О том, что происходит в Костроме от рассвета до заката, мы все знаем не понаслышке. А вот свидетелями того, чем живёт областная столица с наступлением темноты, и живёт ли вообще, мы становимся крайне редко. Максимум – засидимся в гостях допоздна и прокатимся на такси по спящим улицам или добежим до ближайшего круглосуточного магазина, если вдруг посреди ночи захочется вкусненького. Корреспондент «КНГ» решил восполнить эту картину и взглянуть на Кострому под покровом ночи.
Ночь и тишина, данная навек?
Справедливости ради стоит отметить, что вечерняя и ночная жизнь региональной столицы уже не раз становилась объектом критики губернатора. На оперативных совещаниях Сергей Ситников не раз высказывался, что после 19-20 часов, когда жители уже успели вернуться домой с работы или учёбы, а большинство точек торговли и услуг запираются на замок, город практически «вымирает».
И в особенности это касается именно центральной части Костромы, туристических маршрутов. В спальных районах, где люди ещё гуляют допоздна с детьми или домашними животными, и вокруг крупных развлекательных центров ситуация немного получше. Здесь признаки жизни подают примерно до 22-23 часов. Но общей картины это не меняет, и, согласитесь, для города, который претендует на звание туристического центра, всё это очень провинциально.
Шаги, которые предпринимают местные власти и бизнесмены для решения проблемы пока неубедительны. Ещё несколько лет назад была попытка создать на базе Торговых рядов культурно-туристический кластер. Однако, несмотря на то что здесь начали открываться новые выставочные площадки, ремесленные мастерские и магазинчики с сувенирами, ситуация почти не изменилась. Шесть вечера – и амбарный замок на дверях.
Ночью Сусанинская площадь полна света.
А накануне Нового года город облетела новость о том, что Торговые ряды меняют режим работы и будут открыты дольше обычного. Правда, лишь на время праздничных каникул – до 12 января. И судя по всему, эксперимент этот признали неудачным, поток клиентов в вечерние часы вырос незначительно, а значит, планам по укоренению «продленки» не суждено сбыться. Но ведь для того, чтобы создать спрос, предложения сроком в две недели недостаточно, к любым изменениям, даже позитивным, тоже нужно привыкнуть.
Так что же происходит в центре Костромы от заката до рассвета, и заслуживает ли это внимания?
00:00 – 01:00: час по таксе
Первое, что бросается в глаза с наступлением полуночи, – изменения транспортных потоков. Причём, не столько количественно, сколько качественно. Начав свою ночную прогулку с весьма оживлённой днём улицы Ивана Сусанина, я сразу обратил внимание, что перейти её всё так же нелегко. Вечерний час-пик остался далеко позади, уже исчезли маршрутки и муниципальный общественный транспорт, но улицы по-прежнему полны огней.
Из трёх десятков автомобилей, встретившихся мне всего за несколько минут, чаще всего мимо пролетали такси. Пропорция машин с шашечками и крупными номерами телефонов своих фирм на борту по отношению ко всему остальному транспорту – 50х50. Но если вспомнить, что далеко не все водители, зарабатывающие извозом, используют характерные для таксомоторов опознавательные знаки, а многие и вовсе «бомбят» на личных автомобилях, соотношение и того больше.
В будние дни даже местные увеселительные заведения предпочитают закрываться максимум в час ночи. Стало быть, для таксистов именно первые часы после завершения работы баров, ресторанов и кинотеатров, а вместе с ними и общественного транспорта, становятся самыми хлебными. Но вскоре и их ряды начинают редеть.
К трём часам ночи Советская пустынна, как никогда
Из необычных моментов, замеченных в это время, стоит отметить разве что остановочный комплекс на улице Ивана Сусанина, который только что пострадал то ли от порывов ветра, то ли от рук вандалов. Правда, ураганов над Костромой в тот вечер не наблюдалось. Но в любом случае, в этой битве с невидимым соперником, одна из пластиковых стен остановки пала.
