Костромская область продолжит борьбу за возвращение устья Немды
Есть один вопрос, который находится в подвешенном состоянии в течение многих десятилетий, – установление границы между Костромской и Ивановской областями по фарватеру Горьковского водохранилища в районе Юрьевецкого разлива, с тем чтобы вернуть из собственности соседнего региона 25-километровую акваторию от устья реки Немда вглубь Кадыйского района. Все прежние попытки добиться справедливости успехом не увенчались. Но, как заверил заместитель председателя Костромской областной думы Валерий Ижицкий корреспондента «СК» Евгения ЗОЛОТОВА, костромичи не опустили руки. И опять собираются предъявлять железные аргументы своей правоты, от которых, впрочем, ивановцам пока ни горячо, ни холодно.
Когда Указ не указ
В 1956 году по инициативе властных структур соседнего региона в связи с образованием Горьковского водохранилища в состав территории Кадыйского района были переданы некоторые сельсоветы Юрьевецкого района Ивановской области на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 июля 1956 года N 713/2.
В тот год костромичам были переданы не только сельсоветы и соответствующая территория, но и дно реки Немда. Все это было заверено печатями органов власти обеих областей и подписями членов согласительной комиссии.
29 сентября 1956 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было признано, что претензий при приеме и передаче сельских Советов из Ивановской области в Костромскую область ни с той, ни с другой стороны не заявлено, и дело по данному вопросу считать законченным. Все, точка поставлена.
Однако далее ситуация стала принимать анекдотический характер. На карте, которую на основании указа отправили в Комитет по картографии СССР, границу нарисовали иначе: устье Немды отнесли к Ивановской области. Почему – до сих пор не ясно. Человек, чья подпись стоит под картой, тогдашний заместитель председателя Костромского облисполкома, давно умер. Его теперь не спросишь: в адеквате ли он находился, когда правил документы, утвержденные Президиумом Верховного Совета РСФСР?
В советские времена соседи несколько раз возвращались к спору. Но дальше диалога дело не пошло. Пересмотра карты в соответствии с духом и буквой Указа Президиума Верховного Совета РСФСР в советское время никто активно не требовал. Поэтому при проведении границ между областями при создании водохранилища оба берега реки Немды постановлением правительства РСФСР отошли костромичам, а водная гладь с островами — ивановцам.
В начале 1980-х годов конец легкой полемике положил пожар: Костромской областной архив сгорел вместе с аргументами костромичей. Казалось бы, все, по собственной глупости потеряли крупнейшую нерестовую зону, где не только промышляют рыболовецкие артели, но и куда со всей европейской России едут граждане половить леща, судака и щуку.
Чужие на своей земле
Не случайно о проблеме костромичи вспомнили, когда кадыйских рыбаков стали обходить при распределении квот по лову рыбы. Сколько, в каком месте устья Немды и каким образом ловить – определяли ивановцы. В свое время все водные запасы Юрьевецкого разлива, кстати, водоема, находящегося в федеральной собственности, были переданы в пользование Ивановскому рыбокомбинату. До приватизации предприятия проблем со «спорными» водными территориями не возникало, а после условия лова, диктуемые ивановцами, стали чрезвычайно невыгодны Костромской области, ежегодно теряющей до 150 тонн речной рыбы.
Правительство России в ответ на просьбы костромичей провести границу с соседями посередине водоема ответило, что изменение границ возможно только по согласованию с субъектами Федерации. Арбитром этих переговоров был назначен полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко.
Валерий Ижицкий вспоминает: «В начале 2000-х годов костромской губернатор Виктор Андреевич Шершунов и ивановский – Владимир Ильич Тихонов довольно быстро договорились исправить ошибку 50-х годов и провести границу между регионами по фарватеру Волги. Но согласно действующему законодательству то решение должны были утвердить депутаты обоих регионов».
Так, 25 июня 2001 года было заключено Соглашение руководителей обоих регионов о передаче Костромской области прав регулирования и пользования рыбными запасами на части акватории Юрьевецкого расширения Горьковского водохранилища, прилегающего к территории Костромской области. Однако уже 10 июля 2001 года ивановская сторона отказалась от исполнения Соглашения и отозвала свою подпись.
