Эта миниатюрная блондинка работает судебным приставом-исполнителем два с половиной года. И, несмотря на молодой возраст, в практике Светланы Савиной хватает сложных беспрецедентных случаев. Сейчас у неё в работе 650 исполнительных производств, а за год их число обычно достигает полутора — двух тысяч. Главным образом это судебные иски по вселению-выселению из квартир, а также взысканию задолженности с физических и юридических лиц. Много дел по выселению жителей поселков Никольское, Караваево, села Сущёво Костромского района.

 

Возраст должников — от 18 и до 70 лет. Есть среди них как опустившиеся полубомжи, так и люди состоятельные, проживающие в роскошных коттеджах. Обычно Светлана выходит к должникам на дом не одна – за её безопасность отвечают приставы по установленному порядку деятельности судов. И, тем не менее, работа судебного пристава-исполнителя не лишена риска.

 

— Коллеги рассказывали, что им даже угрожали оружием, когда они выходили на дом по долгу службы. Мне этого удалось избежать, — говорит Светлана. — Хотя мата и всевозможных грубостей наслышалась в свой адрес. Понятно, что у должников нет оснований радоваться встрече с нами.

 

Почему жена стала гостьей

 

Пожалуй, одно из самых сложных и спорных дел в практике Светланы Савиной – выселение молодой женщины из трёхкомнатной квартиры одного из поселков Костромского района. Выселяли её согласно судебному решению. В квартире она не была зарегистрирована и никаких прав на жильё не имела. А вот муж имеет полное право занимать там комнату, поскольку в квартире прописан, распространяется право проживания и на его 3-летнего сына. Глава семейства жил здесь с детских лет вместе с мамой, бабушкой и сестрой. Как же так вышло, что его семья оказалась в доме на птичьих правах?

 

Дело в том, что когда молодой мужчина на какое-то время уезжал из поселка, его родственники квартиру приватизировали и продали. Так у жилья появилось два долевых собственника – совершенно чужие люди. За прежним же хозяином оставалась только прописка и право на бессрочное проживание. Мужчина, уже будучи семейным человеком, заново вселялся в комнату через суд. А жена его приходила домой к своему мужу и сыну только на правах гостьи. Когда же стала оставаться там с ночёвкой, собственники жилья обратились в суд с иском о выселении женщины. Светлана призналась, что, когда принимала участие в выселении молодой мамы, испытывала сочувствие к семье. Ведь в центре квартирного конфликта оказался ребёнок. Но задача пристава – исполнить решение суда. Тем более по закону женщина действительно не имела никаких прав проживать в этой квартире.

 

Костромские «Плюшкины»

 

Ещё одно из недавних и достаточно громких дел — выселение на основании судебного решения жительницы Заволжья, женщины пенсионного возраста, которая занимала две комнаты в общежитии на улице Голубкова. Её выселили из одной общежитской комнаты, которую она превратила в склад ненужных вещей — хранила здесь всевозможные обноски, старую посуду, которые подбирала даже на помойке. В медицине такие странности в поведении называют «синдромом Плюшкина». Вонь из квартиры и расползающиеся тараканы стали одной из причин обращения соседей в суд. А в ходе проверки стало ясно, что у странной соседки ещё и приличная задолженность за жилищно-коммунальные услуги. Это и стало главным основанием для выселения. Тем более, как выяснилось, кроме комнат в общаге, пенсионерка владеет ещё отдельной квартирой.

 

Приставы, описав имущество, выселяли должницу целый день — всевозможный хлам из комнаты и просроченные продукты КамАЗ вывозил в два захода. Пенсионерка достаточно долго не вспоминала про своё добро, и вот буквально на днях, придя в службу судебных приставов, заявила, что ей нужно забрать посуду и старую швейную машинку, которые оказались на складе в куче хлама.

 

Был ещё один похожий случай в практике Светланы Савиной. Она принимала участие в изъятии у костромского «коллекционера» тонны мусора, которым он завалил не только весь свой дом, но и соседский участок.

 

В квартиру на улице Заволжской пожилой мужчина приносил с окрестных свалок одежду, женские сумки, посуду, детские игрушки, шахматные доски и многое другое. Сначала всё это барахло он складывал у себя на чердаке и в подвале, а когда места стало не хватать, горы хлама выросли рядом с домом. При этом мусор хозяин сортировал. К примеру, деревянный забор дома украсил коллекцией цветочных горшков. На безобидное увлечение бывшего экспедитора никто бы и не обратил внимания, если бы количество старых комодов, трюмо, кресел и прочего «антиквариата» не разрослось до такой степени, что заполнило и соседский земельный участок.

