Кто бы мог подумать, что старые автомобильные покрышки могут стать темой для стихов? Их сочиняет костромичка Зинаида Соколова. Материала для вдохновения хватает: во дворе дома, где живет женщина, и в нескольких соседних – на улице Свердлова, 8 Марта и Никитской – насчитали около двухсот старых колес. Зинаида Андреевна уже два года ведет войну с резиновыми монстрами.
Костромичка обошла все возможные инстанции. Она обращалась и в городскую думу, и в областную, и в обе администрации. Писала она и уполномоченному по правам человека. И в общественной палате региона женщину знают не понаслышке. И главный архитектор города согласился с точкой зрения, что отработанные покрышки уродливо смотрятся во дворах. Департамент культуры придерживается того же мнения.
Я к вам пишу
Чиновники разных уровней отвечают на письма возмущенной костромички, но дело не двигается с мертвой точки: покрышки как лежали во дворе, так и лежат. В архиве Зинаиды Андреевны – несколько увесистых папок с объяснениями специалистов и экспертов.
В администрации города еще в 2013 году сослались на управление МВД: «…сотрудниками полиции проводятся мероприятия по установлению лиц, причастных к установке автомобильных покрышек, для привлечения к административной ответственности».
О проблеме знают даже в областном департаменте ТЭК и ЖКХ: «В адрес администрации г. Костромы направлено обращение о необходимости проведения работ в весенний период 2015 г. по демонтажу отработанных автопокрышек, установленных как на дворовых, так и на общегородских территориях». Вот только как их демонтировать, если правилами благоустройства территорий города каких-либо запретов или ограничений по использованию автомобильных покрышек как элемента благоустройства не установлено?
Вопрос обсуждали в городской думе еще в прошлом году. Тогда депутаты решили выяснить, как же горожане относятся к использованию покрышек в качестве «элементов благоустройства». Для этого организовали общественные слушания и горячую телефонную линию. Мнения разделились примерно поровну. Жители областного центра оказались не готовы отказаться от покрышек. Эту позицию поддержали и члены комиссии по развитию городского хозяйства. «Покрышки остаются самым доступным элементом благоустройства, – прокомментировала председатель комиссии Людмила Буртасова, – тем более чаще всего это выглядит эстетично».
Да, как говорится, «дешево и сердито». Красиво или нет – это уже дело вкуса. Представителям ТОСов скульптуры и клумбы из старых колес нравятся. Такими «дизайнерскими находками» украшен не один костромской двор. Ну а что? Денег на что-то более изысканное в городской казне нет.
Путь колес
Резина – материал не самый экологичный. Специалисты управления Роспотребнадзора в своем ответе Зинаиде Соколовой уточнили, что «отработанные покрышки с тканевым или металлическим кордом относятся ко 2-му классу опасности, отработанные покрышки – к 3-му классу опасности. Использование их для благоустройства территории, прилегающей к жилым, общественным зданиям и сооружениям, не допускается», «…покрышки являются отходами производства и потребления и подлежат переработке на специализированных предприятиях либо утилизации на полигонах».
Есть ли в Костроме специализированные предприятия?
В администрации Костромы сообщили, что, увы, нет.
Ближайшие компании по утилизации покрышек есть в соседнем Ярославле. В одной из них нам рассказали, что старые колеса из Костромы к ним возят – и частные, и муниципальные предприятия. Цена вопроса не так уж и высока: 1600 рублей за одну тонну. В одной тонне – 20 грузовых и 70 легковых покрышек. К слову, во дворах домов №99 и №101 по улице Свердлова и №62 по Мясницкой насчитали около 200 покрышек. Но кто должен платить за их утилизацию – загадка. Так же как и то, кто должен вывозить из дворов старые шины.
В пресс-службе мэрии утверждают, что этим занимаются управляющие компании. Вторые настаивают на другом: мол, раз сами жильцы закопали старые покрышки, пусть сами и убирают.
Так кто же все-таки несет ответственность за отработанные покрышки? Управляющие компании займутся вопросом только после письменного заявления от жителей. А вот куда вывезут шины – ответа на этот вопрос мы не получили ни в одной инстанции.
В ярославских компаниях покрышки перерабатывают, а резину пускают на производство покрытия для спортивных и детских игровых площадок. Также из них делают пиролизное печное топливо, которое является качественным аналогом мазута и во многом превосходит его по свойствам и техническим характеристикам.
Дурная голова рукам покоя не дает
Поисковик на вопрос: «что можно сделать из старых автопокрышек» выдал полмиллиона ответов. Заходим в раздел «картинки». Ничего себе! Тут вам целый резиновый зоопарк: медведи, жирафы, слоны, крокодилы, лошади, попугаи, улитки… Кто бы мог подумать, что из старых автопокрышек можно сделать даже мебель! Как же хорошо работает фантазия у граждан нашей страны в условиях экономического кризиса…
Одно дело создавать такие «шедевры» из шин на своем дачном участке, совсем другое – во дворах, и, тем более, на территориях социальных учреждений.
Так, в Костроме, у поликлиники на Профсоюзной из старых шин умельцы смастерили лебедей. Кстати, рядом – пальмы из пластиковых бутылок.
Обратная сторона
Зинаида Соколова, противница использования старых шин в городских дворах, считает, что сегодня Кострома напоминает бывший Майдан, где как раз эти покрышки пригодились. С ней категорически не согласна Евгения, жительница дома №74 по улице Свердлова: «Двор нашего дома в некоторых местах огорожен автомобильными покрышками, и, честно говоря, они нас спасают. Такое ограждение нужно для того, чтобы машины не заезжали на детскую площадку. Мы эти колеса красим, выглядят они замечательно».
У куратора проекта «Все ДомА» Дмитрия Алексеева во дворе точно такая же ситуация: «Старые шины стоят уже много лет. Это хорошо – такой забор не дает проехать машинам на детскую площадку. Во многих дворах колеса красят, делают из них клумбы. Выглядит это красиво. А в других шины просто валяются. Убрать их или сделать из них что-то необычное, это должны решать сами жильцы».
Конец войны с резиновыми монстрами
Сейчас «делом о покрышках» занимается прокуратура. Специалисты надзорного ведомства выезжали на место. Осталось собрать несколько документов, затем составят иск, который направят в суд. Уберут покрышки из дворов или нет, зависит от решения судьи. Ну а Зинаида Соколова в ближайшее время планирует издать набор открыток «Другая Кострома». На карточках будут изображены не Каланча, не Ряды, и не «сковородка», а совсем другие достопримечательности: городские дворы, погрязшие в старых автомобильных покрышках.
Анна ОЛИФЕР.
В тему
Что творят дизайнеры!
• Финская фирма SECCO & The Treasures of Wasteland производит необычные сумки и косметички из автомобильной резины, а колумбийская компания Cyclus продает аксессуары из покрышек грузовых машин.
• Некоторые дизайнеры делают из старых покрышек кеды и сандалии. Такая обувь является экономически выгодной для бедных азиатских и африканских жителей, к тому же, такие сандалии соответствуют их климату.
• Из старых покрышек делают и оригинальные звуковые колонки, которые легко транспортируются, просто перекатываясь с места на место.
• Нидерландские дизайнеры из покрышек делают мебель и предметы интерьера. Выглядит она оригинально и футуристично. На первый взгляд даже смахивает на кожаную.