Почтовое обслуживание в отдаленных населенных пунктах нашей области – вопрос наболевший. Катастрофически не хватает рабочих рук. Очень мало желающих работать за гроши. А без почты в глубинке жить трудно, практически невозможно. В отдаленных деревушках отделения связи чуть ли не центр общественной жизни. Почта принимает платежи, доставляет пенсии и пособия, распространяет газеты и журналы, а в некоторых отделениях можно даже воспользоваться Интернетом.

Работу почтальона в нынешних условиях можно приравнять к героической – за две-три с лишним тысячи рублей в месяц почтовики ухитряются обслуживать за день сразу несколько участков, преодолевая в одиночку десятки километров.

В Сандогорском отделении связи Костромского района, примерно в 60 километрах от Костромы, сегодня работают три почтальона. Зарплата у начальника почты Веры Федоровны Турыгиной – пять тысяч рублей. А у остальных работников и того меньше. По признанию сандогорских почтовиков, они не живут, а выживают. Даже продукты в магазине частенько в долг берут.

Впрочем, и сама почта сейчас больше напоминает продовольственную лавку. Чтобы отделению связи свести концы с концами, здесь организована торговля, и ежедневная выручка от товаров идет неплохая.

Тащить тяжело, а бросить жалко

Хоть и говорят, что незаменимых людей не бывает, а все же предприимчивый почтальон Евгений Комаров – человек в Сандогорском сельском поселении незаменимый. Летом он в глухие деревни доставляет почту на лодке, зимой – на снегоходе «Буран», а в осеннее бездорожье даже на тракторе. Частенько на помощь приходит личный джип. За свой нелегкий труд в 2007 году Евгений в конкурсе, проходившем на местном телевидении, был удостоен звания «Человек года».

Почтальоном работал и брат Евгения, Николай, который погиб на реке в 2004 году, когда вез почту на лодке в одну из отдаленных деревень. По версии следствия – это несчастный случай. Но многие говорят, что история темная, обстоятельства ее так до конца и не выяснены.

Евгению после семейной трагедии не оставил работу почтальона, не предал своих подопечных.

Живет он в Сандогоре с рождения. После окончания школы поступил в костромскую сельхозакадемию, где выучился на электрофаке.

На почте с 1992 года. Как попал в отделение связи? Тогда, в 90-е сложно было найти почтальона, и Евгений согласился поработать. Собственно, попросила его об этом мама, Татьяна Александровна, которая была в то время начальником почтового отделения.

— Сначала интересно было, – вспоминает Евгений. – А сейчас, как говорится, тащить тяжело, а бросить жалко. Ведь платят сущие копейки. Чтобы заработать, по совместительству устроился монтером. Езжу по заявкам в села и деревни. Потому-то скучно никогда не бывает. Благодаря постоянным шабашкам и подработкам и удалось накопить на джип.

«Я для людей работаю»

Сейчас Евгений Комаров доставляет почту в деревеньки Колгора, Пустынь, Бугры. Говорит, с каждым годом в деревнях народа все меньше становится. Вот в Буграх уже почти никого не осталось. А плыть туда на лодке аж 40 километров.

В некоторых вымирающих деревеньках, в таких как Пустынь, жилых домов – раз-два и обчелся. А в Колгоре лишь три подписчика на газеты и журналы. Но Евгений, доставляя почту для нескольких человек за десятки километров, убежден: игра стоит свеч. Знает ведь, что для жителей глубинки почтальон как луч света в темном царстве. Он не только пенсией и газетами радует, но и приносит продукты питания, товары первой необходимости, а иногда и просто важные новости из жизни села.

— Бывает, бабули просят: «Милок, привези из магазина что-нибудь вкусненькое. Нам топать пешком уже тяжело». Что делать – иду им навстречу! Покупаю конфеты, чай, кофе, консервы, а иногда даже мороженое. А еще – хозтовары, стиральный порошок.

Писем, по словам Евгения, со временем становится все меньше. Люди предпочитают сотовую связь, почти во всех деревнях Сандогорского поселения она есть. Впрочем, не все пожилые люди обзавелись мобильными телефонами. Иными словами, о том, что послания в бумажных конвертах скоро канут в прошлое, говорить пока рано.