 

— В суд с заявлением обратился брат костромича, он с родителями проживает по соседству, — рассказывает Светлана Савина. — Иск об обязании ответчика очистить придомовую территорию от хлама Димитровский суд Костромы удовлетворил.

 

Но и после вынесенного судом вердикта мужчина не забросил своего хобби. Приставы предлагали костромскому «Плюшкину» исполнить судебное решение в добровольном порядке, даже штрафовали на 500 рублей, но он не унимался. Тогда его брат за собственные средства нанял грузовик, и приставы принялись исполнять решение суда. Для того чтобы очистить жилище старьёвщика и двор от хлама, грузчикам потребовался целый день.

 

Дети — заложники семейного раздора

 

Иногда судебные приставы по долгу службы становятся свидетелями настоящих семейных драм. У Светланы Савиной в работе исполнительное производство, которое обязывает пожилого человека вернуть своей снохе её троих малолетних детей. Но дедушка и не думает возвращать внуков добровольно. Дело в том, что в армянской семье произошел серьезный конфликт между пожилой парой и их снохой. Супруги винят молодую женщину в смерти их сына – она мол, мужу изменяла, детей бросала, свои родительские обязанности не исполняет, да и дети не хотят к ней возвращаться. Женщина обратилась в суд с требованием, чтобы ей вернули детей. Суд удовлетворил её иск. Но силы оказались неравны – вся многочисленная родня умершего мужа восстала против молодой женщины. Даже когда судебные приставы выехали на место проживания пожилой пары, чтобы исполнить решение суда, враждебно настроенные родственники выскочили на улицу и набросились на мать детей с палкой. Судебным приставам, чтобы остановить этот самосуд, пришлось вызвать полицию.

 

Пока вернуть матери детей не представляется возможным. Дедушка, к которому предъявлен судебный иск, сообщил приставам, что внуков забрала бабушка и увезла в неизвестном направлении.

 

За неуплату – под арест

 

Светлане Савиной приходилось сталкиваться и с задолженностью по кредитным платежам, штрафам, займам физических лиц. И, по мнению Светланы Александровны, ситуаций безвыходных не бывает, если должник не в состоянии расплатиться с долгом сразу, он имеет право обратиться в суд с иском об уплате долга в рассрочку. И суд обычно идёт должнику навстречу.

 

Бывает, люди не погашают долги из принципа. К примеру, есть должники по транспортному налогу, которые категорически отказываются платить налоги, мотивируя отказ тем, что дороги у нас — хуже некуда. Бывает, накапливают автомобилисты долги по 40-70 тысяч, и их налоговики взыскивают потом через суд.

 

Случается, даже видавшие виды приставы поражаются олимпийскому спокойствию людей, которые задолжали крупные суммы денег своим знакомым. К примеру, числится в должниках одно с виду благополучное семейство. Супруги проживают в шикарном коттедже в Костроме и уже на протяжении двух лет всевозможными способами уклоняются от уплаты долгов. Сразу троим взыскателям они должны по 800 тысяч рублей — у своих знакомых брали деньги под расписку. В службу судебных приставов направлены судебные иски в пользу физических лиц.

 

Приставы уже описали имущество должников. Впрочем, и описывать было нечего, кроме холодильника, микроволновки и шкафчика. По документам всё имущество числится на матери супруги. Должников ограничили в праве выезда за границу. Обоим направлены документы по месту работы на удержание заработной платы.

 

Светлана занималась и взысканием долгов по кредитам на крупные суммы.

 

— Очень часто банки заманивают людей низкими процентами. А в результате всё наоборот – человек, к примеру, берет в кредит 10 тысяч рублей, а возвратить должен уже 70, — говорит она.

 

Обычно должников по кредитам привлекают к административной ответственности, на имущество накладывают арест, а если имущества нет, удерживают деньги из заработной платы. Если же доходов нет никаких, иск возвращают взыскателю с актом о невозможности исполнения.

 

В отдельных случаях неплательщику грозит административный штраф. А если и штраф не будет заплачен, может быть применена такая мера административного воздействия, как арест сроком до 15 суток.

 

Были случаи в практике судебных приставов, когда должников арестовывали, причём касалось это даже глав сельских администраций, когда они не выплачивали в срок штрафы за административные правонарушения. Речь обычно о неисполнении предписаний Роспотребнадзора или Россельхознадзора.

 

…В завершение нашего разговора Светлана сказала, что, несмотря на все трудности, работу свою любит, здесь не заскучаешь – каждый день что-то новое. Но есть у неё мечта в будущем стать адвокатом. Эта профессия откроет ещё больше возможностей восстанавливать справедливость, защищать права обманутых людей.

 

Ирина ВЕРНИКОВА.

Фото Николая Суворова.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...