01:00 – 02:00: Последние из Магикян
Выбрав улицу Шагова, я направился на Сусанинскую площадь. По пути на пересечении улиц Ивана Сусанина и Шагова встретился эвакуатор с «клиентом» на борту. И стоит отметить, что если бы эта служба в Костроме работала столь же активно, как в Москве или Санкт-Петербурге, городской бюджет ежедневно пополнялся бы круглой суммой. Неправильно припаркованных автомобилей, которые не только мешают дорожным службам расчищать снег, но иногда стоят таким образом, что из-за них буквально ни проехать, ни пройти, на обочинах центральных улиц сотни. Для того чтобы по заслугам наказать всех их владельцев, не хватило бы мест на штрафстоянках.
Как ни странно, в это время в городе ещё можно встретить людей. По Калиновской неспеша прогуливалась дама с собачкой. Перекормленная такса в почтенном возрасте, видимо, уже не слишком наблюдала часов и заставила хозяйку совершить ночной моцион. Голоса нередко доносились и из-за заборов частного сектора на Шагова. Возле одного из домов, вооружившись лопатами, усиленно трудились двое мужчин – расчищали снег.
Стайки припозднившейся с возвращением домой молодёжи встречались и на Сусанинской площади. Здесь были и шумные весёлые компании, распевающие песни, и влюблённые парочки, прогуливающиеся по проспекту Мира, и одиночки, плетущиеся куда глаза глядят.
На улице Свердлова, 59, уже почти в два часа ночи из подъезда трёхэтажного дома выглядывал мужчина – устроил перекур перед сном. Неподалёку как неприкаянный бродил ещё один представитель сильного пола средних лет: направился сначала в одну сторону, а затем развернулся и побрёл обратно.
Но самая необычная компания встретилась мне в самом начале улицы Свердлова. В районе половины второго ночи группа из пяти хохочущих девушек всем составом вломилась в круглосуточный павильон банка. В этот момент мне вспомнилась ещё одна картина, однажды подсмотренная зимней ночью в столице. Заглянув в такой же банковский офис с терминалами, чтобы снять денег в Москве, я обнаружил там несколько спящих бродяг. На меня они не обращали ровно никакого внимания, зато были в тепле и покое.
Но костромские барышни минут через десять вышли. Ночлег им, видимо, был ни к чему. Вряд ли в такой час компания отправилась оплачивать коммунальные квитанции, но пополнить баланс телефона, обзавестись наличными деньгами или просто немного погреться они могли.
02:00 – 03:00: Круглосуточный дефицит
После двух часов ночи в Костроме наступает «тихий час». Если в выходные людно вокруг злачных заведений, которые в эти дни работают дольше обычного, то в будни единственные очаги «ночной жизни» — это круглосуточные магазины.
К слову, таковые в Костроме можно пересчитать по пальцам. Несколько больших универсамов розничных сетей в разных частях города, пара полуподвальных торговых точек на Советской да две дежурные аптеки на Подлипаева и Привокзальной. Особняком в этом ряду стоят сауны, которые также работают без перерывов на ночь, автозаправочные станции и круглосуточные цветочные магазины, которые в нашем городе, как ни странно, тоже имеются. На направлены все они на столь специфический и узкий список клиентов, что ажиотажа вокруг этих мест по ночам не наблюдается. Поэтому вероятность встретить людей в этот час невелика.
Первым мне на пути встретился продовольственный универсам на перекрёстке Свердлова и Ивана Сусанина. На парковке у торговой точки стояло с десяток припаркованных автомобилей, несколько из них были заведены, кто-то подъезжал, кто-то отъезжал. Внутри персонала было больше, чем покупателей, но пара клиентов в магазине была постоянно.
В круглосуточных аптеках на Советской вообще никого не оказалось. Но сказать, что со здоровьем костромичей по ночам всё благополучно, всё же нельзя. В течение этого часа на улицах Ивана Сусанина, Войкова и Лазаревском проезде мне встретилось сразу пять карет «Скорой помощи». Впрочем, то, что они зачастили, в этом районе вполне объяснимо: неподалёку, на Никитской, расположена центральная станция «Скорой помощи».
