Жителю Костромы или Костромской области, если он неожиданно узнаёт, что у него пропал близкий человек, сегодня не надо незамедлительно бежать в дежурную часть полиции, писать туда заявление, обзванивать больницы, ночлежки, спецприемники для несовершеннолетних, где получить даже скудную информацию бывает нелегко. Все интересующие сведения можно узнать в областном бюро регистрации несчастных случаев, сотрудники которого помогают полиции в поиске пропавших людей.

Вся информация, поступающая в бюро за сутки, – из дежурных частей полиции, медучреждений о без вести пропавших людях, гибели их на улице в результате нечастного случая и ДТП, заносится в картотеку и обновляется каждые два часа.

У страха глаза велики

— Наша служба носит справочно-информационный характер, – поясняет Надежда Ковалева, начальник бюро регистрации несчастных случаев. – Мы не расследуем преступления, и уж тем более — не будим в шесть часов на работу, не чиним сломанные заборы, не ищем возлюбленных и одноклассников, с которыми утрачена связь много лет назад. У нас не передачи «Жди меня». Бюро занимается розыском людей в режиме реального времени. А вот психологами и советчиками мы быть просто обязаны. Исчезновение близкого обычно повергает людей в шок, поэтому стараемся не говорить ничего, что может собеседника ещё больше психологически травмировать. Бывает, поговоришь часок-другой с женщиной, у которой супруг загулял, а тут и муж объявляется у порога.

Сотрудники бюро принимают звонки круглосуточно. «Час пик» приходится, как правило, на вечерние и ночные часы. После 18 в трубке то и дело слышится взволнованное: «Пришла с работы, а муж с ребенком до сих пор не вернулся из детского сада», «Мама ушла в аптеку и не пришла» и тому подобное. В день обычно поступает от 50 до 80 звонков. В субботу и воскресенье звонят круглосуточно. С наступлением лета звонков ещё больше. Люди уходят в лес за ягодами, на реку, на охоту или просто погулять и не возвращаются.

Очень часто в бюро несчастных случаев звонят обеспокоенные мамаши. Сын ушёл утром в школу, уже вечер, а от него ни слуху – ни духу. Мама звонит чаду каждые 15 минут, но на звонки никто не отвечает. Женщина в ужасе: «Наверное, попал в ДТП!» В бюро успокаивают – за сутки информации о найденных трупах подростков не поступало ни в больницы, ни в морги. Потом выясняется, что опасения, действительно, были напрасными – пропавший ребёнок у друга играл в компьютерную игру или гонял в футбол. А мобильник просто валялся в сумке в кустах.

«Найдите живым и здоровым!»

Но нередко пропавшего человека находят погибшим. С трагического случая началось и боевое крещение Надежды Геннадьевны, когда в мае 2008 года она возглавила бюро регистрации несчастных случаев.

— 9 мая позвонила костромичка и сообщила, что у неё пропал отец. К нам уже поступили сведения, что найден труп пожилого человека на территории Фабричного округа Костромы. По всем описаниям он – тот самый пропавший. Но женщина долго не хотела верить, что это её отец. Мол, не мог он оказаться в этом районе города – ведь в Давыдовском живет. Мы пытались убедить женщину в том, что в День Победы все фронтовики встречаются в центре. Но женщина отказывалась идти на опознание. А когда всё-таки согласилась, признала в погибшем отца. Выяснилось, пожилой человек отведал с другом солдатской каши, выпил боевые 50 граммов. Но всех пережитых за день эмоций организм не выдержал. По дороге домой со стариком произошел тот самый несчастный случай – у него остановилось сердце.

Полгода назад в бюро из полиции поступила информация о неопознанном трупе – в трансформаторной будке сгорел молодой человек 24 лет. Опознать погибшего было трудно – ни отпечатков пальцев, ни особых примет в виде татуировок и родинок. Только скелет и остатки одежды. По ним сотрудники бюро, ориентируясь на описания женщины, определили, что процентов на 80 это тот самый парень. Но мать категорически отказывалась идти на опознание. Ссылалась на то, что рост погибшего – 170 сантиметров, а сын её невысокий – всего метр шестьдесят.

— Когда человек умирает, рост обычно увеличивается, поскольку мышцы расслабляются, к тому же тело может быть деформировано. Меняется цвет глаз, лицо может измениться до неузнаваемости, – говорит Надежда Ковалёва. – Но люди не хотят верить, что их близкий погиб, требуют, чтобы его нашли живым и здоровым.

Прошло две недели, прежде чем мать согласилась прийти на опознание. Но и после посещения морга продолжала уверять, что это не её сын. Ушла домой, а на следующий день вернулась и всё-таки признала в погибшем своего сына.

Бес попутал

Бывали в практике бюро случаи трагикомичные. К примеру, у одной костромички примерно раз в неделю пропадает муж. Как-то сообщила, что он встал с постели в полночь и ушёл в неизвестном направлении. Три дня не отвечал на звонки. Женщина умоляла найти мужа, говорила: «Лишь бы пришёл живой!» Непутевого супруга нашли в отделении полиции. Потом он пропадал ещё и ещё. Один раз его нашли у друзей в Архангельской области, другой – в Ивановской.

Или ещё один похожий эпизод. Пропавшего костромича 45 лет нашли в Абхазии у родни. Казалось бы, его таинственного исчезновения накануне вечером ничто не предвещало – жена говорит, что сидел в домашнем трико и тапочках под окном родной кухни, играл в нарды. А потом, видимо, бес попутал – соблазнился на призывы брат махнуть на юг.

