Яблоком раздора для мамы и дочки стала квартира

Пенсионерка, ветеран труда Александра Васильевна, которой скоро исполнится 81 год, пришла к нам в редакцию в полном отчаянии. На глазах опрятно и со вкусом одетой пожилой костромички слезы. Рассказала о том, как дочь отобрала у нее квартиру на улице Профсоюзной. «Напишите об этом, пусть как можно больше людей узнает, как дети над родителями издеваются», – сказала она.

Начало тяжбы между Александрой Васильевной и ее дочерью было положено еще лет двенадцать назад. Причиной многолетней вражды стал спор о праве собственности на жилье. А ведь до жилищного спора родные люди жили душа в душу! Как тут не вспомнить булгаковское «…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

Много лет назад Александра Васильевна ухаживала за тяжелобольной сестрой Екатериной, с которой впоследствии решила обменяться квартирами. Когда сестра умерла, ее квартира на Профсоюзной перешла в собственность Александры Васильевны. Но сейчас она в этом доме уже не хозяйка. Воспользовавшись беспомощностью матери, жилплощадью нагло завладела ее дочь. Оформила на себя и приватизировала квартиру.

Туда нельзя – сюда нельзя

В квартире на Профсоюзной Александра Васильевна проживала благополучно до того, как попала в больницу. А из больницы, куда ее привезли с инсультом в легкой форме, дочь Е. забрала ее на такси и сразу же отвезла в свою квартиру на проспекте Текстильщиков. Какое-то время пожилая женщина находилась там, можно сказать, под домашним арестом. По словам Александры Васильевны, дочь с первого же дня проживания у родственников заперла ее в квартире и даже не выдала ключи от входной двери. Не разрешала шагу лишнего ступить, даже включать газовую плиту. Постоянно пугала мать: «Не трогай, а то взлетит все!» Чай ей разрешалось пить только из термоса. В комнате рядом постоянно находилась внучка-старшеклассница, к ней приходили подруги, включали громкую музыку. Одним словом, пожилой женщине не было ни сна, ни покоя.

Александра Васильевна со слезами просилась к себе домой, но дочь отвечала, что квартира сейчас занята. Там живут квартиранты – молодая семья с ребенком. Им Е. сдавала жилье за десять тысяч рублей в месяц.

— Дочь была одержима мыслью – завладеть моей квартирой. Переживала, как бы я не завещала благоустроенную квартиру сыну. Хотя я убеждала дочку в том, что завещаю жилплощадь на Профсоюзной ей, а сыну достанется дом с садом на Сплавщиков, дочери не захотелось ждать. И пока я была в больнице, дочь переоформила квартиру на себя. Как удалось ей это сделать, для меня неведомо. Чувствовала я себя в тот период очень плохо. Думаю, что все дело в том, что у дочери подруга юрист, потому и сложностей с оформлением документов не возникло.

«Дочь меня обобрала и унизила»

Родом Александра Васильевна из Сусанинского района. В годы войны молоденькой девчонкой трудилась в тылу в родном колхозе. А в тяжелое послевоенное время работала на комбинате имени В.И. Ленина – прядильщицей. У нее есть награды за доблестный труд, звание труженика тыла. Но изнурительная работа с детских лет подорвала здоровье – заболели ноги. Когда женщина выработала десятилетний стаж, с фабрики пришлось уйти. Устроилась кассиром в парикмахерскую, а потом – фасовщицей. Оформила вторую группу инвалидности. С улыбкой вспоминает Александра Васильевна, что в 90-е годы четыре раза удалось съездить в санаторий бесплатно. Построили вместе с мужем на улице Сплавщиков дом. Туда впоследствии Александра перевезла и сестру, с которой решили обменяться квартирами. Сделка была почти завершена, как пожилая женщина попала в больницу с инсультом. А вернулась оттуда почти бомжом, без квартиры и униженной до глубины души.

Дочь Е., переоформив на себя квартиру матери, постоянно внушает окружающим, что мать у нее психически ненормальная. Даже запретила ей пользоваться телефоном, установленным в квартире на Профсоюзной.