Некоторым не самым добросоветсным костромичам тоже приходится вставать рано, спасать машины из завалов.
Самыми же оживлёнными в этот временной отрезок оказались площадь Конституции и улица Никитская. На бульваре Петрковском расположен круглосуточный магазинчик, к которому то и дело подходили одинокие пешеходы и каждые пять минут притормаживали проезжающие по Советской автомобили. А на Никитской располагается не только известный среди костромичей ночной клуб – единственное место, где до утра гуляют каждый день, но и большая редкость для Костромы – ночные ларьки. Здесь их сразу два, и народная снежная тропа к ним также не зарастает.
03:00 – 04:00: Животных больше, чем людей
В этот временной отрезок ночи Кострома засыпает окончательно. На улицах не встретить ни людей, ни машин. Это уникальная возможность побродить по старинному городу в тишине, без всякого «антропогенного» вмешательства. Этим умело пользуются не только любители одиночества и покоя, но и братья наши меньшие, которые заменяют на ночной вахте людей.
Как ни странно, в их поведении также можно проследить своеобразное районное разделение. Так, на центральных улицах Костромы, где проходят маршруты пассажирского транспорта, и во дворах многоквартирных домов преимущественно орудуют кошки. Их за всё ночное путешествие я насчитал всего семь. Как известно, эти животные – довольно скрытные, особенно во время охоты, предпочитают вести уединённый образ жизни, и ночью их также можно встретить лишь по одиночке, максимум в паре.
Чего нельзя сказать о собаках, которые мне встречались исключительно в стаях от трёх до семи особей. Увидеть этих четвероногих, конечно, можно в любой части города, но чаще всего на второстепенных улицах, и в частном секторе. Только в течение этого часа я насчитал больше двух десятков бродячих псов.
И если их сородичи, сидящие на цепи за высокими заборами, просто встречали и провожали меня непродолжительным лаем, и лишь иногда заставляли вздрагивать от неожиданности, то поведение бездомных собак предсказать невозможно. Поэтому, учитывая, что ни людей, ни даже машин в этот момент поблизости не наблюдалось, в целях безопасности мне не раз приходилось даже менять маршрут, заприметив очередную лохматую стаю.
Что ещё весьма примечательно для глубокой ночи, это полное отсутствие птиц, которые в это время, видимо, также предпочитают поспать. Встретить в городе диких животных в ходе ночной прогулки мне также не довелось, хотя иногда такое случается. Не раз на окраинах Костромы замечали лисиц, пару раз из леса к нам забредали лоси, одному из которых в прошлом году даже удалось побывать на территории художественной школы на улице Боевой. А в последнее время всё чаще и чаще костромичи рассказывают о том, что видят по ночам сов. Так в прошлом году тело пернатого хищника обнаружили на улице Наты Бабушкиной. Каким образом редкая птица оказалась на территории расположенной здесь телекомпании, и что с ней случилось, до сих пор остаётся загадкой.
04:00 – 05:00: Коммунальный час пик
К четырём утра, преодолев часть Советской от улицы Подлипаева до Привокзальной площади, я продолжил путь по улицам Юрия Смирнова и Галичской обратно к центру. На дорогах в этот момент наметилось определённое оживление. То тут, то там начала работать дорожная техника. Выстроившись друг за другом в группы по две-три машины, трактора и грейдеры расчищали улицы от снега и рассыпали пескосоляную смесь. И те, кто убеждён, что коммунальщики и дорожники в Костроме ничего не делают и бессильны перед стихией, глубоко неправы.
