Недавно департамент экономического развития Костромской области обнародовал результаты «мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления» в прошлом году. Хотя уже скоро городские округа и муниципальные районы будут подводить предварительные итоги социально-экономического развития за 2014 год, этот анализ, по мнению корреспондента «СК» Евгения ЗОЛОТОВА, не стоит откладывать в долгий статистический ящик. Наоборот, к нему еще не раз вернутся экономисты, чтобы сверить региональную перспективу на ближайшие годы.

Когда статистика лукавит

Среди всех муниципалитетов на первом месте по разделу «Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды» (в фактических ценах) оказалась Кострома.

В прошлом году областной центр «произвел и распределил» промышленной продукции в размере почти 39,6 миллиарда рублей. Кто ближе? Волгореченск – 30,4 миллиарда, Красносельский район – 18,6 миллиарда и Шарья – 13,1 миллиарда рублей. Другие города и районы, простите, и рядом не стояли. Хотя лесозаготовки идут отдельным разделом. Но все-таки именно эта четверка промышленно развитых муниципалитетов, если верить цифрам, и задает тон в формировании регионального валового продукта.

Но та же статистика, как известно, вещь лукавая. В Костроме проживает около 270 тысяч человек, а в Волгореченске – 17 тысяч, то есть в 15 раз меньше. «Отгружает» облцентр всего в 1,3 раза больше продукции, чем город энергетиков. Для полноты информации статистики сообщают: в 2013 году предприятия Волгореченска произвели промышленной продукции и оказали услуг в расчете на одного жителя в размере 1,8 миллиона рублей, в то время как костромские – 146,5 тысячи. Кострома здесь отстает более чем в десять раз. Нетрудно догадаться, что это результат скорбной тенденции прошлых лет, когда многие крупные промышленные предприятия столицы региона либо закрывались, либо влачили жалкое существование. Отсюда и бюджетные прорехи. Появление же множества торговых центров – не выход из положения, ибо крупные сетевики пользуются законным пока правом дробить свой бизнес и платить налоги по минимуму.

В любом случае тенденция того, что Кострома практически потеряла лидирующие позиции в реальном секторе экономики, подтверждается цифрами. И в прошлом году это особенно проявилось.

С учетом такой, явно не выигрышной для Костромы, динамики часть доли ВРП она уступит и другим динамично развивающимся муниципалитетам. Волгореченск же свой вклад в экономику региона увеличит. Не надо забывать, что в следующем году будет пущен в эксплуатацию новый цех трубного завода и производство бурового оборудования. Это миллиардные капиталовложения. Кроме того, успешно идут переговоры о строительстве в Волгореченске электрометаллургического предприятия, речного порта и кирпичного завода. Не исключено, если жители Нерехтского района дадут добро о включении всего Волжского сельского поселения в состав городского округа г. Волгореченск, то в ведение этого муниципалитета перейдет и строительство весьма крупного тепличного хозяйства в поселке Рудино. А создание индустриального парка «Волгореченский»? Сейчас идет напряженная работа по его формированию. Если все пойдет по плану, то в этом парке «сядет» больше резидентов, чем на площадке бывшего завода «Мотордеталь» в Костроме.

Ставка на «точки роста»

Есть у нас заведомо развитые муниципалитеты, куда и в советское время, и сейчас вбухиваются огромные средства. А есть территории, где проживает несколько тысяч человек, в основном люди преклонного возраста, предприятия там – в основном коммунальные и лесные, да пара-тройка молочных ферм. Понятно, что инвесторы идут туда, где есть нормальная производственная инфраструктура, а местные власти на деле, а не на словах привечают бизнес.

В стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года отмечается наличие сложившихся производственных комплексов. Это промышленный комплекс в Волгореченске, ювелирный центр в Красном-на-Волге и Костроме, центр химической промышленности в Буе, машиностроительный комплекс в Галиче, судостроительный и текстильный (льняной, хлопковой, шерстяной промышленности) комплексы в Костроме, мясо-молочные комплексы на западе и юге области, лесной и лесоперерабатывающий комплексы на востоке области.

