Соседская война
В приемную обратилась семейная пара Александр Владимирович и Елена Константиновна Волковы. Еще в 1989 году супругу в наследство от родителей достался дом в поселке Первомайском, что в Костроме. Там теперь живет их сын. А небольшой участок семья каждый год засаживает овощами. При небольших пенсиях это всегда хорошее подспорье. На соседнем участке еще в советское время был небольшой дом в три окошка по фасаду. Александр Владимирович говорит:
«Дома на нашей улице были построены все по одной линии, а этот ближе к улице. Но он тогда никому не мешал, так как был невысокий, как теплица. И утром, в 9.00 у нас на участке светило солнце». Когда прежние хозяева умерли, их наследники построили на этом же месте высокий трехэтажный дом. Теперь, как говорят Волковы, солнце на их участке появляется только к обеду: «При строительстве должны быть учтены нормативные расстояния. Так, до нашего участка от соседского дома 2 метра, а должно быть три».
«Но это еще не все, – рассказывает мужчина,- к этому дому со стороны нашего участка был сделан навес, чтобы ставить машину. И теперь этот навес на одну треть затеняет нам территорию. Пришлось снести единственную тепличку, оказавшуюся в тени дома. Там когда-то вызревали отличные помидоры. У нас участок совсем небольшой, но все перестало расти из-за недостатка света. По градостроительному плану они должны были расположить навес на расстоянии метра от нашего забора. Куда нам, пенсионерам, теперь деваться?» Когда соседи только начинали стройку, мужчина просил их построить навес с другой стороны дома. Те заявили: «Мы хотим здесь!»
Соседская война длится уже три года. Волковы устали от обещаний и отнесли исковое заявление в суд. Они уверены, что любая реконструкция здания должна производиться с согласия соседей. Заседание назначено. Но перед этим пенсионерам необходимо узнать, было ли выдано городскими властями разрешение на реконструкцию дома. С этим вопросом пенсионеры и обратились в «приемную на колесах». Юрист проинформировала, что их обращение поступит в городское управление архитектуры. Специалисты должны выйти на место, обследовать, все измерить. И в течение месяца Волковым должен прийти мотивированный ответ, было ли выдано соседу Волковых разрешение на ввод дома в эксплуатацию. И тогда будет понятно, стоило ли обращаться в суд. Кроме того, в передвижной приемной рассказали, что Волковым во время судебного процесса можно знакомиться с протоколами судебного заседания: «Для этого надо написать заявление об их выдаче. В течение пяти дней копии изготовят и выдадут для внесения в них замечаний, чтобы все доводы учли в суде. Когда ваши требования суд рассмотрит, будет принято процессуальное решение. Если вы с ним не согласитесь, его в течение месяца можно обжаловать в апелляционном суде».
Заморочки с транспортными картами
Военный пенсионер Виктор Григорьевич пришел в приемную с несколькими вопросами. Три – в адрес управления транспорта. Первый – «рассмотреть возможность оплаты льготных транспортных карт через терминалы банков». Мужчина рассказывает, что живет в Заволжье, в Паново. Здесь единственное почтовое отделение в доме №36. И единственный почтальон занимается всем: оформляет и выдает посылки, бандероли, письма, принимает квартплату и т.д. И чтобы положить деньги на транспортную карту, приходится стоять по полтора-два часа. В конце каждого месяца многие пенсионеры приходят на почту с этой целью. Виктору Григорьевичу, чтобы не попасть в такую «пробку», приходится приходить заранее к открытию почты. Мужчина говорит: «У нас везде установлено множество банковских терминалов. Там можно оплатить коммунальные услуги, налоги, кредиты, положить деньги на телефон. А почему не сделать еще строку – «оплата транспортных карт»? Это будет удобно всем. Кому хочется терять время?»
Второе предложение мужчины, чтобы денежные средства, вносимые на транспортную карту, но не использованные, не сгорали, а переходили на следующий месяц. Виктор Григорьевич говорит: «Никому из нас (как, думаю, и многим) не нужно 50 поездок. Я, например, использую только пять – туда и обратно прокатиться по делам по городу. Это 200 рублей. Моя 80-летняя мама ездит только два раза в месяц – на рынок. И нам больше не надо. А, согласитесь, 380 рублей в месяц – это тоже деньги! И не каждому пенсионеру такие траты по карману. Ведь зимой то мороз, то гололед, то плохая погода, надумаешься выйти из дому… Вот если бы деньги переходили на другой месяц, а они сгорают! Зачем мне оплачивать услугу, которую мне не предоставили?»
Поэтому у Виктора Григорьевича есть третье предложение – «оплачивать поездки через терминалы по мере необходимости, определяя количество поездок самостоятельно». Пенсионер поясняет: «Это как принцип оплаты мобильной связи. Ведь если все технически наладить, в программу можно забить любое количество поездок». Кроме того, Виктор Григорьевич поинтересовался, когда его временный проездной заменят на постоянную транспортную карту. Несмотря на то что он ветеран труда, ему пока никто не звонил. В приемной обещали разобраться и с этим вопросом.
