21-летняя Кристина с улыбкой сжимает в руках красивый сертификат в рамочке. Сертификат не какой-нибудь, а на новую квартиру! Да, она оказалась в числе тех сорока счастливчиков, а точнее 17 из них — из категории дети-сироты, которые получат жилье в новостройке. Все эти люди нуждались в улучшении жилищных условий и долго ждали своих квартир.

Кристине совсем скоро вручат ключи от квартиры в многоэтажном доме на улице Индустриальной. Ее старшая сестра, Женя, тоже получила от города квартиру на улице Терешковой еще в сентябре прошлого года. И пусть это жилье требует ремонта, все-таки оно есть. Обе сестры с помощью родной бабушки, можно сказать, выбили себе законные квадратные метры. Позади многолетние хождения по кабинетам и судам.

Мы порадовались за сестер Тумановых вдвойне, поскольку хорошо знакомы с их предысторий. Шесть лет назад наша газета рассказывала о том, как потерявшие маму девочки получили статус «без определенного места жительства».

Сирот – на улицу?

Напомним, когда умерла мама, Кристине было пять лет, а Жене — 6. Независимая экспертиза показала, что Елена Туманова погибла в результате алкогольного отравления. Девочки хорошо помнят маму и вспоминают ее только добрым словом. Говорят, она их очень любила и по мере возможности баловала, хоть и растила без отца. А проживала мать-одиночка с двумя детьми в общежитской комнате №521 на улице Голубкова, 10, которую получила от завода «Мотордеталь». Там работала крановщицей.

Девочки в те печальные дни брошенными, конечно, не остались — их забрала бабушка Раиса Ивановна Маслова в деревню Середняя Костромского района, а потом оформила над ними опекунство. Когда при оформлении документов встал вопрос о жилье, в органах опеки и попечительства Раису Ивановну заверили, что жилье дети не потеряют. Там пообещали, что по достижении совершеннолетия общежитскую комнату отдадут сестрам. Сказали, что у них даже гарантийное письмо на этот счет от руководства завода «Мотордеталь» имеется.

Но вышло все совсем по-другому. Несмотря на то что дочери Елены были в комнате прописаны, жилье вместе с мебелью у детей отобрали и через два года заселили там другую семью. И помочь сиротам никто не мог. Может, все дело в долге по квартплате, который остался после смерти родительницы? Но долг, по словам Раисы Ивановны, был не так уж велик. Его можно было бы погасить. Но родне Жени и Кристины даже не дали такой возможности. Общежитие на тот момент находилось на балансе завода. И ордер, выданный Елене Тумановой от предприятия «Мотордеталь», дающий право на жилплощадь в общежитии, стал недействительным. Руководство предприятия уповало на то, что в бумаге значилось — «жилье предоставляется на время работы на заводе». В случае же расторжения трудового договора бывшая сотрудница вместе с семьей обязана освободить занимаемое помещение. А согласно Трудовому кодексу смерть сотрудника тоже является расторжением трудового договора!

Кстати, сейчас в бывшей комнате Тумановых проживает семья с двумя детьми, которую выселили из двухкомнатной общежитской квартиры — опять же за долги по квартплате.

Материнская любовь бабушки

Кристина и Женя с бабушкой с дедушкой в деревенском домике — на 15 метрах квадратных — жили без малого 15 лет. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Сестры с самого момента переезда к бабушке звали ее мамой, поскольку она им маму заменила.

— Мама у нас молодец, на месте не сидит, бодрая, энергичная, даже компьютер сейчас осваивает, — улыбаются сестры.

Раиса Ивановна всегда старалась, чтобы ее девочки ни в чем не нуждались, получили достойное воспитание и образование. Заботилась об их здоровье. Когда у Жени врачи обнаружили астматический бронхит с аллергическим кашлем, она немало усилий приложила, чтобы внучку вылечить. Бабушка была всегда рядом с Женей и Кристиной, даже летом играла с ними на улице в классики.

Кристина была боевой девчонкой, увлекалась баскетболом и волейболом, ходила в спортивную секцию, любила петь, дома и сейчас поет под караоке. А Жене, более сдержанной и вдумчивой, всегда нравилось что-то мастерить своими руками, а еще она увлекалась восточными танцами.

Девчонки благополучно отучились в середняковской школе. И все было бы замечательно, если бы не жилищные условия и отсутствие у сестер прописки. Из-за того, что сестры нигде не были зарегистрированы (а бабушка с дедушкой не прописывали их в своей лачуге намеренно, чтобы у детей был хоть какой-то шанс получить жилье), им стоило огромных трудов оформить паспорта, гражданство, медицинские полисы, были сложности и с поступлением в учебные заведения. И все же благодаря стараниям бабушки Кристина поступила в торгово-экономический колледж, а Женя — в КГУ имени Н.А. Некрасова.

«Вы никогда здесь не жили!»

Раиса Ивановна, чтобы добиться жилья для девочек, несколько лет обивала пороги кабинетов, направляла запросы в различные инстанции.