— Чтобы забирать у меня пенсию, дочь решила добиться признания моей недееспособности, – рассказывает Александра Васильевна. – Но врачи не нашли у меня никаких психических отклонений.

…На вопрос нашего корреспондента к дочери потерпевшей, зачем она перевезла мать к себе и не дает ей жить в квартире, где она прописана, Е. ответила тоном, не терпящим возражений:

— Моя мать полностью невменяемая, недееспособная. Как же можно ее оставить в квартире, где она может натворить бог весть что. Однажды я уже оставила ее дома одну. Так она поставила пустые кастрюли на плиту. Чуть дом не подожгла. Ее оставлять дома одну просто опасно!

Мнение матери придется учитывать

Адвокат же Александры Васильевны Сергей Семенов так прокомментировал неприятную ситуацию, в которой оказалась костромичка:

— Эту семью я знаю на протяжении нескольких лет. Насколько мне известно, дочь Е. решила выселить свою мать из квартиры на улице Профсоюзной. Она хотела продать эту квартиру. Жилое помещение должно было достаться матери путем обмена между ней и ее сестрой. Но мать не попала в свою квартиру – право собственности на жилье дочь оформила на себя. Не так давно Александра Васильевна попала в больницу. А после больницы под предлогом ухаживания за своей матерью дочь уговорила, чтобы она осталась жить у нее на проспекте Текстильщиков. У дочери одна цель – улучшить свое материальное благосостояние, и ей совершенно безразлично, что мать хочет жить отдельно.

Е. подала заявление в суд с просьбой о признании матери недееспособной. В суде дочери объяснили, что это не соответствует действительности. Когда Александра Васильевна приходила в суд, ни у кого из сотрудников суда не вызвало подозрения то, что пожилая костромичка недееспособна. Е. пришлось отказаться от иска.

Вернуть собственность на жилье, оспорить договор обмена не представляется возможным, так как истек срок исковой давности.

Александра Васильевна – уже не собственница квартиры на Профсоюзной, но никто ее оттуда не выписывал, с регистрационного учета она не снималась. То есть теоретически право на пожизненное пользование жилым помещением имеет. Тем более в квартире остались все ее вещи.
Мы подали иск в суд на то, чтобы реализовать право Александры Васильевны на проживание в квартире на улице Профсоюзной, где она зарегистрирована.

Квартира свободна – ключей не ждите!

Не так давно в жизни Александры Васильевны произошли позитивные перемены. Она снова получила возможность жить в квартире на улице Профсоюзной. После того как обратилась в приемную Президента Владимира Путина с просьбой ей помочь, в квартиру прибыл наряд полиции, и постояльцев не только выселили, но и взяли с них штраф за незаконное проживание без регистрации.

На последнем заседании суда рассматривалось исковое заявление Александры Васильевны с требованием вернуть ей ключи от квартиры. И дочь Е. признала иск справедливым, сказала, что не возражает вернуть ключи матери.

Но проблема в том, что квартиранты отказались отдать ключи от квартиры и от тамбура хозяйке. Пришлось Александре Васильевне взломать входную дверь в квартиру и вставить новый замок. То, что увидела пожилая женщина в квартире, ее шокировало – имущество испорчено, розетки сожжены. После квартирантов теперь еще долго придется приводить помещение в порядок.

От тамбура на две квартиры ключи Александра Васильевна так и не получила. Уже несколько раз ей приходилось поджидать соседей по тамбуру, стучать им в окна, чтобы они ей открыли дверь. Сейчас ищет мастерскую, где можно было бы изготовить подходящие ключи.

…Возникает вопрос, зачем дочери, у которой есть свое жилье, нужно было выставлять родную мать из квартиры, которая все равно досталась бы дочери по наследству, доводить дело до мелких и унизительных передряг и судебных разбирательств? Почему нельзя было решить вопрос по-семейному? Неужели миром правят исключительно хищнические инстинкты, которые побеждают даже такие вечные ценности, как семья, уважение к старшим, любовь к матери, которая подарила жизнь?

Ирина ВЕРНИКОВА.
Фото Геннадия Суворова.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...