Зачем вырубили березовую рощу?
Но активного пенсионера, оказывается, интересуют не только личные вопросы. Последний вопрос интересует многих жителей Паново. Виктор Григорьевич рассказал, что около его дома №36 в Паново и до мотеля раньше росла шикарная березовая роща, деревья рукой не обхватишь, туда все жители Паново ходили на шашлыки: «Но два года назад ее вырубили. Рубили очень быстро, за два дня. Рощу свели под нож, и теперь на площади 250 на 400 метров растет только трава! Потом так же быстро деревья вывезли на «КамАЗах». И поставили табличку «Участок продается» без телефонов, без какой-либо информации. Два года здесь ничего не строится, зачем вырубили отличные деревья, куда их вывезли, ведь это была не санитарная рубка? Кроме того, около коллективных садов рядом тоже вырубили десять гектаров отличных деревьев, для чего?» Ответ на все вопросы будет дан в течение месяца.
Мост ремонтируют – обещания летят
В приемную обратилась Татьяна Николаевна. Она — индивидуальный предприниматель, занимается продажей строительных материалов. Объемы работы и прибыли небольшие, поэтому дорога каждая копейка. Женщина рассказала, что в ноябре к ним обратился руководитель организации, ремонтировавшей мост через Волгу. Он просил дать им по гарантийному письму стеклоткань и обещал, когда получит деньги за работу от городских властей, то расплатится и с ИП. Сумма товара была небольшая, всего на две тысяч рублей. Женщина говорит: «Конечно, если бы они просили стеклоткань тысяч на двадцать, я бы его под гарантийное письмо не дала! Но тут люди спешат, они объяснили, что ремонтируют мост, как не помочь?» До сих пор оплата за товар так и не поступила. Татьяна Николаевна пыталась дозвониться до директора, но его телефон заблокирован. Предприниматель даже подумала, что попала на мошенников: «Вдруг они платежный бланк с реквизитами подделали?» Но потом узнала, что это предприятие — на самом деле подрядчик, работающий в Костроме. Она говорит: «Я знаю, что тот человек звонил еще и в другие торговые организации, там тоже набирал товара. И, может быть, на десятки тысяч рублей! Почему из-за недобросовестности одних должны страдать другие? Ведь мы пытались помочь, войти в положение ради хорошего дела, а в итоге?»
Беззаконие управляющей компании
У костромички Елены Петровны коммунальные проблемы. Она живет в доме на проспекте Мира. И сейчас там проходит замена общих стояков горячего и холодного водоснабжения. И в квартире пенсионерки эти трубы по планировке проходят не как у всех по стенам, а под полом. Поэтому сотрудники управляющей компании заявили хозяйке: «Сами вскрывайте полы!» Женщина отказалась. Она консультировалась с юристом и узнала, что это задача УК. Кроме того, после этого ремонта коммунальщики должны были восстановить полы в квартире. Но сотрудники УК, чтобы не нести дополнительные расходы, вывели трубы по-другому, не вскрывая полы. И при этом заявили Елене Петровне: «Потечет, будете виноваты вы!» Она обращалась по этому вопросу в госжилинспекцию, но и там ей ничем не помогли.
Женщина рассказывает, что с этой управляющей компанией у нее давние разборки. В ее квартире трубы отопления долгое время не горячее 23 градусов. Но когда приезжает проверяющая комиссия из УК, они начинают нагреваться. Только они уехали, трубы остывают. Елена Петровна попросила консультации в «приемной на колесах»: «Что мне делать, куда обращаться? Ведь даже старшая по дому выбрала позицию УК». Юрист разъясняет, что надо написать заявление в жилищную инспекцию. В течение месяца его обязаны рассмотреть, принять решение и дать письменный обоснованный ответ. «Поскольку в настоящее время в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, где расширен круг полномочий госжилинспекций. Предусмотрены и дополнительные обязанности и для управляющих компаний. Госжилинспекция — единственный государственный орган, у которого есть полномочия по проведению проверок деятельности УК и принятия соответствующих мер в виде административной ответственности». Если установлено нарушение жилищного законодательства со стороны УК, составляется протокол об административном правонарушении. Потом выносится постановление о привлечении УК к административной ответственности (штрафу). Штрафы сейчас очень большие. И управляющие компании стараются не доводить дело до такой ситуации».
Кроме жилищной инспекции юрист из «приемной на колесах» посоветовала Елене Петровне написать заявление и в прокуратуру. А третий адрес письменного заявления – это управляющая компания, обслуживающая дом костромички. После получение ответов по ситуации женщине можно будет обратиться в суд по защите нарушенных прав.
Светлана ГАПОНЮК.
Фото Николая Суворова.