У Костромы много брендов. Один из них – «Кострома кинематографическая». Любят режиссеры снимать на исторической натуре свои фильмы. Список лент внушительный: «Красные дьяволята», «Два капитана», «Жестокий романс», «Очи черные», «Столыпин»…  Называют в их числе и «Сибирский цирюльник» Михалкова. Но это не совсем так. Ни одного эпизода этого художественного фильма в Костроме не снято. Тем не менее, «Сибирский цирюльник» имеет к нашему городу непосредственное отношение. 

Три месяца казармы 

В этом году исполнилось 20 лет с премьеры «Сибирского цирюльника», на которой присутствовали в числе почетных гостей и костромичи, и 70 лет со дня рождения режиссера фильма Никиты Михалкова. Сама же картина снималась, как указано в титрах, в Москве, Красноярском крае, нижегородском Горбатове, Чехии и Португалии, звукозапись производилась в Париже. Четыре страны, четыре времени года, 188 дней съемок, 160 тысяч метров кинопленки – подсчитал потом Н. Михалков. И добавил к этим 188 дням подготовительный этап, который как раз и проходил в Костроме, а конкретно — в Костромском высшем военном командном училище химической защиты (ВВКУХЗ). «Не было бы этих трех месяцев Костромы, — сказал Никита Сергеевич, — не возникло бы этой юнкерской выправки, юнкерской доблести и юнкерского братства».

Артистов, игравших юнкеров, режиссер отправил в училище, чтобы они прониклись жизнью своих героев, вошли в образ. Подъем в 6 утра. Жить — в казарме, носить — юнкерскую форму, обучаться — по дореволюционной программе: Закону Божьему, фехтованию, верховой езде, строевой подготовке, иностранным языкам, бальным танцам, регулярно посещать храм при училище. В город им удавалось выбраться редко – военная дисциплина особо расслабиться не позволяла. Они даже друг друга называли на «вы», как было принято в 19-м веке. В общем, актеры-юнкера Олег Меньшиков, Марат Башаров, Артем Михалков и другие должны были окунуться в атмосферу, понять дух и нравы жизни молодых дворян, мечтавших о первом обер-офицерском чине. 

«Удивительный полковник» 

Разрешение на проживание актеров в училище Михалкову дал министр обороны страны Родионов. В Костроме киношников курировал первый зам начальника ВВКУХЗ полковник Василий Сажин. Василий Степанович, к сожалению, рано ушел из жизни. Потому о событиях, связанных с «Сибирским цирюльником», нам рассказала его супруга — Софья Вячеславовна.

С большим воодушевлением восприняли военные появление в училище  известных артистов во главе с Михалковым. Интересно было наблюдать за реализацией задумки режиссера – заставить артистов жить по военному уставу 1885 года и учиться всему тому, «что из юнкера делало офицера». Это фильм о взрослении, первой любви, становлении себя как личности. И, конечно, о выборе – самом трудном, с чем сталкивается человек в жизни.  

Позднее актер О. Меньшиков вспоминал: «Михалков гениально сделал, когда отвез нас в Кострому, в училище. Иначе бы не удалось сначала создать, а потом передать атмосферу юнкерского братства. Такое нельзя сыграть на голом профессионализме. Тут чувства в ход идут. Это был совершенно необычный эксперимент, ничего похожего в моей жизни еще не случалось».

На полковнике Сажине лежала ответственность за проживание и матобеспечение господ юнкеров. И с ним из всех костромичей они сдружились больше всего. Не только из-за того, что чаще контактировали, а еще и в силу характера Василия Степановича. Он был человеком ярким, интересным, эрудированным. Великолепный рассказчик с отменным чувством юмора. «Удивительный полковник», — называли его артисты. Был он популярен и у курсантов ВВКУХЗ. С необычным полковником подружился и Никита Михалков. Он увидел в нем настоящего русского офицера, защитника Отечества, верного долгу. Кроме того, во время пребывания в Костроме 11-летняя дочь Михалкова Надя простудилась и заболела. Ее мама Татьяна была в Москве, а у Никиты Сергеевича – жесткий рабочий график. Сажины забрали Надю к себе домой, лечили, заботились о девочке. 