Самое странное, когда в этих самых кабинетах стали в жилищном вопросе девочек-сирот разбираться, по документам почему-то вышло, что Елена никогда на заводе не работала и в комнате от завода не проживала. Все записи о том, что Кристина и Женя были там прописаны, из архивов тоже бесследно исчезли.

После обращения Раисы Масловой в 2007 году к Президенту России из администрации Костромы за подписью главы города Ирины Переверзевой пришло письмо. Вот отрывки из него:

«Сообщаем, что согласно данным МУ «Центр регистрации граждан» при передаче завода «Мотордеталь» в муниципальную собственность какой-либо информации о регистрации Тумановой Евгении Валерьевны, 1991 г.р., и Тумановой Кристины Валерьевны, 1992 г.р., по месту жительства по адресу: г. Кострома, ул. Голубкова, 10-521, не имелось. В поквартирных карточках, составленных на эту комнату в период с 1987 года по настоящее время, значатся другие граждане. Признать за Тумановыми Евгенией и Кристиной данное жилье и поставить их на регистрационный учет не представляется возможным».

Но последний абзац ответа обнадеживал: «Отсутствие жилья и постоянной регистрации у опекаемых Вами детей было учтено при оформлении постановления главы города Костромы от 24.11.2006 №3766 « О предоставлении несовершеннолетним Тумановой Е.В. и Тумановой К.В. жилой площади, где сказано, что жилое помещение им будет предоставлено по достижении совершеннолетия».

Впрочем, постановка в очередь на жилье ровным счетом ничего не дала. Когда сёстрам исполнилось по 18 лет, квартир, которые им должны были предоставить по закону, они не получили.

Но бабушка-мама не сдавалась. Решила добиваться справедливости через суд. Из-за постоянных судебных заседаний, которые продолжались целый год, Жене даже пришлось оставить учебу в университете – преподаватели не одобряли пропуски занятий.

Важно не упустить свой шанс

И вот в сентябре прошлого года хождения по мукам увенчались первым успехом! Старшая сестра Женя получила однокомнатную квартиру в Костроме — в кирпичном доме на улице Терешковой. Жилье требует ремонта, причем капитального. Но какая-никакая, а все-таки своя квартира. Сейчас хозяйка занимается ее приватизацией.

Женя, конечно, сожалеет, что ей пришлось уйти из вуза ради жилья, но считает, что время, которое она потратила на суды, прошло не напрасно. И не только потому, что ей, наконец-то, дали квартиру. Она научилась собирать документы, справки, отстаивать свою правоту. Сейчас работает оператором связи, но у нее есть мечта – получить высшее образование и стать в дальнейшем адвокатом. Кому-то же надо помогать другим людям бороться за правду!

Женя даже мечтает организовать для детдомовцев что-то наподобие правового ликбеза – ездить по детским домам и рассказывать ребятам об их правах:

— У меня хватает знакомых, бывших воспитанников детдомов и опекаемых, но они даже не догадываются, что по закону им государство должно предоставить жилье. Просвещала таких, ходила вместе с ними в прокуратуру. Важно успеть встать на очередь до 23 лет. В противном случае шансов получить квартиру не будет.

Готовимся к новоселью

За сестру Женя очень рада. У Кристины квартирный вопрос решился чуть быстрее. Она побывала «всего» на четырех судебных заседаниях. Кристина узнала о том, что получит квартиру, в начале февраля. И, по ее признанию, даже не ожидала, что все произойдет столь быстро.

— Я уже ездила смотреть новую квартиру, — делится радостью девушка. – Она на десятом этаже многоэтажки на улице Индустриальной. Отличная планировка, большая светлая комната, оклеенная обоями, просторная кухня. Пол застелен линолеумом, установлены счетчики на воду. Ключи от квартиры мне пообещали передать в конце весны. А пока идет оформление документов.

Сейчас девушка работает в середняковском магазине, там, в деревне, пока и живет. А перебравшись в Кострому, рассчитывает найти работу в городе. Но признается, что деревню никогда не разлюбит, будет приезжать к бабушке и помогать ей по хозяйству. Даже подъемные, полученные по окончании колледжа, она потратила на покупку нового отопительного котла для родни.

— Ведь мама столько на нас тратила времени и денег, — говорит она.

И с личной жизнью у девушки все хорошо. С молодым человеком по имени Влад Кристина встречается третий год.

— Мы ни разу по-настоящему не ссорились. По характеру идеально подходим друг другу – оба отходчивые. Вообще Влад – парень положительный. У него есть хорошая работа – занимается установкой видеонаблюдения в гаражах.

Кристина говорит, что Влад ей уже сделал предложение. И верит, что в дальнейшем у них будет счастливая семья.

А вот Женя решила не спешить с созданием семьи, намерена сначала получить хорошее образование, квартиру в порядок привести.

— Я сначала на свадьбе у Кристины погуляю, — улыбается она, — но прежде всего новоселье отметим.

Родственники Кристины и Влада уже хлопочут об обстановке в новой квартире, мебели, закупают кухонную утварь. На новоселье Кристина собирается пригласить всю свою родню.

Ирина ВЕРНИКОВА.

Фото Николая Суворова.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...