Не секрет, что в советскую эпоху история как «последнего дворца» Романовых, так и его последнего хозяина – Николая Николаевича Ипатьева на долгое время была предана забвению. Восполнить пробел мы и попытаемся.

Штрихи биографии

Николай – коренной москвич, выходец из старинного дворянского рода, корни которого уходят во времена Ивана Грозного, родился на Старой Пресне. Отец – художник-архитектор, мать – учительница.

В 1885 году окончил 3-й Московский кадетский корпус, затем Николаевского инженерное училище в Петербурге и военно-инженерную академию. В 1906 году вышел в отставку штабс-капитаном-инженером. Поселился в Екатеринбурге. Участвовал в строительстве железной дороги Екатеринбург – Кунгур – Пермь, вел активную общественную и научно-краеведческую деятельность. При белых был избран в городскую думу, стал одним из ее руководителей. Преподавал в горном институте, с большей частью коллектива которого в 1919 году уехал во Владивосток, затем эмигрировал в Чехословакию.

Умер Ипатьев в 1938 году. Урна с его прахом захоронена на русском кладбище Праги.

Последний приют

Что же собой представляет особняк Ипатьева в Екатеринбурге? Построенный в конце 1880-х гг. дом был достаточно комфортным для проживания. Не случайно он понравился и чете Романовых. В нем имелись электричество, телефон, водопровод, канализация. Устроена ванна с колонкой для подогрева воды.

В архитектуре здания псевдорусские элементы сочетались с уральскими мотивами и модерном. Внутренние помещения богато украшены чугунным литьем, лепниной, потолки – художественной росписью. Дом был просторным и удобным. При нем имелся небольшой тенистый сад.

Н. Ипатьев в начале 1908 года купил особняк за 6 тысяч рублей. Семья Николая Николаевича жила в помещениях верхнего этажа, а на нижнем располагалась его контора подрядных работ.

По некоторым сведениям, в подвале (том самом, где и была расстреляна царская семья) его последний владелец устроил винный погребок, где можно было пообщаться с друзьями.

Выбор большевиков

Летом 1917 года старший брат владельца дома Владимир Николаевич Ипатьев, известный химик, генерал-лейтенант, член Российской императорской академии наук, будучи в командировке в течение двух дней гостил в особняке. В своих воспоминаниях он отмечал: «Дом брата находился на большой Вознесенской площади и был угловым, потому его легко можно было изолировать от других жилых помещений. Все эти обстоятельства и послужили основанием, почему он был выбран для убийства… Когда я гостил у брата, царь находился еще в Царском селе».

Здесь хотелось бы уточнить Владимира Николаевича – когда дом в конце апреля 1918 года спешно подбирался для Романовых, речи об «убийстве» еще не шло. Лишь с начала июля ситуация стала ухудшаться как в центре (восстание левых эсеров), так и в Екатеринбурге (наступление белых).

Дополняет свидетельство и утверждение первого коменданта «дома особого назначения» А. Авдеева, что особняк был расположен «…почти в самом центре города … оборона его от внешнего наступления была благоприятна во всех отношениях…»

Кроме Ипатьевского дома известно еще два адреса, в т.ч. екатеринбургская тюрьма, но по соображениям безопасности остановились на первом варианте. Особняк обнесли высоким, до трех метров, двойным забором из теса, продумали систему охраны, оборудовали пулеметные гнезда…»

Во всем этом процессе решающая роль принадлежала Ф.И. Голощёкину – уральскому военному комиссару, другу председателя ВЦИК Я.М. Свердлова, на которого Ленин возложил ответственность за безопасность царской семьи.

Romanovy.jpg 

Царский браслет

После случившегося в ночь с 16 на 17 июля 1918 года злодеяния в отношении семьи бывшего государя и верных ему слуг, возникает вопрос: осталось ли в доме что-то непосредственно от Романовых?

«Когда царь и царица, – отмечает Н.Н. Ипатьев в интервью пражской газете в 1928 году, – были перевезены в мой дом… царица, в память своего приезда, на раме окна одной из комнат написала дату: «17/30 апр. 1918».

Вот что вспоминал его старший брат Владимир, эмигрировавший в США в 1930 году: «Брат Николай мне передавал, что государь, узнав от … камердинера Чемадурова, что этот дом принадлежит Ипатьеву, думал, что это моя собственность, и поэтому нередко говорил камердинеру: «Убери куда-нибудь подальше от глаз большевиков эти дорогие вещи, а то они их возьмут себе: вещи надо сохранить для генерала, он милый человек, я очень хорошо его знаю и ценю его работу».

Здесь можно предположить, что обнаруженный в комнате княжон, непосредственно перед сносом дома, при вскрытии пола, «завернутый в газету и засунутый между плинтусом и полом золотой браслет с драгоценными камнями и вензелем» – это своего рода компенсация от императора генералу за причиненный их невольным присутствием ущерб.

Браслет был спрятан по-мужски надежно, возможно, лично Н.А. Романовым или по его просьбе кем-то из прислуги. 