Я не узнаю Вас в гриме 

Живой характер Василия Степановича, видимо, навели Никиту Сергеевича на мысль использовать его в качестве актера. В. Сажин в «Сибирском цирюльнике» сыграл три эпизодические роли: учителя географии, священника и банкира. Из них в фильм попали лишь две. Еще одна – священника – была предназначена для 5-серийной телеверсии «Цирюльника», которая была отснята, но коробки с пленкой исчезли при перевозке из Парижа в Рим, даже Интерпол не нашел концов. 

В титрах Василий Степанович указан и как артист, снявшийся в эпизодах, и как военный консультант. В картине засветились в массовках и курсанты «химдыма». А известный костромской композитор Анатолий Документов значится как «учитель пения». Еще в титрах — благодарность создателей фильма ВВКУХЗ.

Снимался в своих ролях Василий Степанович опять-таки не в Костроме, а в Праге, куда он сопровождал задействованных в фильме курсантов. Гримеры поистине творят чудеса – полковника Сажина в гриме не узнать. Особенно хорош священник. В рясе, с окладистой бородой даже взгляд Василия Степановича стал иным, а фигура осанистей. Вот и сногсшибательная красавица Джулия Ормонд, игравшая главную героиню Джейн, к удивлению Софьи Вячеславовны, в жизни оказалась совсем не яркой женщиной, пройдешь – не заметишь. 

И погасли кремлевские звезды 

Софья вместе с мужем ездила на съемки в Прагу, но была там не три месяца, как наши курсанты, а короткий срок – на работу надо было. Но впечатлений масса. Было интересно наблюдать, как снимается Большое Кино. А «Сибирский цирюльник», действительно, масштабный проект. Бюджет фильма — 40 миллионов долларов. В съемках участвовали российские и зарубежные звезды: Джулия Ормонд, Олег Меньшиков, Леонид Куравлев, Алексей Петренко, Марина Неелова, Владимир Ильин, Евгений Стеблов, Авангард Леонтьев, Ричард Харрис, Даниэль Ольбрыхский, Роберт Харди, Элизабет Сприггс, Марат Башаров, Александр Леньков, Анна Михалкова и др. Никита Михалков тоже снялся — в роли Александра Ш. В фильме звучит музыка знаменитого композитора Эдуарда Артемьева, оператором картины стал человек-легенда — Павел Лебешев. Чтобы доставить съемочную группу в тайгу, были задействованы самолеты МЧС. Чтобы обеспечить льдом съемку эпизодов с Масленицей, работали три фабрики мороженого. Паровую самоходную лесопилку «Сибирский цирюльник», по которой и назван фильм, сконструировали на нижегородском военном заводе. С разрешения президента Б. Ельцина для съемок фильма на 10 часов отключили внутреннее освещение кремлевских
звезд, которые были видны с Васильевского спуска, а также проложены рельсы для конки через Иверские ворота. До этого звезды Кремля отключали лишь во время начала Великой Отечественной войны

В Чехию, кроме Сажина, курсантов сопровождали офицеры из «химдыма» Анатолий Сапрыкин и Евгений Холодников. Здесь съемки шли на всемирно известной студии «Баррандов». Софье особо запомнились сцены бала. Студия, вспоминает она, небольшая, вроде бы и места мало, но камера ездит по рельсам по кругу и создается иллюзия, что это огромный зал, где танцует много людей.

Вся съемочная группа и костромские военные в Чехии вместе не только работали, но и отмечали праздники, общались в свободное время. Софья вспоминает, как встречали День Победы. Почти в полночь закончились съемки, но вся съемочная группа собралась в гостинице. День Победы в чужой стране, атмосфера непередаваемого родства и близости. Радовались, пели песни, веселились.

На студии «Баррандов» в это время англичане снимали фильм по роману Гюго «Отверженные». Между нашей и английской съемочными группами были организованы спортивные соревнования. Софья была на одном футбольном матче. «Конечно, наши победили!» — сказала она. 

