7 октября в драмтеатре имени А.Н. Островского спектаклем «Бесприданница» откроется 206-й сезон. Только подумать – 206-й! Сколько актеров за это время побывало на нашей сцене – не перечесть. Но театр – это не только актеры. Это еще и костюмы, и реквизит, и само здание. Многим вещам тут более ста лет. С театральными древностями познакомилась корреспондент «Народной газеты».

Театральная «коробка»

Костромской драмтеатр имени А.Н. Островского был построен в 1808 году. Что же в нем осталось от старого здания? Любопытный парадокс: здание нашего театра и старое, и (относительно) новое одновременно. Первоначально оно было меньше: у строения не было боковых «карманов», где сейчас расположены гардеробные, не было и той части за сценой, где в настоящее время размещены гримерные. Они появились в 1956-1958 годах 20-го столетия при реконструкции театра.

Однако на старых фотографиях драмтеатра, слева от парадного входа, можно увидеть пристройку – это боковой вход, который предназначался для низших сословий, купивших билеты на «галерку». Такие зрители не могли спускаться в нижние ярусы – ходы были перекрыты. Сколько еще пристроек имело здание – неизвестно. Все они исчезли при реконструкции.

А где же находились гримерки актеров? Те, кто бывал в нашем театре, вспомнят, что в разных концах коридоров есть небольшие – может быть, полтора на два метра – витрины, в которых представлены реконструкции гримерки конца 19-го века и швейного цеха. Предполагают, что в таких вот закутках и были гримерные: холодные, неприспособленные для отдыха комнатушки с голыми каменными стенами, в которых ютились актеры.

Как чистят люстру?

Огромная роскошная люстра в зрительном зале сразу бросается в глаза и никого не оставляет равнодушным. Одни поглядывают на нее с восхищением: красота, достойная королевского дворца. Другие – особенно те, кто сидит в партере, — посматривают на гигантский светильник с опасением: а что, если эта громадина вдруг упадет? Но никто не сомневается, что эта люстра очень старая, может быть, даже старше самого театра! Так и хочется сказать: «Старинная…»

На самом деле люстра в стиле сталинского ампира была приобретена в 1956-1958 годы во время реконструкции театра на деньги администрации Костромской области. Тогда в Подмосковье был завод, который специализировался на выпуске парадных люстр. Там наша громадная красавица и была куплена. Каркас люстры сделан из бронзы, украшена она хрустальными подвесками и синим стеклом. Люстра подвешена на системе тросов. Один раз в сезон – как правило, перед открытием – ее опускают вниз, предварительно расчистив зрительный зал от кресел, и моют, меняют на ней перегоревшие лампочки. Этот процесс занимает несколько дней.

Кстати, кроме этой люстры в 1956-1958 годы, на том же заводе, были приобретены еще две поменьше. Они освещают Мраморный зал театра.

А это не фотопечать?

У сотрудников театра часто спрашивают: «А что это за узор на потолке? Фотопечать?» На потолке располагается плафон, расписанный вручную молодыми тогда художниками Николаем Шуваловым и Владимиром Муравьевым. Роскошное оформление вокруг люстры появилось также в середине 50-х годов 20-го века.

А мрамор-то настоящий

Мраморным зал стал в середине 50-х годов 20-го века, когда его стены покрыли серо-белым благородным камнем, привезенным из Карелии. От старого помещения в нем сохранились два яруса окон; в нем также три выхода, как и было раньше. До 2008 года Мраморный зал был выстлан великолепным дубовым паркетом, однако к 200-летию театра его поменяли, потому что он протерся так, что в него едва не проваливались каблуки. Когда паркет сняли, оказалось, что его толщина уже всего 5 миллиметров.

Привет из царской России

Старинные театральные костюмы – это вообще отдельная тема, на которую можно говорить бесконечно. В 2010 году появился Музей театрального костюма, где выставлены прекрасные наряды, когда-то «выступавшие» на сцене. Самые старые из них – костюмы начала 20-го века.

Раньше не было постоянных трупп, — рассказывает Вера ЦЫПЛЯЕВА, заведующая отделом Музея театрального костюма. – В начале сезона, в сентябре, с актерами заключались контракты. В мае срок контракта истекал. До 20-х годов 20-го века гардероб был личной собственностью актера. Когда с артистом заключался контракт, выделялась определенная сумма, на которую актер или актриса шили костюмы для спектаклей в этом сезоне. Когда мастер сцены уходил, он выкупал костюмы за бесценок, чтобы иметь свой гардероб. Если актер приезжал со своим гардеробом в другой театр, было больше вероятности, что его возьмут в сезон. Театральные костюмные склады появились после Октябрьского переворота, когда все театры стали государственными. Наряды в театры стали поступать из церквей и купеческих и дворянских усадеб. В нашем театре есть костюмы 1920 годов, сшитые из церковных тканей 60-70 годов 19-го века. Церковные ткани, такие как парча, рытый бархат, были изготовлены на мануфактурах для церковного облачения. До сегодняшнего дня сохранилась очень небольшая группа нарядов, сшитых из таких тканей. Также у нас есть купеческие костюмы, в которых играли актрисы до 50-60 годов 20-го века.

