Мне было пять лет, когда мы с другом детства пошли на речку. Просто так, чтобы посмотреть на рыбёшку, прячущуюся на стремнине за камнями. Товарищ сунул руку в траву и ойкнул: «Меня укусила ящерица!». А спустя какое-то время, уже дома ему стало плохо. Так плохо, что он даже не разговаривал, а родители не понимали, в чём дело. Тогда-то я и вспомнил про зловредную ящерицу. Фельдшерица тотчас смекнула в чём дело: надо лечить от змеиного яда.

Вроде бы я ничего особенного не сказал, но ещё долгое время родители пострадавшего меня благодарили за подсказку.

А потом мне кто-то сказал, что если на лесной дороге будешь вспоминать про змей, они тотчас и выползут из травы. Чем больше думаешь про этих тварей, тем больше их появится. После такого забыть о них вряд ли не удастся.

Со временем страх перед змеями, а точнее перед гадюками прошёл. Осталось омерзительное к ним отношение. Уже после шестого класса я пошёл за грибами в лесок неподалёку от Ветлуги. Меня сопровождал дядя, по старой привычке босой. И вдруг в нескольких метрах от себя мы увидели гадюку. Дяди и след простыл. А я, не спеша, оторвал гибкую веточку ивы и, стараясь попадать по голове, захлестал змею, потом приподнял её и повесил в расщелину сосны. Только после этой экзекуции успокоился и отозвался на дядины призывы.

Потом, во время рыбалки на реке Малая Якшанга, что в Поназыревском районе, я увидел стремительно приближающуюся к моему берегу змею. Показалось, что это не безобидный чёрный уж, а настоящая гадючка, такой уж была у неё расцветка. Когда она приблизилась к поплавку, я потянул удочку и ушёл с этого места. На этот раз не захотелось змеиной «крови».

Спустя многие годы пришлось краснеть перед деканом факультета естествознания Костромского госуниверситета Игорем Криницыным, который живописал, как он ругал студентов, поднимавших руку на змей во время экспедиций по области. «Ведь это же часть природы», – повторял Игорь Георгиевич. И всё же гадюк чаще убивают не студенты и далёкие от экологии школьники, а дачники и косцы. Первые – лопатами, вторые – острыми лезвиями кос.

А змей, в частности гадюк, в нашем болотистом низменном крае действительно много. И активны они с самого того момента, как выползают после зимней спячки на весеннее солнышко и почти до первых осенних заморозков. Считается, что в наших краях змеи появляются, когда ещё не весь снег сошёл, а последний день гуляют 27 сентября, в Воздвижение. Потом уползают в норы на зимовку.

Так, 30 апреля этого года жительница Шарьи и её муж наводили порядок на могилах родных на кладбище. Наклонившись над могилой, женщина почувствовала острую боль чуть выше щиколотки ноги, выступила капелька крови, и тут она увидела змею. По словам пострадавшей, гадюка была чёрная, большая и довольно толстая. Хорошо, что оперативно и чётко сработали шарьинские медики, иначе неожиданная встреча со змеёй могла закончиться трагически.

Гадюки привольно себя чувствуют на захламленных территориях, в траве в заброшенных деревнях и, особенно, на заболоченных местах.

В летнюю жару ядовитые змеи отдаляются от своих нор в поисках спасительной прохлады. Даже заползают в деревни и посёлки. Так, в прошлом году ещё в мае в деревне Ивкино Мантуровского района гадюка укусила женщину, когда та сажала картофель в огороде возле дома. К счастью, пострадавшая оказалась медиком. Она быстро наложила холодный компресс на место укуса, сделала себе укол и отправилась в больницу, где также оперативно начали лечение. Несмотря на принятые меры, у женщины развился тромбофлебит.

Много ядовитых змей обитает рядом с посёлком Быковка того же района. Опасных гадов люди видели и в самом населённом пункте, прямо на берегу реки. Замечали змей и в самом посёлке – прямо на берегу реки. Однажды смелая жительница Быковки насчитала вдоль лесной дороги 13 змей.

Полно ползучих гадов в Пыщугском районе. Говорят, что одна женщина убежала из леса со страху, увидев, что змеи там – на каждом шагу. В посёлке Боровское в один год гадюки вообще ползали по улицам и огородам.

В Шарьинском районе ядовитые пресмыкающиеся чаще всего встречаются на берегах реки Ветлуги и озера Белоборское. Люди видели их в Шарье: в микрорайоне Козлово, городском парке и даже у подъездов многоэтажек на улицах Юбилейной, Адмирала Виноградова и Солнечной.