Дело в том, что поначалу народные избранники ивановского края в основном соглашались с доводами костромичей. Но на одно из рабочих совещаний пожаловали рыбаки, которые кормятся от уловов в устье Немды, и попытались убедить депутатов, что эту территорию отдавать не стоит. По крайней мере, своим решением не «отдавать Кемску волость». Иначе многие юрьевецкие рыбаки лишатся работы, а ситцевый край – дополнительных доходов. Если уж на то будет воля федералов, тогда ничего не попишешь. Такая «обработка» даром не прошла. Законодательному собранию Ивановской области не хватило нескольких голосов, чтобы поддержать соглашение с Костромской областью, подписанное губернатором Тихоновым.
Валерий Ижицкий считает, что свою роль сыграла и политика невмешательства в решение территориального вопроса со стороны Георгия Полтавченко. Ведь мог бы он прямо сказать: «Не валяй дурака, Иваново». Кроме того, наш депутат не исключает, что в этот процесс вмешалась и «голимая» политика. В то время против губернатора Тихонова выступала заметная часть ивановских народных избранников. И любые его инициативы гасились на корню. Но «родимая» водная гладь так и не вернулась в лоно собственности Костромской области.
Белым днем, 29 апреля…
Процесс возврата имел вялотекущий характер до поры, когда «…в нарушение Конституции РСФСР, Конституции Российской Федерации, Указа, решений облисполкомов Костромской и Ивановской областей Законом Ивановской области от 29 апреля 2002 года №24-ОЗ «Об утверждении описания границы Ивановской области» разлив Горьковского водохранилища реки Немды был включен в состав территории Ивановской области.
То есть, по мнению костромских депутатов, наши соседи едва ли не «аннексировали» заветную нерестовую зону. Предстояли быстрые и решительные ответные действия. Но в нашей стране быстро мало что получается.
Здесь надо вспомнить о неоценимом вкладе в историю этой тяжбы предпринимателя Виктора Крутова, который, не зная об особо «теплых» отношениях обоих регионов по нерестовой зоне в устье Немды, решил заняться рыбным промыслом именно в этом месте. Собрал бригаду, оформил документы и даже получил в Иванове разрешение на лов. Но вскоре ивановский рыбинспектор конфисковал у Крутова документы. После продолжительных разбирательств документы ему вернули, но договор на следующий год не продлили.
Наш предприниматель обиделся не на шутку: «что хотят, то и творят». По его просьбе через Госдуму из Госархива РФ был получен тот знаменитый указ от 1956 года. На его основании Крутов получил новое разрешение на лов. Но теперь не в Иванове, а в Костроме. Недолго музыка играла для рыбацкой артели. На сей раз предписание прекратить рыбачить на чужой, якобы ивановской, территории предпринимателю выдал Минсельхоз РФ. А очередной засланный казачок, то бишь рыбинспектор из-за Волги, конфисковал у крутовских рыбаков все, что смог: документы, сети, улов.
Казалось, тем самым ивановцы дали понять костромичам – сидите тихо, тогда, быть может, лишний хвост и вам перепадет.
Обижен был не только Виктор Крутов. «Шугали» ивановцы и обычных рыболовов-кадыйчан. Тогда наши региональные власти дали понять, что «крутизну» со стороны ивановцев сносить не собираются. И мнение Минсельхоза — не решение в последней инстанции. Началась очередная серия этой «мыльной оперы». Здесь костромичи уже не надеялись только на добрую волю ивановских депутатов. На это раз наши аргументы были весомее: изучение архивных материалов, находящихся в Государственном архиве Российской Федерации, позволило установить его незаконность. Границы между Ивановской и Костромской областями в установленном конституционном порядке не изменялись и т. д.
Обращения не помогли
Вскоре последовали обращения к Президенту РФ и в Конституционный суд РФ, в которых костромичи, основываясь на букве закона, просили им помочь в разрешении пограничного разногласия. Но ответы «сверху» вновь не удивили оригинальностью: создавайте смешанную комиссию обоих регионов и решайте вопрос.
9 марта 2006 года Виктор Шершунов обратился к губернатору Ивановской области. Аналогичное обращение Костромской областной думы было направлено 1 июня 2006 года в Ивановскую областную думу.