Разработчики стратегии посчитали, что эти отраслевые промышленные комплексы могут стать основой для формирования производственных кластеров, т.е. территориальных производственных комплексов нового типа. То есть на прежней базе будет формироваться будущая экономика региона. В том числе в результате межмуниципального сотрудничества.

Правда, в этом документе удивило, что «муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район с городским округом город Волгореченск» будут развивать машиностроение, металлургию и инновационные виды деятельности. Каким образом они все это будут совместно развивать? И почему «с Волгореченском», а не наоборот, ведь в промышленном отношении от города энергетиков» до «музея под открытым небом» — дистанция огромного размера. Да и дорога между этими муниципалитетами — транспортное недоразумение. Поэтому, каким образом нерехтские предприятия, учитывая даже подключение механического завода, скооперируются с самодостаточными волгореченскими производствами? То, что некоторые местные структуры, в том числе суд и полиция, пока что подчиняются Нерехте, не повод говорить в этом случае о бурном развитии межмуниципального сотрудничества даже в перспективе до 2025 года.

Волгореченску с любой стороны ближе Кострома или даже Приволжск и Фурманов Ивановской области, чем Нерехта. Или расчет сделан на то, что все Волжское сельское поселение станет частью городского округа г. Волгореченск? Тогда да, взаимовыгодное сотрудничество приобретет некие реальные черты. Но пока что городу энергетиков важнее наладить внутреннюю производственную кооперацию. Например, мэр Волгореченска Юрий Маков сотоварищи просчитал, сколько «металла» будет со временем переходить с электрометаллургического завода на трубный, а потом и на речной порт. За счет только одной выверенной логистики будут сэкономлены огромные средства. Это и будет кластер нефтегазовой и металлургической промышленности.

Предполагается, что найдут точки соприкосновения предприятия машиностроения и химической промышленности Галича, Буя и одноименных районов. В Костроме должен сформироваться текстильный комплекс, а в Красном-на-Волге давно говорят о создании совместно с областным центром ювелирного кластера.

Экономическая подушка безопасности

Между тем, сколько ни «говори «халва», во рту слаще не станет. Эффективность экономики зависит не от количества предприятий, создания или не создания кластеров и промышленных округов и т. д. (это уже производное), а от уровня производительности труда. А она, как опять же констатирует статистика, в нашем регионе довольно низкая. В 2011 году она (в расчете на одного занятого в экономике) была в 1,9 раза ниже, чем в среднем по России и в 2,4 раза – по ЦФО.

Не случайно задача № 1 Костромской области на ближайшие годы – «выстраивание конкурентоспособной модели экономики области посредством ускоренного развития высокотехнологичных производств, базирующихся на местной ресурсной базе, характеризующихся высокой степенью переработки и обладающих устойчивым потенциалом динамичного роста».

Но одно дело заявлять это на бумаге, а другое – воплощать в конкретные дела. В мэрии той же Костромы этот животрепещущий вопрос обсуждался не однажды, но где новые высокоэффективные производства? Не такие мощные, как, скажем, в Калуге, но хотя бы конкурентоспособные на внутреннем рынке.

Кто главный «пирожник»?

Возвращаясь к результатам ежегодного мониторинга муниципалитетов, хочется отметить положительную динамику развития промышленности по сравнению с предыдущим годом в Галиче (+26,5 процента), в Октябрьском районе (+30,6 процента) и особенно в Сусанинском районе (+44,7 процента). Молодцы, нечего сказать. Не случайно сусанинцы вышли на девятое место в регионе по производству промпродукции в расчете на одного жителя, а боговаровцы закрепились на 15-м месте, то есть вошли в «золотую середину».

