Александре Федоровне Андреевой 75 лет, 30 из которых она стоит в нескончаемой очереди. Заявку на получение социального жилья учительница подала в далеком 1986-м… 30 лет женщина не теряла надежды. Пока не получила ответ от городской администрации. Теперь же руки опустились…
Люди, которые живут в современных квартирах с отоплением, водоснабжением и более-менее порядочным ремонтом, очень бы удивились, если бы заглянули в дом на улице Окружной, где живет Александра Федоровна вместе со своим сыном. Да и я удивилась, что уж говорить. Первая мысль, которая пришла в голову: как вообще можно жить в таких условиях? Дом был построен больше 50 лет назад. Из удобств только газ и газовое отопление. Температура в доме зимой выше 13 градусов не поднимается. Воды нет. Вообще. Дом просто не подведен к водоснабжению…
Дом.jpg

Очередь длиной в 30 лет

Трудовой стаж Александры Андреевой – 50 лет. 43 года женщина проработала в школе. Сначала в сельской, потом в 41-й костромской. 30 лет преподавала в 25-й школе. Вела русский, литературу, историю, географию и математику. А с «индивидуальниками» проходила все предметы, даже химию и физику. Была Александра Федоровна и вахтершей, и столовую убирала. «Учительская болезнь – кашель – до сих пор мучает», — говорит пенсионерка. Хотя это еще вопрос – учительская ли болезнь. Скорее, постоянный холод в доме сказался на дыхательных путях.

В 1986 году женщина встала в очередь на получение заветной квартиры:
— Я написала письмо, мне ответили: или в общегородскую очередь вставайте, или в учительскую. Я думаю, конечно, в учительскую! Я то ли 136-я была, толи 138-я. И все двигалась очередь. Квартир 10-15 давали при советской власти. Потом затихло… Ну, думаю, все – не видать квартиры. Потом звонят в школу, говорят, вы 30-я, очередь сохраняется. Стали давать по 5-6 квартир… И вот вдруг я уже шестая! Это было в конце девяностых. Тут рядом два дома строились. Я ходила мимо, смотрела и думала – вот, наверное, здесь я и буду жить, здесь получу квартиру. Там электроплиты были, а в кухне не было окон, поэтому приходилось всегда зажигать свет. Нам и посоветовали отказаться от такого жилья. Да нет, говорю, не откажусь! Я бы с удовольствием, и с радостью… Но ничего я не получила. После этого и стали говорить, что не дают больше квартир. Очередь сохраняется, а квартир не дают. Может, дождемся когда-нибудь…

В Якутии лучше, чем в Костроме?

Совсем недавно жительница Алдана, что в республике Саха, Якутия, дождалась. Она точно так же, как костромичка, 30 лет стояла в очереди на получение квартиры. А все потому, что в Якутии вплотную занялись программой переселения из аварийного жилья. До 2017 года планируют построить два с половиной десятка современных многоквартирных домов. Сейчас сносят старые бараки, которые были построены полвека назад. В Алдане, например, количество ветхого жилья превышает 70 процентов.
Учитель музыки Людмила Собинова, точно так же, как наша Александра Андреева, три десятка лет мечтала о собственной квартире. Снимать жилье с мизерной зарплаты педагога с каждым годом становилось все труднее. В итоге одни переезды сменялись другими. Но все же до нее очередь дошла!

Стать малоимущими

Чтобы хоть как-то прояснить, стоит ли ждать квартиру, Александра Федоровна написала письмо в городскую администрацию. В январе пришел ответ. Пожилой женщине предложили… снова встать в очередь! Только на этот раз в другую.
— Предложили – вставайте как малоимущие. Мне 75 лет! Ну, встану я в очередь. Это сколько надо прожить, чтобы получить квартиру? Это издевательство какое-то.
«По вопросу предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда сообщаю о том, что данные помещения предоставляются гражданам в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. На учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма Вы не стоите, оснований на предоставление жилого помещения по договору социального найма не имеется.
Если Вы желаете быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как малоимущий гражданин, Вы в праве обратиться с заявлениями в Многофункциональный центр».
В конце письма пенсионерке предложили подать документы через Интернет, и подписать заявление «электронной подписью».
Если честно, звучит как издевательство. Женщине 75 лет. В ее доме нет воды! Не то, что Интернета…

