Я всегда думала, что лоскутное шитье — это когда кусочки ткани красиво сшиваются, создавая определенный орнамент или картину. Но, побывав в гостях у Светланы Смоленко, я поняла, что не все так просто. Современный пэчворк — настоящее искусство, где есть место батику, аппликации, вышивке и многим другим художественным приемам. И именно поэтому создаются уникальные по красоте картины. Но как можно научиться творить все это великолепие? Об этом я и попросила рассказать мою собеседницу.
Заболела пэчворком
В уютной квартире Смоленко — настоящая выставка. На стенах в комнатах висят лоскутные панно. Все они нарядные, красочные, очень украшают интерьер и придают ему неповторимую самобытность. Я даже по-хорошему позавидовала такой красоте. Мне такие вещи никогда не сделать — это требует таланта, громадной усидчивости и любви к творчеству. Но и дорога Светланы к мастерству была не быстрой.
Детство девочки пришлось на войну и послевоенные годы. Кукол тогда не было, и шила она их сама, как могла. Когда стала школьницей, мама, умевшая много делать своими руками, заставляла Свету заниматься вышивкой, говорила: «Учись, это никогда не помешает!» «И не зря!» — говорит сейчас мастерица. Закончила Светлана Анатольевна технологический институт, долгие годы была на комсомольской и партийной работе, а затем начальником отдела кадров на электромеханическом заводе. В то время она, бывало, шила себе платья, на другое же не хватало времени… Но однажды летом 2003 года, прогуливаясь с мужем по улице Советской в Костроме они увидели, что в центре «Автограф» открылась «Лоскутная выставка». Супруги зашли туда. «Я не имела понятия о таком искусстве, красота, которую я увидела, так меня поразила, что я поняла, это — мое и я так тоже смогу!»
От ученицы — до победительницы
И с этого момента, а Светлане Анатольевне было уже шестьдесят, ее жизнь перевернулась. Она стала искать литературу, книги, журналы. Потом попала на курсы в центр творчества молодежи «Истоки». Обучение не прошло даром, Светлана Смоленко многому научилась. И в декабре того же года ей удалось поехать на фестиваль лоскутного шитья во Владимир. «Я увидела огромное число различных работ и заболела этим, — вспоминает женщина, — все записывала, училась, смотрела. Там давали мастер-класс по пошиву женского костюма. Так я вплотную и занялась лоскутным шитьем». Она так влюбилась в это искусство, что даже уволилась с работы, где подрабатывала на пенсии. Старшая дочь Марина отговаривала маму: «Сейчас все стремятся, наоборот, устроиться на работу. А ты бросаешь!» Но Светлану Анатольевну уже нельзя было переубедить. В этом увлечении ее очень поддерживал муж Александр Иванович, брал на себя все домашние хлопоты. Когда жена приходила домой — всегда был готов обед, он помогал во всем. «Шила я даже больше, чем сейчас. Муж подсказывал, что-то сделаю, он посмотрит и скажет: «Ты что здесь навихляла?» Я подумаю — переделаю: «Ну вот, совсем другое дело!» Я постоянно с ним советовалась».
Кстати, будущие супруги учились в одной школе №30. Их дружба началась в восьмом классе, после похода на каток. С того дня они практически не расставались и на третьем курсе поженились. Почти пятьдесят лет жили душа в душу. К сожалению, полтора года назад Александра Ивановича не стало. Сейчас маму во всем поддерживают дочери — Алла и Марина.
Светлана Анатольевна стала постоянным участником всех конкурсов и фестивалей, которые проходят в России и за рубежом. В 2007 году она впервые получила четвертое место на международном конкурсе в Москве. А с 2009-го каждый раз завоевывает первые места и спецпризы на фестивалях лоскутного шитья. Она шьет не только панно, но и одежду, сумки, покрывала. Все это сделано настолько искусно и по ювелирному точно, что эти вещи на конкурсах просят продать. Еще бы, эксклюзив! Но постоянным заработком лоскутное шитье не стало. «Не умею я продавать!» — говорит мастер.
