Седьмым вопросом в повестке дня состоявшегося 1 октября заседания комитета по агропромышленной политике, развитию сельских территорий, природным ресурсам и экологии областной думы значился вопрос «О письме депутатов Костромской областной думы от 1.07.2013 года №04-18-2422». Письмо касалось судьбы закупленных тепличным комбинатом «Высоковским» коров-лимузинов.

Данный вопрос было решено рассмотреть первым (видимо, в силу его сложности и важности). Слово предоставили представителю областного департамента имущественных и земельных отношений.

Докладчица рассказала, что в 2010 году была утверждена областная программа «Развитие мясного скотоводства», и в ее рамках комбинат «Высоковский» разработал проект разведения коров породы «лимузин». Стоимость проекта первоначально оценивалась в 202 млн рублей, из которых только 40 млн рублей составляли собственные средства предприятия. Ожидаемая чистая прибыль от реализации проекта должна была составить 168 млн рублей.

Однако с самого начала все пошло не так, как задумывалось. Сроки поставки скота сдвинулись, что негативно отразилось на ходе отелов прибывших коров. Получить долгосрочный кредит в «Россельхозбанке» не вышло (московский головной офис банка потребовал предоставления областью гарантий по кредиту, но область отказалась их предоставлять), из-за чего «Высоковскому» пришлось срочно брать краткосрочные, дорогие кредиты. В итоге было закуплено и доставлено из Франции только 692 головы скота (вместо 1380) на сумму 102 млн рублей. 64 млн рублей составили затраты на содержание животных и 21 млн рублей — стоимость кредитных ресурсов (уплаченные проценты). Таким образом общий объем затрат тепличного комбината на лимузинов за все время реализации проекта составил 187 млн рублей.

В июне нынешнего года в соответствии с решением совета директоров ОАО «Тепличный комбинат «Высоковский» все стадо решено было реализовать СПК «Рогово» по цене 250 рублей за килограмм живого веса. 741 голова лимузинов потянула на 384 тонны, так что выручить от их продажи удалось всего 96 млн рублей. Благодаря полученным в 2011-12 гг. бюджетным субсидиям потери «Высоковского» удалось уменьшить, однако итоговый убыток по проекту с лимузинами составил 31,8 млн рублей.

Директор областного департамента АПК Владимир Чернов добавил к этой информации немного, он лишь заметил, что «инициаторов проекта можно осуждать, можно хвалить, но поголовье лимузинов сегодня находится в Костромской области».

Финансовый директор комбината «Высоковский» Максим Питенин в свою очередь отметил ряд моментов. Так он признал, что выход телят вместо плановых 70 процентов фактически составил 50 процентов. Большой проблемой для предприятия в первый год реализации проекта стали корма — их пришлось покупать по завышенным ценам. Вместе с тем господин Питенин подчеркнул, что проект изначально планировался как долгосрочный, в первые 2,5 года получение прибыли не предполагалось, а финансовая отдача ожидалась только на пятый-шестой год реализации. «Проект постоянно требовал инвестиций, а у «Высоковского» средств на это не было, поэтому и было принято решение о продаже всего стада», — заявил финансовый директор. Он обратил внимание присутствующих, что от продажи производственной площадки и техники планируется выручить еще порядка 15 млн рублей, что уменьшит общие потери по проекту.

После всех этих комментариев высказались и авторы письма, послужившего основанием для рассмотрения итогов реализации проекта с лимузинами на заседании комитета. Депутат Владимир Михайлов отметил, что на заседании совета директоров предприятия, на котором принималось решение о продаже стада, из уст господина Чернова прозвучала информация о том, что руководству комбината предлагалось продать коров еще год назад, поскольку уже тогда ежемесячные затраты на их содержание (по сути — убытки) составляли 4 млн рублей. Господин Михайлов поинтересовался, за счет чего будут гаситься убытки по проекту и на что ушли выделенные «Высоковскому» бюджетные субсидии.

Депутат Илья Лямин обратил внимание собравшихся на то, что в протоколе заседания совета директоров ОАО «Тепличный комбинат «Высоковский» неверно указано, как голосовала по вопросу о продаже стада представитель департамента имущественных и земельных отношений (присутствующая чиновница подтвердила такое расхождение).

«А какова цель рассмотрения этого вопроса?» — поинтересовалась у депутатов замгубернатора статс-секретарь Елена Карпенко.

«Чтобы больше у нас таких проектов не было», — ответил ей депутат Максим Гутерман. Он заявил, что с учетом выплаченных тепличному комбинату субсидий общие потери областного бюджета и находящегося в областной собственности предприятия составили не 31,8, а 87 млн рублей.

Председатель аграрного комитета Алексей Жердев попытался защитить руководителя тепличного комбината и коллегу Алексея Ситникова и отметил, что убытки на начальной стадии реализации проекта были предусмотрены бизнес-планом, а, следовательно, предъявлять претензии руководству предприятия не с чего.

Финансовый директор Максим Питенин к этому добавил, что в целом работа комбината «Высоковский» остается прибыльной (за первое полугодие текущего года финансовый результат от всех видов деятельности характеризуется прибылью в 519 тысяч рублей), а также сообщил, что благодаря продаже стада предприятие серьезно снизило долговую нагрузку — с 313 млн рублей на начало года до 195 млн рублей — на 1 октября.

Уже в финальной части обсуждения несколько слов о проекте сказал и Алексей Ситников. Он сообщил, что аналогичный проект реализуется в Брянской области, но там ВЭБ выдал кредит сроком на 11 лет. Говоря об итогах костромского проекта, он отметил, что в Судиславском районе были созданы рабочие места с высокой заработной платой, в оборот были вовлечены залежные земли, а главное, в регионе было создано племенное ядро элитной породы скота.

Директор департамента АПК Владимир Чернов в своем «последнем слове» отметил, что в России есть всего два стада лимузинов, завезенных из Франции, — у нас и в Тюменской области. И еще он подчеркнул, что животноводческий проект крупной, известной компании «Красный восток» закончился полным фиаско — там пало 75 процентов поголовья.

Итогом обсуждения стало принятие членами комитета прозвучавшей информации к сведению. Тут же было объявлено, что вопрос о работе комбината «Высоковский» (не только по проекту с лимузинами) будет рассмотрен на заседании комитета по экономической политике и предпринимательству 9 октября.

Алексей УХАНКОВ.

P.S. В дискуссии по поводу лимузинов поучаствовал и министр регионального развития Игорь Слюняев, возглавлявший Костромскую область в период старта данного проекта. Вот что он написал в соответствующей теме на страничке в фейсбуке одного из депутатов областной думы: «Друзья, вы о чем? Было много разных проектов, проблема этого — явные промахи менеджмента. Есть и удачный (опыт – «СК») — «русский головей», так что привет теоретикам!»

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...