Высокоприбыльный во всем мире бизнес в нашей области дает сбой
К такому выводу пришла корреспондент «СК» Елена ВАСИЛЬЕВА, ознакомившись с итогами заседания активистов Общероссийского народного фронта из региональной группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса. Заседание состоялось на прошлой неделе. Центральным вопросом обсуждения стала проблема сбора и вывоза мусора в регионе.
Руководитель группы по проблемам экологии, депутат областной думы и бизнесмен Александр Мизгирев заметил: на сегодняшний день в Костромской области только семь полигонов, имеющих разрешительные документы и внесенных в государственный реестр.
— Это очень мало и создает условия для процветания несанкционированных свалок по всей области, – сказал он. – Мы хотим услышать от администрации региона, видит ли она эту проблему и каким образом намерена ее решать.
Вопрос этот господин Мизгирев задает регулярно. Он является членом Экспертного совета по развитию рынка и модернизации инженерной инфраструктуры обращения с отходами при Министерстве строительства и ЖКХ и много чего про мусор знает. Разумеется, он задает этот вопрос не для того, чтобы в очередной раз напомнить про действующую в области программу «Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014 – 2020 гг.». В ее подпрограмме «Отходы» практически каждый пункт говорит: проблема отходов должна решаться за счет привлечения инвесторов. Об этом заявлял и губернатор Сергей Ситников. Так, в июне 2013 года он подтвердил, что область не планирует вкладывать бюджетные деньги в реализацию программ по строительству мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов, поскольку реализацией данных вопросов активно занимается частный бизнес:
— Программа «Отходы» государственного финансирования и не будет иметь — во всем мире это высокоприбыльный бизнес. Есть обращения из Италии и Австрии — они готовы у нас строить, — сообщил глава региона.
А один из отечественных инвесторов, по его словам, вообще должен был приступить к строительству еще осенью 2013-го. Но, видимо, что-то пошло не так. Активисты ОНФ рассмотрели опыт реализации двух инвестиционных проектов. Согласно одному из них, в Костромском районе в 2015 г. должен был начать работу «Костромской центр обращения с отходами». Инвестор – группа компаний «Эко-система» в апреле 2014 года подписала концессионное соглашение с администрацией Кузьмищенского сельского поселения. Полигон для отходов должен был расположиться на территории бывшего военного городка. Инвестор обещал вложить в проект 4,6 млрд руб. и создать к 2025 г. 1 тыс. рабочих мест. Но обещать – не значит жениться. Сейчас арбитражный суд рассматривает иск администрации сельского поселения о расторжении концессионного соглашения и взыскании задолженности по аренде земельного участка около 10 миллионов рублей: инвестор отказался выполнять свои обязательства в связи со сложными экономическими условиями. При этом, однако, известно, что компания «Эко-Система» не просто ушла из нашего региона, а ушла на Дальний Восток. Там вместе с Фондом развития Дальнего Востока (ФРДВ) она участвует в инвестиционном проекте создания комплексной системы управления отходами на условиях государственно-частного партнерства. Первый проект на Сахалине потребует 900 млн рублей вложений, причем 30 процентов из них предоставит ФРДВ, и только 70 процентов — «Эко-Система». Как сообщают СМИ, в целом сеть сортировочных пунктов на Дальнем Востоке с одним мусороперерабатывающим заводом в Хабаровске оценена в 13 млрд рублей.
Второй инвестпроект уже реализуется в Костроме и Красносельском районе. Инвестор — компания «ЭкоТехноМенеджмент», вложенные средства – около 1 миллиарда рублей. В Костроме, на ул. Базовой, уже построен мусоросортировочный комплекс, под Красным должен был быть сооружен полигон для захоронения. Решение о заключении концессионного соглашения на строительство полигона захоронения твердых коммунальных отходов, прошедших сортировку на мусоросортировочном комплексе, администрация Красносельского муниципального района заключила в июле 2015 года с простым товариществом ООО «ЭкоТехноМенеджмент» и ООО «Техно Р-Полигон». Полигон должен начать принимать отходы в 2016 г. В общем, кажется, на этот раз предусмотрели все, вплоть до повышения тарифов за вывоз мусора. Дума г. Костромы поддержала муниципальные власти и ввела надбавку к тарифу в связи с появлением новой услуги – утилизации. Инвестиционную составляющую разбили на 10 лет и включили в размер тарифа. Часть затрат инвестор планирует возместить за счет организации переработки мусора в полезное вторсырье (до 25-30 процентов). Пуск завода был запланирован сначала на осень 2015-го, затем — на начало 2016 года, но пока есть проблемы. Жители района выступили против создания полигона («СК» писал об этом подробно в конце прошлого года). Как прозвучало на заседании «фронтовиков», одной из причин является отсутствие доступной информации о проекте, которая вовремя не была доведена до граждан. Тем временем мусор из Красного-на-Волге продолжают вывозить на несанкционированную свалку, отравляющую жизнь всей округе и закрытую по решению суда.
Так или иначе, оба проекта не работают. И если с одним еще можно и нужно что-то делать, то с Дальнего Востока выдачи нет. Костромские общественники вынуждены констатировать: пока в большинстве муниципалитетов Костромской области, в том числе в областном центре, проблема сбора и размещения твердых бытовых отходов остается нерешенной. По мнению экспертов, реализация программ за счет внебюджетных источников в таких регионах, как Костромская область, отличающихся низкой плотностью населения, испытывает большие проблемы. Поэтому инвесторов нужно дополнительно заинтересовывать, как это делается сегодня на Дальнем Востоке с помощью специально созданного фонда развития. Если в Костроме и прилегающих районах еще можно решить проблему за счет повышения тарифов для населения, то в области – вряд ли. Там просто нет столько людей, чтобы в разумные сроки вернуть инвесторам их затраты. Для малонаселенных районов подпрограмма «Отходы» без необходимой поддержки может оказаться всего лишь мусором.
Из №6 (556) от 17 февраля 2016