Случается, что мужья разыскивают вторую половинку. Звонит, к примеру, в бюро мужчина и говорит: «Сижу дома с двумя детьми, не могу выйти на работу». Непутёвая жена домой вернулась, но только через две недели, когда потратила все деньги.

Периодически звонит в бюро бабушка, у которой пропадает великовозрастный внук. Ему уже около 40 лет. Нигде не работает, постоянно пьянствует, и его за очередной дебош то и дело определяют в спецприёмник для лиц административно адресованных. После освобождения жалостливая бабуля его и кормит, и в баньке парит. А потом – всё по новой.

Нежданно-негаданно

Несчастья настигают людей, когда они их меньше всего ждут. К примеру, 25-летняя костромичка попала утром в аварию. За рулём с ней внезапно случился приступ эпилепсии, в результате, въехав в бордюр, задела другую машину. К счастью, успела нажать на тормоза, никто серьёзно не пострадал. Оказалось, такой приступ с ней случился впервые. В больницу девушку в полубессознательном состоянии отвезли, как человека без имени и адреса. Муж вскоре вычислил её через бюро регистрации несчастных случаев и забрал из больницы.

Было дело, супруг разыскивал загулявшую молодую супругу, чтобы лишить её родительских прав и оформить опекунство над детьми. А потом неожиданно узнал, что жена во время пьяной пирушки сгорела в доме за Волгой вместе с сожителем. Опознал потом её труп в морге.

Как-то позвонил в бюро сотрудник госучреждения и сообщил, что у него пропала мать. Собрала дома все драгоценности, деньги и ушла в неизвестном направлении. Разыскивали её около двух недель совместно с уголовным розыском, обзвонили все больницы, автостанции, побывали на её даче в Красносельском районе, но нигде не было следов пропавшей. В результате нашли труп женщины в поле, а рядом документы, ридикюль с драгоценностями. Оказалось, автостопом добралась до поля, а дальше шла пешком, но не дошла до дачи буквально километр – случился сердечный приступ.

Иногда без вести пропавшего ищут ещё дольше. Полгода назад мужчина в Красносельском районе катался на снегоходе по реке и провалился под лёд. Нашли его только по весне, когда тело всплыло на поверхность воды. Сотрудники бюро, державшие дело на контроле, сразу опознали погибшего.

А был еще случай. Десять лет назад пенсионерку не могли найти родственники – из-за того, что врач записал неправильно её фамилию. Когда женщину привезли в больницу с инфарктом, в истории болезни она была записана как Овсеева, хотя на самом деле – Асеева. А когда бабушка скончалась, так под чужой фамилией, никем не опознанную, её и похоронили. Но сравнительно недавно, благодаря кропотливой работе сотрудниц бюро регистрации несчастных случаев, родственники всё-таки выяснили, что в могилке под чужой фамилией захоронена их мать – гражданка Асеева.

Бродяги поневоле

Случаев, когда «одиссеи» людей, ушедших из дома, заканчиваются благополучно, хватает. Однажды, пожилой житель Мантурова, поехал в Кострому на комиссию ВТЭК, чтобы оформить инвалидность. Уехал и не вернулся. Родственники обратились за помощью в бюро регистрации несчастных случаев. Здесь в срочном порядке стали обзванивать автостанции, вокзалы, больницы. В районной больнице сказали: «Да, был, но ушёл». Затем сотрудницы бюро в ходе оперативно-разыскных мероприятий и через постоянно обновляющуюся информацию дедушку вычислили на одной из костромских улиц – живого и невредимого, посадили его на автобус и позвонили родственникам со словами: «Встречайте!»

Иногда бродягами поневоле становятся люди с психическими отклонениями. Как-то полицейские нашли странного мужчину на площади Широкова Костромы. Вышел он из парка «На Никитской» – опрятно одетый, с собачьим поводком в руке. А когда стражи порядка стали задавать ему вопросы – не мог о себе вспомнить ровным счетом ничего. Только по отпечаткам пальцев удалось установить, что мужчина этот из Республики Беларусь, бывший военный, какое-то время жил в Воронеже. Выяснилось также, что периодически его лечили в больницах от потери памяти. Казалось бы, в Костроме зажил нормально – купил квартиру, но новый приступ амнезии, и он полностью потерял ориентир в пространстве.

А буквально на прошлой неделе в бюро регистрации несчастных случаев привезли неизвестную пенсионерку. Её нашли дальнобойщики на нерехтской трассе. Определили бедолагу в больницу, где она с трудом вспомнила своё имя. А вскоре в бюро позвонила костромичка и со слезами рассказала, как у матери на даче в грозу посреди ночи случилось помутнение разума – она вдруг убежала из домика в неизвестном направлении. По описанию стало ясно, что найденная на трассе старушка – её мать. В состоянии аффекта пожилая женщина преодолела рекордное расстояние – из Костромского района перекочевала в Нерехтский! Когда костромичке сообщили, что мать находится в больнице, обрадованная женщина поехала её забирать.

В завершении нашего разговора, Надежда Ковалева посоветовала костромичам:

— Если в вашей семье вдруг случилась беда, пропал близкий человек, родственник, ни в коем случае не паникуйте! Звоните по телефону (4942) 32-34-51 в любое время суток. Возможно, сотрудницы бюро регистрации несчастных случаев помогут выйти на след пропавшего уже в первый день вашего обращения в службу.

Ирина ВЕРНИКОВА.

Фото автора.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...