Рисовый долгоносик с долгими последствиями

Первый раз сварила кашу из этого риса месяца два назад. Внучка ела с удовольствием. Потом разнообразила меню, а пакет с рисом для каши был положен еще в один пакет и плотно завязан резинкой, дабы не рассыпался… И как потом оказалось, моя привычка к аккуратности спасла все остальные крупы, хранящиеся в шкафу, да и сам шкаф от заражения.

Но обо всем по порядку. Этот день, когда я снова решила сварить  внучке рисовую кашу, буду помнить долго. Сначала я заметила в крупе какие-то темные палочки. Высыпав крупу на стол, вдруг увидела, как одна «палочка», как мне показалась, «раскрылась» и, высвободив из себя шесть ножек, быстро поползла. Дальше начали «раскрываться» остальные «палочки». Плохо помню, как сгребла крупу с ползущими «палочками» в пакет, сунула этот пакет в другой пакет, потом еще в один… Так состоялась первая встреча с тогда еще не знакомым мне рисовым долгоносиком.

Следующую ночь я не спала. Решала, что делать с рисом для каши. Выбросить? Но я не знаю, что будет, если роботоподобные «раскладывающиеся палочки», возможно, попадут в почву. Вдруг заразят ее? Стану виновата перед будущими поколениями. А если это вражеская продовольственная и экологическая диверсия? Утром позвонила в управление Роспотребнадзора, оттуда меня послали в Россельхознадзор, и вот я с «палочками» в кабинете службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Там, все еще находясь в легком нервном потрясении, передала пакет специалисту. «Это долгоносик», – спокойно сказала инспектор отдела.  Оказывается, первый раз я не заметила его в крупе, потому что там его было  немного, но размножается он очень быстро. Инспектор продолжала: «Если бы вы выбросили его в мусор, то вредитель, однозначно, вскоре бы погиб». Далее я узнала про долгоносика, что, вгрызаясь в рисовое зерно своими мощными челюстями, он высасывает из него все полезные вещества, оставляя зерно пустым. Зерно перестает быть питательным продуктом. Рисовый долгоносик размножается, очень быстро становится взрослой особью и быстро поражает весь рис, равно как и другие крупы, которые оказываются рядом.

«Но говорить ответственно про то, что это долгоносик, – продолжала сотрудник управления Россельхознадзора, – мы можем только после того, как экспертизу проведет лаборатория. Пишите заявление».

Далее мне объяснили, что деньги за пакет с рисом вернуть не получится — ввиду отсутствия у меня чека. Но деньги мне были и не нужны. Я написала заявление с просьбой провести исследование и стала ждать ответа.

А что же мне было все-таки нужно? Как всегда я хотела докопаться до истины. Исходными данными была информация с пакета, в котором был рис. Итак, произведен он был в Краснодарском крае, расфасован в Санкт-Петербурге в августе прошлого года известной фирмой, назвать которую не имею права. На каком этапе произошло заражение – производства, хранения, транспортировки, фасовки – об этом мне не смог сказать никто из тех, с кем общалась на эту тему. Но, как оказалось, совсем не это было главным в моей истории.

С соблюдением всех сроков пришел ответ от Федеральной службы по  ветеринарному и фитосанитарному надзору, в котором было сказано, что «рис в качестве образца был направлен в ФГБУ «Тверская МВЛ» для проведения исследований на показатель безопасности – зараженность. Согласно проведенным исследованиям установлено, что в данной пробе обнаружены вредители – рисовый долгоносик 16 экземпляров на образец». В переводе с официального языка это означает, что в 800-граммовом пакете с рисом было 16 особей рисового долгоносика. И далее: «В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»   «зараженность вредителями хлебных запасов (насекомые, клещи)» – не допускается. За нарушение действующего законодательства продавец и изготовитель данной крупы будут привлечены к административной ответственности».

А, продавец тоже виноват? Хорошо, пусть официальные органы занимаются привлечением к ответственности всех, кого сочтут нужным, а я побежала привлекать к своей ответственности продавца, крепко сжав в руке письмо.

Заведующая магазином оказалась милой молодой женщиной. От нее я узнала, что кроме меня с зараженной крупой приходили еще несколько человек. Что после звонка из Россельхознадзора рис был немедленно убран с полок. Где-то внутри себя я понимала, что магазин вряд ли повинен в заражении вредителем, но по закону он несет ответственность за то, что продает. Получив денежную компенсацию за пакет с рисом из кошелька заведующей магазином (38 рублей за пакет риса плюс 40 рублей за проезд на автобусе) и коробку конфет за моральный ущерб, я ушла, поняв, что радости не испытываю.

Потому что оставались вопросы. Главный – как теперь покупать продукты без страха скушать что-то зараженное, некачественное, бесполезное с питательной точки зрения. Ведь в случае с рисом долгоносик размножается как саранча потому, что в рисовом зерне, особенно в буром рисе, содержаться не только полезные растительные жиры, но и целый комплекс антиоксидантов, витамины и клетчатка. А он все это высасывает. Целый Институт риса, между прочим, Федеральный научный центр, расположенный в Краснодаре – краевом центре Краснодарского края – по-видимому, никак не может с вредителем справиться, раз моя внучка, пусть один раз, но все-таки съела кашу с долгоносиком.

Так все же что я считаю главным в этой истории? Все просто. Я хочу знать, кто и в каком объеме понесет ответственность за заражение крупы и продажу ее мне под брендовой маркой. Выяснилось, что Россельхознадзор передал материалы проверки и все необходимые протоколы в арбитражный суд. Горя желанием узнать, какова перспектива наказать недобросовестных производителей, я попала-таки к юристу, занимающемуся арбитражными спорами. Юрист объяснил мне, наивному потребителю, что оштрафовать или отозвать лицензию у производителя будет практически невозможно, потому что на производстве есть контроль на входе продукции и на ее выходе.

Производитель брендовых продовольственных марок, на страже которого стоят высококлассные юристы, имеет в арсенале все необходимые документы для того, чтобы доказать суду свою невиновность. И биться за свою репутацию будет до конца. Так что, судя по выражению лица юриста, мне стало понятно, что я уже всех достала со своим долгоносиком. На самом деле, сую свой длинный нос куда не надо. В конце концов, никто не умер, не отравился, компенсацию я получила, коробку конфет тоже. Еще поняла, что государство в лице Россельхознадзора стоит-таки на страже интересов простого гражданина, проверки проводит, письма присылает, в суды на бизнесменов подает.

А еще благодаря долгоносику я познакомилась с хорошими людьми и получила урок на будущее. Какой урок? Теперь буду сразу же после покупки перебирать все крупы, как это делала моя знакомая баба Маня. «Зачем вы это делаете?» – спрашивала я ее. «Так крысиное г… выбрасываю! — отвечала баба Маня. — Мало ли крыс в амбарах!» Да, видимо, крысы, тараканы и долгоносики – неистребимое племя.

 

Инна КИРЕЕВА.

 

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...