Военные трофеи

Был – и есть до сих пор – еще один источник пополнения костюмерного склада. Это сами костромичи, которые приносят в театр или музей старинные вещи. Многие делают это потому, что хотят сохранить предметы, которые им очень дороги.

Вера Сергеевна показала мне красивое платье, в котором в 1992 году Народная артистка нашего драмтеатра Ирина Аркадьева играла в спектакле «Лес» по Островскому. Оказалось, что у наряда очень необычная история.

В 90-х годах в магазинах вообще невозможно было что-то купить, — говорит Вера Сергеевна. – Продуктов не было, тканей тоже. А спектакль нужно было выпускать, театры не закрывались. Тогда нашли очень сложного цвета (фиолетового – прим. редакции) искусственную замшу. Сшили из нее платье. Но его необходимо было украсить. Нашли капроновые кружева, расшили ими подол наряда. Но этого было мало. Хотелось украсить его или стеклярусом, или бисером. А ничего не было. Выручила нас костромичка. Ей муж в 1945 году, вернувшись из Германии после войны, привез трофей – платье из панбархата, расшитое черным стеклярусом. Платье женщина износила, очень любила она его. Но расшивку ей хотелось сохранить. Дама отпорола украшение и принесла нам в театр. Этим черным немецким стеклярусом и было расшито уже наше платье из искусственной замши.

Любопытна история появления в нашем театре и очень маленького гусарского костюма, который «работал» в 1946 году в спектакле «Давным-давно», где главная героиня — Шурочка Азарова – переодевается в гусара. На подкладке наряда есть печать «Берлиназ театр» на немецком языке.

— Предположительно, такая была история, — объясняет Вера Сергеевна. – Костромич-солдат как трофей взял из Берлинского театра этот гусарский костюм: куртку и штаны. Но применения ему не нашел. Поэтому, возможно, принес его в театр, чтобы получить за него какое-то вознаграждение. В 1946-м этот костюм уже «работал». Очень хрупкая актриса играла в нем главную роль в спектакле «Давным-давно».

Из кабинетов и будуаров

В запасниках и складах театра хранились не только костюмы, но и мебель, и реквизит, которые много лет «трудились» на сцене, пока не ушли на заслуженный отдых. Многое найдено, отреставрировано и выставлено в музее.

Например, можно посмотреть на изящные стулья конца 19-го века.

На одной из фотографий 1918 года – спектакль «Темп» — я узнала 4 стула, — говорит Вера Цыпляева. — Два из них были найдены, отреставрированы и сейчас выставлены в музее. А недавно, когда чистили все склады, нашли еще два стула. Они в ужасном состоянии, но их можно отреставрировать.

Было установлено, что эти предметы мебели – стулья из дамского кабинета, вероятнее всего, какого-то дворянского имения. Получается, что стульчики попали в театр прямо из дворянского дома и работали в спектаклях на протяжении почти ста лет.

Стулья имеют пружинные сиденья: там четыре пружины. Набиты сиденья кокосовой стружкой.

Вот еще один подлинный предмет, долгое время бывший театральным реквизитом: чернильница на мраморной основе с латунными приборами когда-то попала в театр из купеческого или дворянского дома. Весит она без малого килограмма 4, одной рукой не удержишь. Последний раз чернильница «выходила на сцену» в 2008 году – принимала участие в спектакле «Чудаки».

Понятно, что от нее мало, что сохранилось: остались два прибора для чернил, но нет стаканчика для перьев.

Анжелика ЧЕРНИГО.

Фото автора.

Цифра в тему

Сейчас в Костромском драмтеатре 15 гримерок.

Интересные факты

В театре, за сценой, есть два больших зеркала. Им больше ста лет. Несколько раз их хотели заменить, однако актеры не согласились на это. В эти зеркала актеры и актрисы смотрятся последний раз перед выходом на сцену. Это своеобразные талисманы, которые помогают нашим мастерам.

В 90-е годы многие костюмы, сшитые из тех самых роскошных церковных тканей, были переделаны под… наряды Дедов Морозов. Актерам не платили зарплату, а в новогодние праздники можно было реально заработать. Костюмы проклеивались ватой, марлей, расшивались мишурой, и в них выходили увеселять публику. И потом узнать эти костюмы было достаточно сложно. К счастью, многим нарядам удалось вернуть первоначальный облик. Сейчас это музейные экспонаты.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...