Когда Евгений узнал, что стал «Человеком года» и получил статуэтку победителя телеконкурса, был слегка ошарашен. Он не считает себя каким-то особенным человеком, просто живет, просто честно работает.

— Я для людей работаю, стараюсь. Вот и все, – такие слова он произнес во время церемонии награждения.

В летнюю пору основной транспорт Евгения – моторная лодка и джип. А осенью, когда слякотно, холодно и река еще льдом не покрылась, пересаживается на трактор, который всегда стоит во дворе наготове. По непролазным дорогам только на таком видавшем виды железном коне с высокими колесами можно до пункта назначения добраться.

К счастью, экстремальные ситуации Евгения в дороге миновали. «Нам по инструкции не положено в них попадать», – шутит сандогорский почтальон. По его словам, настоящий экстрим – это когда в осеннее бездорожье даже на тракторе невозможно проехать, а такое случается.
Говорит, без работы ему скучно. Да и вообще не любит он без дела на месте сидеть. Успевает в свободное время и за садом-огородом присматривать.

Начальник почты Вера Турыгина отзывается о Евгении только хорошо. Он всегда подменит, если кто-то из почтальонов вдруг уйдет на больничку, замещал не раз и саму начальницу, когда ее вызывали в Кострому на совещания.

А что с личной жизнью? Евгений честно признался, что пока создавать семью в его планы не входит.

Почтовики, кассиры и снабженцы

Нина Александровна Смирнова проработала на почте в Сандогоре почти 25 лет. У нее и мама на почте работала. С детских лет Нина помогала ей – сортировала письма, агитировала земляков подписываться на газеты. А потом продолжила династию. К почтовому делу относится ответственно, всегда перевыполняет план по подписке.

Как и другие почтальоны, разносит платежки, газеты, пенсии, заказные письма. Ее «владения» – это Сандогора, Подольново, Дворищи и Молчаново и другие небольшие окрестные деревеньки, состоящие из одной-двух улиц. В основном добирается до этих населенных пунктов пешком, велосипеда у нее нет. Обходит частные жилые дома, администрацию, школу, детский сад и больницу. Первым делом всегда разносит пенсии, а потом уж газеты, письма, продукты и хозтовары.

Сумку перед отправкой в путь-дорогу нагружает обычно до предела. Весит сумка чуть ли не двадцать килограммов. Во многих деревнях, где нет ни связи с внешним миром, ни магазинов, ее ждут с нетерпением, даже выбегают ей навстречу.

По признанию Нины Смирновой, настоящие испытания на долю пешего почтальона выпадают зимой, когда приходится пробираться через сугробы – дороги в округе далеко не всегда вовремя расчищают от заносов. А темнеет в начале зимы очень рано – в сумерках на помощь приходит фонарик. Бывало, не раз во дворах на нее набрасывались собаки. Как-то Нина Александровна принесла почту в деревню Молчаново, а тут из-за угла с громким лаем на нее набросился злой пес. Думала, растерзает ее ретивый сторож, но, к счастью, обошлось.

Обычно весной в половодье Нина Александровна в деревню Подольново доставляет почту на лодке, вместе с гребцом. Но чаще всего приходится добираться до места назначения пешком – лабиринтами тропок, а иногда лесами.

Не отстает от опытного почтальона и Ольга Захарова, которая работает на почте второй год. А также Елена Воронова – она из Сандогоры отвозит почту в Фоминское, где сейчас нет отделения связи.

Местные жители на почтальонов разве что не молятся.

— Всегда жду прихода почтальона. Выписываю женские журналы с полезными советами и газеты, где все новости костромские, – говорит Тамара Владимировна Буракова, работница сандогорского ФАПа. – Почта открыта в понедельник, среду и пятницу. В эти дни и за коммунальные услуги платим и справки, какие надо, берем. И пенсию, и газеты с письмами нам всегда вовремя доставляют, жаловаться не на что. Понимаем, как сложно иногда приходится нашим почтальонам. Спасибо Евгению Комарову, который управляет лодкой и снегоходом, он всегда приходит на выручку. Как же мы без работников почты? Они и почтовики, и кассиры, и снабженцы.

Ирина ВЕРНИКОВА.
Фото Николая Суворова.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...