Чем поразила французов костромская береста?

Они — первопроходцы. Такого, чтоб волонтеры помогали восстанавливать объекты деревянного зодчества, в нашей губернии ещё не было, да и в масштабах страны — большая редкость. Идея проекта принадлежит недавно возрожденному Костромскому областному отделению  Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Организация же самого лагеря осуществлялась совместно с историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, филиалом которого с недавних пор музей деревянного зодчества является. Увы, при прежнем руководстве ситуация с сохранностью многих деревянных объектов достигла катастрофической отметки.

Коса, лопата и топор

Кстати, с кампусом все могло не получиться. Не все желающие бесплатно потрудиться в состоянии были внести волонтёрский взнос в семь тысяч рублей (на проживание и питание), к тому же возникали проблемы с размещением. Спасли ситуацию средства, выделенные областному отделению ВООПИиК (благодаря поддержке центрального совета ВООПИиК) Министерством культуры РФ в рамках нацпроекта «Культура».

В команде волонтеров – пятьдесят человек. Получилась она не только разновозрастной (от двадцати лет до пятидесяти с лишним), но и интернациональной. Вместе с россиянами в музее под открытым небом потрудились представители Франции и США. На призыв о помощи деревянному зодчеству откликнулись добровольцы из Владимира, Самары, Ростова, Башкортостана, Санкт-Петербурга, Нижегородской области. И, разумеется, костромичи.

Райан Физермэн приехал в Кострому по обмену из Нью-Йорка. Ему 29 лет. Год назад парень уволился с работы и отправился путешествовать по всему миру, с пользой. Перед этим о работе волонтерского кампуса узнал через интернет: «Есть такой workaway.info, где можно найти работу или волонтерскую деятельность в другой стране и уехать туда для получения культурного или рабочего опыта. Я решился, совсем не имея опыта в этой сфере. Знаю, что Кострома входит в «Золотое кольцо». Ваш город очень маленький, милый и уютный. Мне приятно здесь находиться. Я немного читал о роли русской православной церкви в жизни Российского государства в прежние времена. Это интересно. Надеюсь, мой волонтерский опыт поможет мне узнать чуть больше об архитектуре того времени».

HytWgSl7jVk.jpg

Нелегкий физический труд

Не секрет, что работать с архитектурным наследием допускают исключительно специалистов. Чем же тогда занимались волонтеры? Благоустройством территории — выполняли нелегкую черновую работу. Любой музей на лоне природы — это не только поэтично, но и проблематично: матушка-природа, если её не сдерживать, мгновенно заполняет собой всё, и музейные пространства зарастают деревьями и кустарниками. Разве справиться с зелёным нашествием маленькому штату сотрудников! Так что пришлось волонтерам производственной группы изрядно поработать и косой, и лопатой, и топором. А ещё и корни с пнями корчевали. Тяжелый физический труд. Недаром они назвали себя крестьянами. Пни, коряги и ветки помогал отвозить на тракторе Роман Мальцев, заведующий архитектурно-этнографическим отделом музея-заповедника, человек, понимающий в деревенском труде абсолютно все.

Поработали на славу. Земля, где стоят давно утратившие свои крылья мельницы, очищена от буйства зарослей. Расчищен доступ к баням. При этом ничего не выбрасывалось! Кустарник послужил материалом для изгороди. Плели ее ребята своими руками, и теперь длинный сельский плетень — настоящее украшение ландшафта. Волонтеры увидели и поняли, насколько хрупким является деревянное наследие. Удивлялись сметливости музейщиков. Памятникам, ожидающим своей очереди на реставрацию и соответственно – всевозможных согласований, необходимых по законодательству, пока что помогают экономным, но эффективным способом: делают поверх кровли обрешётку из реек и застилают тканью для баннеров.

