У этих людей за спиной – война. Война настоящая: со стрельбой, бомбежками и человеческими жертвами. Мы такое видим только на экране телевизора или компьютера. А они это пережили. Корреспондент «Народной газеты» побывал в санатории «Костромской» и пообщался с переселенцами из Украины.

В санатории «Костромском» 2 июля находилось 38 переселенцев с юго-востока Украины. Количество людей постоянно меняется: одни переезжают, другие заселяются. В среднем, беженцы проводят в пункте 3-5 дней. Некоторые дольше. Потом их размещают в общежитиях. Разговаривать с журналистом желающих мало. Одни боятся, другие уже устали вспоминать трагические события, заставившие их покинуть родину. Мужчин в здании в это время мало (мы приехали около 4 часов дня): многие уехали устраиваться на работу. В холле женщины и дети.

беженцы-1.jpg

С нуля

Виктория Пикула приехала в Кострому из родного города Антроцит Луганской области. Ей 37 лет. У Виктории двое детей: старшей – Снежане – 15 лет, младшему – Ярославу — 9.

— До того, как все началось, жили прекрасно, — рассказывает Виктория. – Я была торговым представителем крупной фирмы. У меня была очень хорошая зарплата, дом, машина. Нормальная обеспеченная семья. Мы позволяли себе ездить на море, в Крым. Жили, не тужили. Дети учились: сын в школе – отличник, дочка поступила в автомобильный лицей. Потом у нее в планах было поступить в Харьковский автомобильный институт. Но все разрушилось. Все изменилось, когда произошел майдан. Началась конкретная украинизация. У меня брат, который говорит по-русски, оканчивал институт. Ему сказали, чтобы на экзамене он говорил только на украинском языке, иначе ему не дадут диплом. Увольняли учителей, которые говорят по-русски. Сначала мы сидели молча, продолжали ходить на работу. Мы ждали, что все изменится. Мы даже согласились с тем, что убрали Януковича. Лишь бы нас не трогали. Обидно было слушать, что мы «быдло», что мы – «сепаратисты». Когда наше терпение лопнуло, мы начали выходить на митинги. Высказывать свое мнение. Мы просто хотели, чтобы с нашим мнением считались. Это все вылилось в противостояние. Никто не ожидал, что против своего народа пойдет своя же армия. Это было очень страшно.

Ситуация в Луганской области обострялась. Людям перестали платить зарплату. Отменили все льготы. Цены на всё влетели до немыслимых высот: продукты и необходимые товары подорожали на 70 процентов. Выросла и коммуналка. Но не это самое ужасное. По-настоящему ужасным стало то, что города стали бомбить, по мирному населению – стрелять.

— Я была по работе в Луганске, — продолжает вспоминать Виктория. – На моих глазах тогда разбомбили администрацию, и я видела, как погибают люди. Потом по украинскому каналу сказали, что это сами сепаратисты взорвали кондиционер. На следующий день я вернулась домой. Друзья – они у меня в ополчении – сказали, что под границей стоит 82 танка, которые завтра-послезавтра войдут в город. Без конца и края зачистки, звонят на работу: «Забирайте детей!» Бьют колокола. Над городом летают истребители, как такси ездят. Все это очень страшно! Мы никогда не думали, что будем жить при комендантском часе. После 7 вечера боишься выпустить детей из дома. Дети практически не гуляли. Я решила, что больше не хочу так. Лучше начну с нуля, но буду жить в стране, которая заботится о своих гражданах. Мы с детьми за один день собрались и уехали. Взяли документы и необходимые вещи. Муж отказался уезжать. Сказал, что будет брать оружие, воевать. Я запретила. Недавно общалась с ним по «Скайпу», вроде бы дома, вроде бы на работу ходит. Обещал приехать, потому что я сказала, что больше туда не вернусь. Дети плакали, не хотели уезжать. У них ведь там были друзья, школа, дом… Сейчас они уже успокоились Я подаю документы на постоянное жительство.

В Костроме живут добрые люди

Кострому Виктория выбрала потому, что у нее здесь тетя. Больше нигде в России родственников нет.

Кострома жительнице Украины понравилась. Она признается, что не ожидала, что здесь настолько добрые люди.

— Костромичи приходят, спрашивают, что нам нужно, чем нам помочь, — растроганно говорит Виктория. – Люди последнее приносят: вещи, одежду, посуду. С душой. Я очень рада, что Кострома – красивый и добрый город.

В планах у семьи Пикула – начать жизнь заново. Виктория дождется мужа, устроится на работу. Хочет пойти работать продавцом. А там и квартирный – самый насущный вопрос – как-нибудь решится.

беженцы-2.jpg

Уехали, когда начали бомбить

Оксана Усачова вместе с семьей приехала из Металлиста, пригорода Луганска. Муж работал строителем, Оксана сидела с двухлетним сыном Кириллом. Старший, 11-летний Ваня, ходил в школу.

— Уехали, когда там уже начали бомбить, — рассказывает она. — Я два дня собиралась, все думала: «Ехать-не ехать» Но когда уже стали бомбить конкретно, вот здесь, рядом, я собрала все вещи, и мы уехали на своей машине. Нам повезло: мы проехали таможню. После того, как мы уехали оттуда, три таможни разбомбили. Выстрелы были. Им было все равно, в кого стрелять. Мы проскочили. Пробка была 4 километра. Вчера мы смотрели на наш район по «Скайпу». Там сейчас горят дома. Вовремя мы уехали. Родители мои там остались. Не захотели переезжать.