В своих ответах руководители органов государственной власти Ивановской области сообщили, что вопрос о границе между нашими областями в районе реки Немда считают урегулированным на основании того, что «данная граница длительное время подтверждалась различными должностными лицами исполнительных органов власти Костромской области». Отсутствие полномочий указанных лиц на изменение границ Костромской и Ивановской областей было оставлено без внимания и оценки. Типа – вы у себя, соседушки, разберитесь, а уж после претензии предъявляйте. Добродушие и якобы желание исправить ошибку приснопамятного заместителя Костромского облисполкома вмиг слетели с лиц ивановских народных избранников.
Валерий Ижицкий продолжает: «К тому времени Костромская область являлась едва ли не единственным субъектом России, не имеющим четко обозначенной границы. А ведь навести порядок следовало согласно требованиям федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Виктор Андреевич Шершунов принял тогда решение, чтобы этим вопросом занимался его первый заместитель Юрий Федорович Цикунов».
Пошла писать губерния
Из архивов достали все старые карты, другие документы, подтверждающие абсолютную правоту Костромской области. После гибели Виктора Шершунова в автокатастрофе его преемник Игорь Слюняев не сразу вошел в курс дела. Но и в областную администрацию, и в думу по-прежнему обращались жители Кадыйского района с требованием разрешить этот конфликт, поэтому не реагировать было нельзя. Очередной состав рабочей группы возглавил слюняевский заместитель – Константин Казанцев. Сам губернатор встретился с Михаилом Менем. Тот, разумеется, в который уже раз парировал – все подпишу, если, правда, законодательное собрание Ивановской области примет устраивающее вас решение.
Но на этот раз, акцентирует внимание Валерий Ижицкий, членов костромской рабочей группы ивановские депутаты встретили в штыки. Они уже настаивали, что 25-километровая акватория устья Немды – их исконная территория, и они ее не отдадут.
В этом случае роль Михаила Меня была непонятной. С одной стороны он душу распахнул перед Слюняевым, а с другой – сделал все, чтобы отбить охоту у костромичей ездить в Иваново и требовать урегулирования территориального спора. Иначе чем объяснить суровую позицию одного из его заместителей по отношению к «приезжим»? Заместителям обычно делегируют столько полномочий, сколько посчитают нужным…
А напоследок, как выразился Валерий Ижицкий, ивановские депутаты «сыграли ваньку», потребовав оригиналы документов, несмотря на наличие юридически заверенных копий. Так и пришлось костромичам возвращаться домой не солоно хлебавши. А вскоре нашу рабочую группу возглавил еще один заместитель Слюняева – Валерий Сахаров. В чем состояла необходимость такой рокировки – выяснилось быстро. Наша решимость вернуть «родимую водную гладь» заметно поутихла. Обращения – что же произошло, оставались без ответа. Слюняев продолжал встречаться с Менем в Плесе и молчал, а Сахаров пускал в ход отговорки. Даже очередную встречу губернатора с представителями Кадыя организовать тогда не удалось.
Последний шанс?
Продолжится ли эта эпопея – сказать сложно. Понятно, что сейчас у страны, и Костромской области в частности, разного рода проблем – вагон и маленькая тележка. Казалось бы, сейчас не до локального территориального спора. Однако с такой позицией трудно согласиться. И так за многие годы мы успели многое потерять. Это и нереализованные инвестиционные проекты по строительству ЦБК в Мантурове и газоперерабатывающего предприятия в Буе. Были и закончились бизнес-идеи меньшего калибра. Хорошо еще, что в последнее время экономика нашего региона оживилась. И во многом благодаря инвестиционной активности. Отдавая должное громадным планам, не стоит сбрасывать со счетов и другие возможности пополнения областной казны. Значимость нерестовой зоны в устье Немды ивановцы, наверное, поняли раньше нас, если всеми доступными способами за нее цепляются. А с какой стати мы должны отдавать свое? Например, в частных судебных разбирательствах о ловле рыбы в устье Немды Арбитражный суд руководствовался в первую очередь Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1956 года, который до сих пор имеет юридическую силу.
Кроме того у нас есть специалисты, которые проблему знают от «а» до «я». Возможно, новый состав законодательного собрания Ивановской области, новый губернатор Павел Коньков иначе подойдут к решению этой проблемы? В любом случае, у нас еще остался шанс завершить «определение границы» Кадыйского района — уверен заместитель председателя Костромской областной думы, председатель комитета по вопросам государственного устройства и местного самоуправления Валерий Ижицкий.