KSDeBc0EAG4.jpg

Учиться реставрации

Кстати, если б приехало больше волонтёров со специальностью реставраторов (а ещё лучше — аттестованных), то и работу предоставили бы соответствующую, связанную с восстановлением объектов зодчества. Однако среди волонтёров был только один архитектор-реставратор — Екатерина Манасова из Владимира. Она-то и возглавила проектную группу, занявшуюся очень ответственным делом.

На территории музея стояло маленькое строение, не являющееся объектом культурного наследия и не имевшее охранного статуса. Для приобретения профессиональных навыков очень подходящий объект. Волонтеры сообща привели в порядок захламлённую территорию вокруг этой избенки, а затем под профессиональным руководством Виктора Ивановича Голикова, архитектора-реставратора и специалиста по деревянному зодчеству (в музее наконец-то таковой появился), приступили к работе. Все по-настоящему! Выполнили исследования объекта: зарисовали, обмеряли, промаркировали, разработали проектную документацию для переноса. В это время группа волонтеров-строителей готовила площадку для объекта. Четыре валуна, которые легли под углы первого венца, ребята извлекли из земли и закатили в кузов трактора. Камни не просто клали на землю, а под каждым из них вынимали грунт и заменяли песком. Трамбовали по старинке — с помощью деревянного инструмента под названием «баба». Мастерства и аккуратности потребовала сама сборка дома. Очень тут пригодился строительный опыт Владимира Хондрюкова, добровольца из Самары.

Координатор проекта, председатель костромского отделения ВООПИиК Мария Шевелева рассказывает, что несколько раз волонтеры добровольно оставались работать сверхурочно, предпочитая работу горячему ужину. «Увлеклись деревом», — восхищается она. Сложённый по всем правилам реставрации мини-домик уже получил название — Изба травника. Тут будут сушиться травы.

JDtfHAvEinI.jpg

Время открытий

С чем не повезло, так с погодой. Три тёплых солнечных дня за две недели! Зато какое братство и взаимовыручка были проявлены. С волонтёрами, которые забыли взять с собой тёплые вещи, делились все остальные, кто свитером, кто носками. Никому не дали простудиться. Все как один отмечают прекрасную дружескую атмосферу кампуса. А ещё хвалят Кострому за отличное решение всех организационных вопросов. Никаких простоев и неразберихи в работе, проживание, завтраки и ужины в отличном хостеле, сытные обеды от владельцев хостела в монастырской трапезной, богатая экскурсионная программа. А сколько нового узнали! Для француженки Полин Ривьер, библиотекаря и реставратора манускриптов, стала открытием русская берестяная грамота. В переводе на французский: первая русская бумага. А ещё это потрясающий гидроизоляционный материал, который задолго до всякого рубероида наши предки использовали в строительстве. Американец Райан Физерман сильно впечатлён пребыванием в музее под открытым небом. И не он один. «Словно попадаешь в другое измерение, в настоящую деревянную Россию. Как гармонично жили люди!» — удивляются волонтеры. После практики совсем по-другому воспринимается теория.

Из лекции преподавателя НИУ МГСУ, профессора Елены Покровской волонтеры узнали много интересного о древесине, о способах анализа её состояния и продления сроков жизни. Архитектор-реставратор высшей категории Ирина Семенова поделилась бесценными сведениями о практике реставрации памятников деревянного зодчества и познакомила с генпланом развития музея.

Удивительно, но факт. Две недели, насыщенные делами и впечатлениями, превратили волонтёров в поклонников и защитников деревянного зодчества. И все без исключения выразили желание приехать в международный волонтерский лагерь «Костромская слобода-2020». К слову, кадров по работе с участниками следующего кампуса у нас прибавилось. Целая группа молодых костромичей в рамках проекта прошла обучение экскурсионному делу и готова стать популяризаторами богатейшего культурного наследия нашего края.

На прощальном ужине каждый написал свою берестяную грамоту-пожелание. А потом их сложили вместе и перед расставанием вытягивали наугад. Такой вот аутентичный сувенир в память о добровольческом братстве и деревянном зодчестве.

 

Ульяна ЧУДИНОВА.

 

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...