Поистине змеиной столицей региона лесники считают окрестности деревни Дюково Шарьинского района. В 2010 году там был страшный пожар. Горели торфяники и хилые сосны на бедной супесчаной почве. Пожар потушили, но с тех пор, как рассказывают очевидцы, с которыми удалось пообщаться в Шарье, по лесам близ Дюкова лучше не шастать: гадюк там развелось так много, что и ступить некуда. Видимо, этим тварям по нраву пришлись пожарища – приползли туда из близлежащих болотинок.

Весной около деревни Панино, что в Поназыревском районе, в борах-беломошниках змеи свиваются в огромные клубки. Увидишь такое чудо – коленки затрясутся. На северо-востоке области много ходит легенд про такие клубки. Ничего удивительного – и не такими чудесами богата наша природа. Жительница посёлка Якшанга Поназыревского района однажды мне рассказывала, что около деревни Сосновка (у неё там была пасека) она однажды увидела толстенную, едва ли не трёхметровую чёрную змею, не похожую ни на ужа, ни на гадюку с медянкой. А рассказчица, кстати, была непьющая и не из робкого десятка, если завела пасеку на поляне в глухом лесу.

Пожалуй, долго можно перечислять названия районов и мест, где повстречать гадюку легко. Летом в таких местах босиком лучше не ходить, а если нужно идти по лугу – то лучше в высоких резиновых сапогах.

Проще, наверное, назвать те территории, где якобы ядовитых змей почти нет или они крайне редки. Несколько лет назад в администрации Солигаличского района мне рассказывали, что около их города гадюк нет: «Если хотите их увидеть, поезжайте на Совегу, там из болот такие страшилища выползают – голова, что мужицкий кулак».

Но время идёт, змеи расползаются. Как-то солигаличане увидели чёрную гадюку в районе базы льнозавода. Также чёрная особь появлялась около базы углежжения.

В Антропове бытует легенда о том, как святой Антроп обошёл с посохом вокруг посёлка, очертя большой круг, и потому змеи в него не заползают. Хотя в соседних районах змеи ползают даже по грядкам в огородах. Как вспоминает один из уроженцев этих мест: «В детстве мы с братом, когда гостили у деда, даже спали на земле в лесу, и никто нас не тревожил, кроме маленьких кусачих муравьёв. По этим лесам можно было смело ходить босиком, если бы не сучки и острая осока. Кстати, мама рассказывала, что в войну они (три сестры) рано утром бегали за грибами босиком и отогревали ноги от холодной росы в коровьих лепёшках».

Приходилось слышать, что не любят гадюки и окрестности села Боговарово. А ещё есть научная версия, что змеи не выносят звуковых колебаний, создаваемых колоколами. Рядом с храмами, где имеются действующие колокольни, ползучих гадов не бывает. Хотя в любом месте надо быть осторожным и не совать руки в густую траву.

В последние годы появилось расхожее мнение, что гадюк, как и клещей, становится всё больше. Так ли это – неизвестно, их подсчётом никто не занимается, слишком сложно, это ведь не медведи, которых в нашей области не так и много.

Смущает другое: атаки пресмыкающихся на некоторые населённые пункты, особенно в жару, становятся чересчур назойливыми. Возможно, масштабная вырубка деревьев, лесные пожары и уменьшение площади сенокосов заставляют пресмыкающихся осваивать новые территории.

В прошлые годы у гадюк, вероятно, были благоприятные условия для размножения, у потомства была хорошая выживаемость, утверждают костромские учёные. А повторяющиеся низовые пожары, как, к примеру, у деревни Дюково Шарьинского района, выдавили змей из лесов на территорию населенных пунктов.

-В тему-

К сожалению, ходит немало легенд о якобы страшной ядовитости змеи медянки. Будто бы человек, укушенный ею, живет только до захода солнца, что необходимо отрезать укушенную конечность, или, по крайней мере, вырезать из нее значительный кусок плоти, чтобы спастись.

На самом деле медянка не ядовита для человека. Её яд опасен лишь для ящериц, мышей, лягушек и прочей мелкой живности. Зубы находятся глубоко в пасти, поэтому укусить ими человека она не может. Да и яда у неё относительно мало, поскольку ядовитые железы развиты слабо (не велики).

Пострадать от нее человек может только в случае, если сам засунет палец ей в горло. Ни одного достоверного случая поражения людей её ядом зафиксировано не было. Все мифы о ядовитости медянок, очевидно, связаны с тем, что среди гадюк встречаются иногда особи по окраске весьма схожие с ними. А чтобы различать ужей, гадюк и медянок, не обязательно идти в лес. Достаточно полистать специальные книги в библиотеке или найти соответствующие сайты в Интернете.


Подготовил Виктор ЯКУТИН.

Первая помощь при укусе ядовитых змей

— полная неподвижность укушенной конечности; 
— наложение шин на нее; 
— лежачее положение пострадавшего; 
— обильное теплое питье (чай, кофе, вода); 
— срочно отвезти пострадавшего в ближайшую больницу, для введения противозмеиной сыворотки.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...