Взаимное влияние 

Актеры-юнкера ходят по красным ковровым дорожкам, разговаривают на фоне расписанных советской тематикой панно, слушают музыку в Дворянском собрании, изучают интерьер «красного дома»… Это кадры из документального фильма о подготовке актеров в Костроме.  В. Сажин в нем говорил о том, что дало общение киногруппы и курсантов. Актеры получили знания о профессиональной воинской службе, а курсанты – знания этикета, которые так необходимы современному офицеру:  «Это слияние дало положительный результат. Я думаю, актеры будут вспоминать службу, казарму, жизнь армейскую, а наши ребята будут помнить ту культуру, воспитание, которое было заложено в процессе обучения». 

«Вечерний наряд обязателен» 

В феврале 1999-го в Кремле состоялась премьера «Сибирского цирюльника», затем «товарищеский ужин» в гостинице «Рэдиссон-Славянская». Меню было выдержано в духе 19-го века: «Закуски: блины – икра зернистая каспийская, икра лососевая камчатская; сельдь азовская, картофель с укропом,  капуста квашеная, грибы своего посолу, семужка, осетрина кучугурская, форель гатчинская с листьями салата и клубники в соусе из обжаренных грецких орехов. Основное блюдо – шашлык по-московски на гриле. Напитки – водка, вина красные и белые «Маркиз Фрескобальди», шампанское «Вдова Клико». Музыканты играли увертюру из оперы «Жизнь за царя» Глинки, фантазии из оперы «Садко» Римского-Корсакова и сочинений Э. Артемьева. «Гостям после товарищеского ужина предлагается покурить сигару в особой сигарной зале». Специально к премьере была изготовлена сувенирная продукция – спички, сигареты, сигары, одеколон «Юнкерский». «Вечерний наряд обязателен» — стояло в приглашении. Но, как сказала Софья Вячеславовна, проблем с дресс-кодом не было – Василий Степанович был в форме, а она просто нашла подходящее  платье из своего гардероба.

На премьере были Михаил Горбачев с Раисой Максимовной, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Борис Березовский, известные артисты, деятели культуры. Из костромичей — мэр Борис Коробов, начальник училища Николай Волков с супругами и др. «Мне понравилось, что такие известные люди, как Михалков, Башмет, Юрий Николаев и другие, в общении очень простые люди, некичливые», — вспоминает Софья.

После премьеры вышел забавный эпизод. Раиса Максимовна повела Софью по кремлевскому коридору, что-то показывая. А Василий Степанович – это было вполне в его духе — громко вслед: «Не ходи с ней, Соня! Ее муж страну развалил!» Раиса Максимовна и бровью не повела. А Сажин, как многие офицеры, действительно, считал Горбачева предателем. 

«Кострома – это не забыть!» 

В семье Сажиных хранятся автографы членов съемочной группы. Надписи трогательные, забавные. «Господину полковнику от юнкера Толстого – спасибо за все!» — О. Меньшиков. «Дорогому ЗаСажину – русскому офицеру и моему другу» — Н. Михалков. «Гениальному актеру Сажину от среднего художника» — С. Стручев. «Любимому полковнику и Мюнхгаузену Сажину» – П. Лебешев. «Удивительному полковнику от юнкера» — А. Шутов. А Элизабет Сприггс начертала по-русски: «Будьте готовы!».

Есть там и такие фразы: «Спасибо за незабываемость костромской зимы», «Мы говорим Кострома – подразумеваем Сажин, мы говорим Сажин – подразумеваем Кострома!». Сразу в нескольких автографах упоминаются бани. Видимо, произвели они на киношников, как и казармы, неизгладимое впечатление. «Дорогой, любимый Василий Степанович! – писал актер Ильин. — Никогда не забуду костромские бани, нашу казарму. Ваш Вовка Ильин». 

Зинаида НИКОЛАЕВА.


Фото Сергея Калинина и из архива семьи Сажиных.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...