Дорогое увлечение
На мебельной стенке, вверху под потолком, у Светланы Анатольевны множество коробок, на которых наклеены маленькие кусочки различных тканей. «Прямо картотека!» — удивляюсь я. «Так легче найти необходимый тебе материал», — отвечает художник. Но сейчас она, в основном, пользуется тканями импортными из США, Германии, Франции, Англии, Японии. Они совершенно другие по качеству, не тянутся и не линяют, как отечественные. Такие материалы продают на лоскутных выставках. Их рукодельницы покупают по 30-50 сантиметров. Почему? Цены кусаются. Метр такой шикарной хлопковой ткани стоит от 900 рублей. Поэтому много не купишь. «На одном фестивале мне дали приз — сертификат на 10 тысяч рублей. И я эти деньги потратила на такие ткани».
Вообще пэчворк — увлечение дорогое. Кроме тканей, здесь нужны нитки, специальные линейки, различные приспособления, чтобы вырезать ровные лоскутки. А для того, чтобы купить хорошую швейную машинку, которая могла не только шить, но и вышивать, Светлане Анатольевне пришлось пережить много треволнений. Дело было в 1997 году, она тогда еще работала на электромеханическом заводе. Зарплату там задерживали. Но женщина увидела это импортное «чудо» и заболела им. Стала копить потихоньку. Пришлось продать свою немецкую швейную машину и вязальный аппарат «Нева». И тут, на счастье, вдруг на работе выплатили зарплату за два года! Эти средства она вложила в покупку. Кстати, в то время за такие деньги можно было приобрести настоящий автомобиль.
О женской душе замолвила слово
На мой вопрос: «Откуда берете сюжеты для своих произведений?» художница отвечает: «Это самое сложное, но сейчас стало проще, потому что я пользуюсь фотоаппаратом». Снимков приходится делать много. Так, чтобы выполнить работу «Деревянное кружево Костромы», Светлана Анатольевна вместе с мужем осенью 2010 года исходили множество улочек нашего города, где сохранились старые дома. Она фотографировали наличники, деревянные украшения мезонинов. И все это потом мастерица воплотила в своем прекрасном панно.
Но даже если тема определена, как это бывает на конкурсах лоскутного шитья, очень непросто придумать, как ее изобразить в картине. Так, одно из заданий звучало так: «О женской душе замолвите слово». Светлана Анатольевна целый год размышляла, мучилась: «В голову ничего не лезло, как женскую душу изобразить? Приставала к мужу, к девчонкам. Идея пришла совсем неожиданно». Художница, когда работает на швейной машинке, включает радио. И так, занимаясь любимым делом, она услышала слова песни Валерия Меладзе «Ты так любила яркие цветы, что по ним, как бабочка, летала». И у Светланы Анатольевны тут же возникла перед глазами эта картина.
Произведения художницы экспонировались в Англии, Франции, Японии, участвовали в передвижных выставках по городам России. С декабря 2008 года Светлана Смоленко возглавляет студию «Лоскутные штучки». Сейчас здесь 12 мастериц. В нашем городе недавно закончилась выставка «Кострома — лоскутная мозаика», где были представлены работы участниц студии. Столько хороших отзывов, говорят искусствоведы, здесь не видели давно. Среди них даже слова англичанки из английского Дарэма: «Огромное спасибо за чудесный опыт! Я все сфотографировала и обязательно покажу это своим друзьям, они тоже увлекаются квилтом!»
Надо сказать, что работа художницы есть у губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. Он купил ее, когда, будучи полномочным представителем президента в ЦФО, посещал с визитом нашу область. «Благословение Михаила Романова на царство» приобрел и бывший мэр Костромы Борис Коробов. Несколько панно хранятся в других частных собраниях любителей прекрасного. И вызывают восхищение у всех новых зрителей.
Светлана ГАПОНЮК
Фото Николая Суворова.