Вода на вес золота

Дома у Андреевых очень холодно. Котел еле греет. Дыра в потолке заколочена досками. Раньше и крыша текла… Но самое главное – дом не подведен к водоснабжению. В 21-м веке. В районе, где полно многоэтажек. Где есть несколько новостроек. Люди в старом деревянном доме вынуждены ходить в валенках и теплой одежде, а за водой «бегать» на колонку…
А ближайшая колонка находится в 200 метрах от дома. В сильные морозы она замерзает, приходится ходить еще дальше. Все остальные колонки убрали – оказалось, содержать их нецелесообразно.
— Дом большой построили – сняли колонку. Везде все строят… А нас собирались сносить. Я думала: нас снесут, так и получу квартиру! У меня болят ноги, мне тяжело ходить на эту колонку. Один раз я упала, так мне молодой человек подняться помогал. Раньше воду сын носил. Пойдет – так ведер десять натаскает. Но в марте у него случился инсульт. Теперь он инвалид первой группы, лежачий больной… Соцработник своего родственника подрядила, вот он мне последний раз принес воды.
Александра Федоровна хотела провести воду, но в водоканале отговорили. Сказали – «неподъемное дело». Но на вопрос, сколько это стоит, так и не ответили. А вот в администрации города решили, что женщина сама виновата – мол, упустила свой шанс:
«Согласно решению общего собрания собственников помещений, многоквартирный дом №38 находится в управлении управляющей организации МУП города Костромы «Городская управляющая компания». Жилые помещения №2, 3, 4 многоквартирного дома оснащены централизованной системой холодного водоснабжения. Работы по прокладке системы водоснабжения выполнялись собственниками/нанимателями помещений №2, 3, 4 за счет собственных средств. На предложение принять участие в финансировании проведения работ по прокладке системы водоснабжения дома Вы отказались».
Потолок.jpg
Смешно называть этот дом многоквартирным. Одну его часть занимает молодая семья, другую – Александра Федоровна с сыном. И их жилище кроме как «помещением» назвать нельзя… А четвертой квартиры, кстати, в этом доме вообще нет.
-Да, написали, что соседи провели воду, а я отказалась. Но я не отказывалась! У нас всего три квартиры. А они пишут: в доме 4 квартиры, три объединились, договорились, а вы отказались. Не было никакого собрания! Я просила поставить мне эти трубы, я говорила, что заплачу за работу! Но отказали мне… Может, скважину лучше сделать? В садах же делают, так может, и в городе разрешат, не знаю. Я услышала по телевизору, что ходили по домам и спрашивали, у кого водопровода нет. Сказали, что в городе, в областном центре – ну, не дело – нет водопровода! Нужно провести! Четвертую или пятую часть должны жители заплатить, остальное – город. Пишут: вы отказались! Да ничего я не отказывалась! Мне даже не предлагал никто!

По закону финансовую помощь могут предоставить только тем людям, которые серьезно больны. Или тем, у кого сгорел дом. «Оплата расходов по прокладке системы водоснабжения в квартиру, к сожалению, не может быть осуществлена за счет средств бюджета города Костромы». Но ведь денег у администрации костромичка не просила. Она готова была заплатить за работу.
Окружная, 38.jpg


Колонка никому не нужна

Так и придется пожилой женщине ходить на дальнюю колонку. Ближе уже точно не установят. Заместитель главы администрации Юлия Хромушина подтвердила, что колонка там не нужна:
«…в районе дома №3 по 8-му Окружному проезду города Костромы установлена водоразборная колонка, которая находится в исправном состоянии. Установка дополнительной водоразборной колонки в районе дома №38 по улице Окружная нецелесообразна по причине того, что расстояние между местом установки существующей водоразборной колонки до указанного жилого дома не превышает допустимого расстояния, предусмотренного действующими нормативно-правовыми актами».
Но расстояние, допустимое по закону, для одинокой пенсионерки – непреодолимый путь.
За последние 30 лет изменилось все: государственный строй, деньги, неоднократно менялась городская власть, менялись законы, изменилась сама жизнь. А бывшая учительница так и живет в стареньком покосившемся доме без воды…

Анна ОЛИФЕР.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...