В «Народную газету» обратилась семья Титовых, обеспокоенная отменой льготы по транспортному налогу. Домохозяйка и инвалид второй группы воспитывают пятерых детей. Но теперь за свой автомобиль им предстоит платить по 40 000 рублей ежегодно. И это лишь один пример. Что же происходит со льготами в последнее время?

 

Удар по демографии

 

Беседы о том, что в сегодняшних условиях, в разгар экономического кризиса необходимо затягивать пояса, в том числе и тем, у кого они и так еле держаться, начались не в Костроме. Необходимость предоставления всевозможных компенсаций, субсидий, мер социальной поддержки и прочих льгот незащищённым слоям населения по принципам «адресности и нуждаемости» в своём ежегодном послании затронул президент. И процесс пошёл.

Одним из первых сигналов о том, что вольготные деньки для льготников подходят к концу, стали изменения в законодательстве о поддержке многодетных семей. «В связи с ростом размера материнского капитала за счет средств федерального бюджета с 250 до 453 тысяч рублей и, учитывая дефицит областного бюджета, законопроектом предлагается уменьшить размер выплат с 300 тысяч рублей до 200 тысяч рублей». Так говорилось в пояснительной записке к поправкам в закон «О социальной выплате на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка».

Речь идёт о так называемом «региональном материнском капитале». Эта мера социальной поддержки многодетным семьям была принята региональным парламентом ещё в 2007 году. Сумма с тех пор ни разу не менялась, оставаясь на уровне 300 тысяч рублей, когда-то опережая даже объём федеральной помощи, которая индексировалась ежегодно. Но в 2016 году приоритеты изменились, с 1 января 2016 года размер областных выплат на третьего и последующих детей сократился на треть и стал более чем вдвое меньше федеральной поддержки.

Хотя депутаты обещали, что эта мера вынужденная и временная – до 31 декабря 2017 года.

Затем депутаты немного перераспределили меры социальной поддержки для беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трёх лет. С 2012 года все они в Костромской области получали денежные выплаты, а в региональной столице ещё и сухие смеси. Решив, что это нарушает принципы социальной справедливости, депутаты сошлись во мнении, что все муниципалитеты должны быть равны и оставили только ежемесячные выплаты – по 450 рублей.

 

Недоедливые дети

 

Оптимизация мер социальной поддержки продолжилась по старшинству. На федеральном уровне было решено компенсировать родительские расходы на содержание ребенка в детском саду также с учетом критериев нуждаемости, которые установят регионы. Тот же принцип должен будет действовать и в отношении ежемесячного пособия на ребенка. Но если с дошкольниками в Костромской областной думе пока решили повременить, то на учащихся общеобразовательных учреждений траты урезали.

По данным за 2014 год, охват горячим питанием школьников был на уровне 100% в 14 муниципальных образованиях Костромской области. Тогда обед оплачивали из трёх источников: по 8 рублей вносили областной и местные бюджеты, остальное – родители. Но с 1 января 2016 года школьное питание, а точнее, его финансирование из региональной казны также было решено перевести на принцип нуждаемости. Субсидии на эти цели муниципалитетам начали предоставлять только для семей с доходом ниже прожиточного минимума, установленного в Костромской области – 9107 рублей, а также семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. 26 ноября закон был принят.

Впрочем, через некоторое время, депутаты немного сдали назад и расширили список льготных категорий школьников, которые смогут питаться за счёт бюджета. В него были добавлены дети-инвалиды и дети-сироты, вне зависимости от того, воспитываются они в госучреждении, в семье опекунов или приемных родителей. В тот момент число школьников, имеющих право на льготу, увеличилось на 1419 человек, что в денежном эквиваленте стоило бюджету области 2 миллиона 856 тысяч рублей. Всего же 50%-ю компенсацию за горячее питание в школах получают родители всего около 16 тысяч учащихся.

Тем временем, уже в городской думе приняли решение сэкономить на льготных проездных билетах для школьников и студентов в общественном транспорте Костромы. За основу решили взять всё тот же принцип и те же льготные категории граждан, но пошли ещё дальше. Школьники смогут рассчитывать на льготный проездной билет только в том случае, если собрали и подали все необходимые документы для субсидии на питание. А если не ешь, то и не покатаешься.

 

Не каждому дано

 

В последнее время был принят ряд и более «мягких мер» по оптимизации мер социальной поддержки. В частности это транспортный налог. Было решено, что семьи, имеющие детей-инвалидов, оплачивают только 50% от суммы выставленной налоговыми органами суммы.

Но в законе есть ограничения. Рассчитывать на это послабление смогут только владельцы автомобилей с мощностью до 150 лошадиных сил, то есть всего 380 семей в нашей области. С января 2016 года закон вступил в силу. Теперь данная налоговая льгота в размере 50% устанавливается одному из родителей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. Под льготное налогообложение попадают также усыновители, опекуны и попечители.

Но следует вспомнить, что ранее семьи детей-инвалидов были полностью освобождены от уплаты транспортного налога без всяких ограничений на мощность двигателя. Не секрет, что дети с ограниченными возможностями нуждаются не только в особом уходе, но и регулярном посещении медицинских, образовательных и социальных учреждений. А если они воспитываются в многодетной семье, то машина должна быть большая, а следовательно, мощная. Однако пока эта логическая цепочка депутатами не учтена.

 

Иван САРАФАНОВ.

Из №9 (836) от 2.03.2016.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...