А вот практически всему северу и северо-востоку области (за исключением Солигаличского, Парфеньевского, Нейского, Октябрьского районов и Шарьи) рывок вперед не удается. Судите сами: в 2013 году в Кологривском районе на одного жителя было произведено промышленной продукции в размере всего 4,1 тысячи рублей. Недалеко оторвались и другие аутсайдеры – Поназыревский район (4,5 тысячи) и Межевской район (7,9 тысячи рублей). Сельское хозяйство там тоже не блещет. Хорошо еще, что в лесозаготовительной отрасли дела у этих муниципалитетов пошли в гору, а то бы, простите, пришлось им заказывать за упокой. Кстати, на одном из заседаний депутатской комиссии Костромской областной думы то ли в шутку, то ли всерьез прозвучало предложение народного избранника переселить население одного из районов в облцентр, де-мол это намного выгоднее, чем постоянно тратиться на «социалку» при собственных доходах муниципалитета, «стремящихся к нулю». Эти слова сначала показались кощунственными, но доля истины в них, согласитесь, есть. Нельзя же вечно жить за счет других.

И все же ситуация такова, что дотирование территорий, где крупную промышленность и в глаза не видели, продолжится. Самое главное – увеличить количество муниципалитетов-доноров, чтобы общий бюджетный «пирог» был пышнее. А потом уж, по мере возможности, создавать условия для привлечения капитала в нашу костромскую глубинку. Сейчас на это просто нет средств. А ставку область делает на Волгореченск не потому, что он лучше или хуже других городов и весей, а по причине того, что бюджетные вливания в ту же производственную инфраструктуру именно здесь дадут реальную налоговую отдачу.

Альтернатива есть

Город энергетиков, несмотря на присоединение 1500 гектаров из состава Волжского сельского поселения Нерехтского района и 100 гектаров с гаком – из состава Сидоровского сельского поселения Красносельского района, по-прежнему будет испытывать нехватку земли для размещения новых производств и массового строительства жилья, которое потребуется при увеличении численности населения к 2025 году до 25 тысяч человек. Прибавка составит 8 тысяч человек. Юрий Маков не перестает просить – дайте же нам дополнительную землю. Обратился он к жителям Сидоровского сельского населения – господа-товарищи, пожалуйте в наш городской округ. Реакция последовала неоднозначная. Особенно со стороны сельской интеллигенции, которой кажется, что местных жителей и так неплохо «кормит» родимый Красносельский район. Впрочем, это отдельная тема, которая до сих пор открыта. А сейчас глава сельского поселения Павел Романов говорит о межмуниципальном сотрудничестве, когда без разницы, в какой район или городской округ ты входишь. Инвестору якобы все равно. Время рассудит, прав ли сельский глава. Хотя планы у него серьезные. Возле одной из деревень может появиться завод по переработке мусора. Как сообщил портал krasnoenews, инвестор уже найден. Правда, возникли организационные неувязки из-за того, что затянулось согласование генплана поселения. Поэтому под угрозой срыва оказалось несколько инвестиционных проектов. В том числе туристско-оздоровительный комплекс. Идет речь и о строительстве рыбацкой деревни, благо что сельское поселение занимает все красносельское правобережье Волги. Если хотя бы часть задуманных проектов будет реализована, тогда можно будет говорить о какой-то альтернативе «большого рывка» за счет привлечения крупного капитала, привязываемого к конкретным «точкам роста». Например, к тому же Волгореченску.

И все же, оздоровительный комплекс – не завод, гарантирующий осязаемые налоговые поступления, да и далеко не все сельские поселения расположены на берегу великой русской реки. А ведь, не исключено, сидоровчанам потребуются денежки на прокладку каких-то коммуникаций для капризных инвесторов. Кто даст? У области средства на это лимитированы. Бюджет района гол как сокол по сравнению с объемом «отгружаемой продукции». Не придется ли вспоминать о более тесном, чем межмуниципальное сотрудничество, союзе с Волгореченском?

И все же думается, любой опыт привлечения инвестиций надо только приветствовать. Нам нужны не только промышленные округа, кластеры, но и любые не на ладан дышащие производства – от Нерехты до Боговарова. Тогда и разговоры о «великом переселении» жителей глубинки в областной центр прекратятся. В то же время, говоря об экономическом буме в Волгореченске, хотелось бы, чтобы и Кострома не теряла позиции. Планы промышленного развития там, конечно, есть. Но пока что они не приобрели зримые черты. 

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...