Старший сын Иван, когда начался переезд, сначала не понял, что происходит. Уже в Костроме осознал, что назад они с мамой, папой и братом не вернуться. Говорит, что хочет домой. Но того дома больше нет. Там руины.

— Ваня иногда переписывается со своими друзьями, и практически все из них разъехались, — рассказывает Оксана. – В Луганске людей практически нет. Там остались пенсионеры в основном. Люди, которые могут работать, уехали.

Муж Оксаны сейчас ищет работу. Осенью младшего обещали устроить в садик. Тогда и Оксана пойдет работать. Жилье, скорое всего, им придется снимать.

Мама, уезжай в Кострому

Нина Павловна Бойко вместе с двумя внуками приехала из города Снежного Донецкой области. Старшему внуку – Сергею – 14 лет, младшему – Данилу – 8.

— Когда стали самолеты летать, вертолеты, наши соседи начали уезжать, дочка сказала мне: «Мама, бери детей и уезжай в Кострому», — рассказывает Нина Павловна. — Я сама костромичка. В 1968 году вышла замуж, уехала. 45 лет здесь не жила. Работала швеей всю жизнь на фабрике, пока предприятие не закрылось. Дети мои там, в Снежном, родились. Две девочки у меня. Там их родина. Два внука у меня. Внуки сейчас плачут, хотят домой. А куда домой? Нас уже бомбят. Звонила дочкам, рассказывают, что там уже стреляют. Куда ехать? Они разбомбят все. Из родных в Костромской области осталась только сестра. Но она живет далеко, у нее своя семья. Куда я к ней с двумя детьми еще? Дочки в Снежном остались. И зять остался. В ополчение пошел. Чтобы уехать, нужны деньги. Мы назанимали, чтобы меня проводить, а сейчас денег не дают, не уедешь. И таможни закрыты. Не пропускают.

Нина Павловна говорит, что Кострома сильно изменилась.

— Я ее не узнаю. Не та Кострома, какая раньше была. Ботниковский сквер совсем другой, «сковородка» тоже. Но такая Кострома мне нравится. Дома красивые построили. И нас очень хорошо здесь встретили, не оттолкнули. Спасибо всем! Персоналу санатория, который тут работает, огромное спасибо. Все такие внимательные. И костромичи приходят, вещи приносят. Спасибо губернатору большое, что он нас приютил.

Нина Павловна пенсионерка. Но если будет работа – она пойдет работать, ведь у нее два внука, которых нужно одевать, обувать, кормить. Смогут ли перебраться в Кострому её дочки – неизвестно.

Анжелика ЧЕРНИГО.

Общая помощь

Костромичи вместе с областными властями продолжают активно помогать переселенцам с юго-востока Украины.

Переселенцев с Украины пытаются трудоустроить. Многие варианты – с предоставлением жилья. Работу в регионе могут найти врачи, фельдшеры, медицинские сестры, учителя, ветеринарные врачи, зоотехники, трактористы, животноводы, операторы машинного доения, машинист экскаватора, энергетик, бухгалтер, лаборант, культорганизатор, токарь и другие. Для проживания предоставляются служебные квартиры, либо аренда жилплощади за счет средств работодателя. В Парфеньевском и Судиславском районах предоставляются дома.

Костромичи помогают деньгами: для переселенцев с Украины уже собрали около 100 тысяч рублей. Во многих торговых сетях Костромы установили ящики для сбора пожертвований.

Несколько индивидуальных предпринимателя, которые занимаются пассажирскими перевозками по заволжским маршрутам, дали согласие на перевозку беженцев из Украины бесплатно. Для этого людям надо только показать украинский паспорт водителю. Во многих заволжских маршрутках уже висят объявления о том, что для жителей Украины проезд бесплатный.

Но самым насущным вопросом остается квартирный. Сейчас беженцев с Украины переселяют в общежития.

— С жильем бы нам бы помочь, — говорит Виктория Пикула. – Может быть, какую-то программу сделать. Не то что дайте нам бесплатно – мы потом выплатим. Но как-то помочь. Может быть, ипотеку на специальных условиях. Чтобы зимой мы не остались на улице. Сейчас нам дают общежития, но это же временное. Мы очень переживаем, где дальше жить. Жилье нам нужно не обязательно в Костроме, область ведь большая.

В тему

Число вынужденных переселенцев растет. Власти региона обращаются к костромичам с просьбой помочь в размещении беженцев с Украины, Костромичей, которые имеют возможности и желание разместить в своих семьях граждан Украины, просят это сделать.

Все они могут позвонить по телефону: 31-80-13 (время работы с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00, кроме выходных).

Кроме того, областное государственное бюджетное учреждение «Фонд социальной поддержки населения» продолжает сбор пожертвований для перечисления помощи гражданам, прибывающим из Украины.

РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ

ИНН 4401139159 / КПП 440101001

Департамент финансов Костромской области (ОГБУ «Фонд социальной

поддержки населения» л/с 819.03.077.4)

р/сч 40601810334693000001

Отделение Кострома г. Кострома

БИК 043469001

ОКТМО 34701000

Код доходов 819 000 00000 00 0000 180 (КБК) — для юридических и физических лиц.

Назначение платежа (обязательно!): добровольные пожертвования пострадавшим на Украине.

Телефон для справок: (4942) 55-88-52 ОГБУ «Фонд социальной поддержки населения».

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...