Судьба ипатьевского особняка 

С 1927 года в нем располагался музей революции и пионеров водили на экскурсии в подвал. И рассказывали, как убивали царя-кровопийцу. А вот рассказывали ли о том, как убивали девочек и 14-летнего мальчика, а не дострелив, добивали штыками? После совершенного преступления в особняке четыре дня замывали кровь, подметали полы, упаковывали и увозили вещи убиенных.

В доме в разные периоды располагались различные конторы и организации, а во время войны там хранились бесценные экспонаты Эрмитажа. Любопытный факт приводит доктор юридических наук Юрий Жук. С 1946 года в доме Ипатьева находился архив Свердловского обкома ВКП(б). Часть документов оказалась и в «расстрельной» комнате. «Именно по этой причине посетивший Свердловск в 1959 году вице-президент США Р. Никсон не смог попасть внутрь дома Ипатьева».

С момента принятия секретного постановления Политбюро ЦК КПСС о разрушении Ипатьевского особняка (30 июля 1975 г.) и до непосредственного его выполнения (22-23 сентября 1977 г.) прошло более двух лет. Необходимо было отменить статус дома как памятника всероссийского значения, преодолеть сопротивление лиц в центре, и в Екатеринбурге. Последние справедливо полагали, что столь радикальное решение лишь усилит внимание к проблеме. И оказались правы – уже в 1979 году группой энтузиастов была обнаружена могила казненных.

Как видим, человеческая память – вещь долговременная. И ныне на месте расстрела царской семьи вознесся храм на Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших.

 Romanovy1.jpg

Мистический круг

Ряд исследователей подмечали, что началась династия Романовых с Михаила и закончилась великим князем Михаилом, в пользу которого отрекся Николай II. Началась в марте 1613 года и закончилась в марте 1917 года; началась в Ипатьевском монастыре, а закончилась… в доме инженера Ипатьева.

Вот что отмечал Н.Н. Ипатьев: «300 лет тому назад М.Ф. Романов был избран царем в Ипатьевском монастыре Костромской губернии. А через 305 лет его династия прекратилась после убийства царя Николая II и его сына в …ипатьевском доме в Екатеринбурге. Начало и гибель династии Романовых связаны с одинаковым именем!»

Вместе с тем, есть еще одно совпадение – в мае 1913 года, в разгар торжеств по случаю 300-летия династии, фотограф поймал грустный и задумчивый взгляд царя Николая II, стоящего на крыльце перед входом в палату бояр Романовых в Ипатьевском монастыре. (Может быть, в этот момент Николай Александрович вспомнил об известном ему предсказании монаха Авеля, где говорилось о трагической гибели династии в 1918 году?) Взгляд царя как бы скользил по ступенькам вниз, а их всего… 18. не хватало 5 ступеней – 5 лет до трагического конца (кстати, и у власти последний российский монарх был ровно 23 года!).

Что ж, на современном этапе этот мистический круг династии Романовых, думается, должен замкнуться: сохранившийся в Костроме Ипатьевский монастырь и с таким трудом обнаруженные энтузиастами два захоронения царской семьи (1979 и 2007 гг.) должны соединиться. До тех пор пока церковь не признает останки подлинными, не перезахоронит их как полагается, члены семьи Николая II со слугами еще будут являться узниками ипатьевского дома. И это прекрасно осознавал патриарх Алексий II во время своего последнего посещения Костромы в 2002 году.

P.S.: Пропущенное знамение?

Прибыв в Ипатьевский монастырь 17 лет назад, Алексий II сделал весьма примечательный вклад – драгоценный крест и икону с изображением Николая II и его семьи. Незадолго до этого по его благословению имена семи царственных страстотерпцев были включены в Собор костромских святых

Кроме того, захоронение, совершенное в 1998 году в Санкт-Петербурге, было не согласовано с РПЦ (церковь до сих пор сомневается в подлинности обнаруженных останков).

Была нарушена и воля Николая II, запретившего в свое время хоронить кого-либо в соборе Петра и Павла в Петербурге (да и соседство страстотерпцев со спокойно умершими великими князьями вряд ли уместно). Известно также, что Н.А. Романов после отречения готов был жить в нашем крае с семьей в качестве простого гражданина.

30 августа 2002 года в присутствии патриарха состоялась передача Костромской епархии от музея-заповедника всего «нового города» Ипатьевского монастыря. Напомню, что на той территории тогда находился и уникальный памятник деревянного зодчества – церковь Преображения из села Спас-Вёжи (1713 г.).

Через несколько дней после этого события, 4 сентября 2002 года, указанная церковь сгорела за считанные минуты

Сейчас задаешься вопросом: а не высветилась ли столь трагичным образом трагедия, случившаяся с царской семьей в июле 1918 года? Не явился ли этот пожар   указанием – на точное место будущего захоронения венценосной семьи: новый двор Ипатьевского монастыря, построенный в свое время по воле основателя династии М.Ф. Романова?

Тогда бы мистический круг династии Романовых замкнулся: чудом уцелевшие подлинные останки царской семьи обрели бы, наконец, свой последний приют.

Виктор СМУРОВ.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...