, а не в казарму. Зарплата невелика, но какие тут могут быть претензии. Это же служба! Зато два оплачиваемых отпуска, даже если б на альтернативную меня отправили в другой город, и то бы не раздумывал. Нет, оружие – не для меня.
Больше всех радовалась моя жена
Михаил Терентьев: — Альтернативную службу выбрал по внутренним религиозным убеждениям. Посещаю церковь, пою на клиросе. Да, церковь благославляет воинов на защиту Отечества с оружием в руках. Но в то же время в канонах прописано, если человек воевал и убивал, то он на три года отлучается от причастия. Как бы там ни было, но даже в школе на военных сборах ситуация складывалась так, что я не попал на стрельбу из автомата, а вместо гранаты бросал камень. У каждого свой путь и свои убеждения. В армии служили мой отец и мамины братья. Мой младший брат сейчас служит матросом при штабе в Калининграде. Мы с ним попали практически в один призыв, только я – на АГС. К моему выбору родные отнеслись с пониманием, но больше всех, пожалуй, радовалась моя жена, она тогда как раз ждала ребенка. Сейчас нашей дочке четыре месяца. И это хорошо, что я рядом.
Военкомат мне никаких особых препятствий не чинил. Какое отношение там к АГС известно, поэтому я пришел подготовленным. Отговаривали, но в меру. О почте я, можно сказать, мечтал. Для АГС лучшего варианта и представить трудно. Работа на свежем воздухе, замечательный коллектив, прекрасное начальство. И вообще не считаю альтернативную службу в чем-то зазорной. Я не откосил, ни от кого не бегал, свой долг выполняю. А вообще считаю, что армия должна быть профессиональной. О будущем пока не думал, возможно, восстановлюсь в университете, если удастся учебу совместить с работой. Как мой брат? Пишет из армии письма в стихах, говорит, что времени свободного предостаточно.
Не разочарован своей альтернативной службой и Илья Ужегов, работающий в театре кукол техником по монтажу сцены. Правда, встретиться с прессой наотрез отказался.
Алевтина НОВИКОВА.
Фото Николая Суворова.