Такие «паровозики» с ковшами и щётками встречались мне на протяжении всего дальнейшего маршрута до самого утра. Где-то, как, например, на площади Широкова, снежные завалы разгребали сразу с десяток единиц техники. Делать это, кстати, было непросто, поскольку площадка у железнодорожного вокзала и обочины улицы Юрия Смирнова – излюбленное место для ночной стоянки большегрузных и длинномерных машин. Где-то, как на улице Пятницкой или Молочной горе, работа кипела не столь активно – справлялся всего один трактор.
Куда реже встречались грузовики, занимающиеся вывозом снега за пределы города. Они были замечены лишь на улице Галичской и на проспекте Текстильщиков. Зато, ночью в самых разных районах, начиная с улицы Юрия Смирнова и заканчивая даже Сусанинской площадью, по ночам складируют огромные снежные горы. Какие-то из них успевают вывезти до рассвета, а некоторые могут лежать по нескольку дней и даже неделями. Но чаще всего снег с трасс оставляют прямо на их обочинах, существенно осложняя передвижение по городу для пешеходов.
Не сладко людям, путешествующим на своих двоих, приходится и на улицах, далёких от центра или расположенных в недрах частного сектора. Тяжёлая техника здесь работать не может, а спецоборудования для расчистки тротуаров в Костроме нет. Поэтому надеяться пешеходам остаётся только на дорожников и общественных работников с лопатами, а также неравнодушных костромичей, которые борются со снежными завалами вдоль дорог своими силами. Как бы то ни было, в некоторых районах пройти по тротуару, который больше напоминает сугроб, практически невозможно. Приходится на свой страх и риск передвигаться по проезжей части.
Куда лучше дела в нашем городе обстоят с ночным уличным освещением. Нужно отдать властям и энергетикам должное – ни одного неработающего или разбитого фонаря мною замечено не было. А кое-где по ночам и сейчас светло как днём, благодаря оставшейся новогодней иллюминации. А вот похвалить управляющие компании не могу. В некоторых дворах – хоть глаз выколи, с трудом можно свой подъезд отыскать, только по памяти или на ощупь.
05:00 – 06:00: Кто рано встаёт?
Завершали моё ночное путешествие улицы 1 Мая, Нижняя Дебря, Овражная, Ивановская, Горная, Островского, проспект Текстильщиков и Советская от центра до площади Октябрьской. Машин на дорогах в этот предрассветный час по-прежнему немного. К дорожной технике добавляются разве что первые ласточки общественного пассажирского транспорта, который начинает свою работу в пять утра. Кто бы мог подумать, но самым ранним встреченным мной маршрутом оказался ни 1-й и ни 2-й, а 21-й.
Стоит отметить, что муниципальные автобусы, троллейбусы и маршрутки даже самым ранним утром не пустуют. Уже в половине шестого практически на каждой остановке становится людно. Иногда ни свет, ни заря просыпаются и автолюбители. У главпочтамта на Советской мне встретилась пара, вооружённая лопатами. В такую рань они встали не случайно, а потому, что припарковали авто вопреки всем разумным правилам. В итоге, за ночь снегопад и дорожники сделали своё дело – машина больше чем наполовину погрузилась в снежный сугроб, и чтобы откопать ее, нарушителям пришлось попотеть.
Но если большинство в это время только просыпается и направляется по своим делам, то находятся и такие костромичи, которые лишь возвращаются домой после ночных бдений. Узнать среди прочих их несложно – неровная походка и периодические падения лучше всего говорят о том, что предыдущий вечер удался.
Что же касается вопросов безопасности и нарушений правопорядка в ночные часы, то, вопреки всем ожиданиям, за время моей прогулки этот вопрос так ни разу и не возник. И несмотря на то что за шесть часов мне встретилось всего три полицейских автомобиля: на Сусанинской площади, улицах Ивана Сусанина и Скворцова, но никаких разбойников, маньяков и прочих преступных типов я не встретил. Город спал спокойно, а самыми большими шалостями, которые происходят по ночам, так и остались граффити и надписи на стенах и заборах, да весёлые рожицы, нарисованные пальцем на стёклах заснеженных машин.
Иван САРАФАНОВ