На полном ходу — по минному полю 

«Мой друг расписался на рейхстаге. Вам это будет интересно?» — не часто бывают такие звонки в редакцию. И вот мы в гостях у Павла Ивановича. Листаем фотоальбомы, читаем старые газетные вырезки, слушаем рассказ о друге — Кротове Михаиле Ивановиче. Они были земляками, уроженцами Пинежского района Архангельской области. Родные селенья стояли в шести километрах друг от друга: Павел из деревни Труфаногоры, Михаил из Почезерья. Однако разница в возрасте была существенной (Михаил 1916 года рождения, Павел — 1929-го), так что  познакомились много позже, после войны.

У будущего Героя Советского Союза было всего четыре класса образования. Работал он на лесопункте — сцепщиком, помощником тракториста, трактористом на С-80 — «сталинце». На фронт призван в январе сорок второго. Сначала направили на курсы механиков-водителей танков, а потом — воевать на передовую. В марте сорок второго был ранен и отправлен в эвакогоспиталь в город Сокол Вологодской области. После лечения — снова на фронт. Воевал в 68-м гвардейском полку 8-го механизированного корпуса 20-й бронетанковой механизированной бригады танковой армии под командованием генерала Катукова. Участник битвы на Курской дуге. Свой первый орден Красной Звёзды получил за геройское выполнение задания по блокированию шоссе Белгород – Обоянь, по которому двигались вражеские колонны. Маневрируя под обстрелом «мессершмиттов», наносили удары по центру танковой колонны. Потеряв командира, экипаж втроём подбивал немецкую технику. В критический момент Михаил, надеясь на свою память и свой безотказный танк, направил его на полном ходу по минному полю.  «Снаряды рвались слева и справа, часть мин детонировала, танк тряхнуло, но без особого вреда. Два средних вражеских танка отходили в заросли кукурузы. Первый танк расстреляли, со вторым столкнулись в лобовую, чудом победили», — рассказывается в документальной повести о герое «От Пинеги до Берлина» (автор Валентин Суховский).

танк.JPG

Как свидетельствуют воспоминания командиров, Михаил Кротов был отличнейшим механиком-водителем. Сочетались в нем бесстрашие, великолепное знание своей боевой машины, быстрота реакции, крестьянская смекалка и выносливость. 

Первым форсировал Вислу 

Звание Героя Советского Союза ему присвоено за героизм при освобождении Польши. 17 июля 1944 года гвардии старшина Кротов вел боевую машину на больших скоростях по указанному курсу и ворвался в сильно укрепленный пункт Переспа (Люблинское воеводство), гусеницами смял орудие и 2 миномета, чем вызвал паническое бегство немцев. В результате боя противник оставил 2 танка, 2 самоходных орудия, 2 пушки и более 75 убитых солдат и офицеров. В дальнейших наступательных боях одним из первых форсировал реку Сан и, преследуя отступающего противника, подошел в реке Висла, опередив на сутки остальные части. В своей книге «Наступала грозная броня» генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Иван Дремов вспоминал: «Геройски вёл себя командир танка Т-34 гвардии старшина Михаил Иванович Кротов. Прорвавшись сквозь огненный заслон противника, он, умело маневрируя, уничтожил ряд вражеских огневых точек. А едва подошли наши части, первым начал форсирование Вислы. И тут ещё раз смерть обошла стороной смельчака. На полном ходу тридцатьчетвёрка едва не налетела на плавающую мину. Мешкать было нельзя. И гвардии старшина принял единственно верное решение: расстрелять мину раньше, чем она коснётся танка. Переправившись на противоположный берег, танк Кротова уничтожил две противотанковые пушки противника». 

Экипаж танка, как свидетельствуют документы, за период наступательной операции подбил 3 танка, 2 самоходных орудия «фердинанд», 4 орудия крупного калибра, 4 железнодорожных эшелона с горючим и боеприпасами, 3 автомашины, взял в плен 27 гитлеровцев. За исключительное, умелое вождение танка на поле боя, за личную храбрость и отвагу гвардии старшина Кротов 4 августа 1944 года был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза

В составе экипажа Т-34 геройский механик-водитель участвовал в штурме Берлина. И на стене поверженного рейхстага оставил свой автограф: «Кротов из Архангельска». Крупными, бросающимися в глаза буквами. Фотография этого автографа хранится в Центральном музее Вооружённых Сил СССР. Есть она и у моего собеседника. А вот ещё одна редкая фотография. На ней его друг запечатлён с экипажем у танка, на брони которого выведено краской: «Танк имени Героя Советского Союза Кротова М.И.» 

Рейхстаг.JPG

Мальчишка с колхозного фронта 

У Павла Гладкобородова война была своя — голодная, трудовая. Мальчишкой вовсю помогал колхозу — пахал, сеял, боронил, косил. Благо, что ростом и силой природа не обидела. Мать от зари до зари тянула колхозную лямку: надо было как-то кормить шестерых детей. Отца забрали в Архангельск — разгружал иностранные суда, заходившие в порт с грузом по ленд-лизу. Ему успели «подмочить репутацию»: в тридцать седьмом был арестован как враг народа. Он, тогда колхозный бригадир, замещал заболевшего председателя, и к чему-то придрались. Отсидел полтора года, а отпустили, когда земляки собрали 180 подписей в его защиту. Врагом народа был признан и дед по материнской линии, работавший лесником. Домой уже не вернулся: помер в Кулойлаге (название из-за реки Кулой), устроенном в их же районе.

Павел, отучившись в лесотехникуме, работал механиком в лесопункте, а потом его направили учиться дальше — в лесотехнический институт в Архангельске. В Костроме он оказался в начале пятидесятых: с женой, уроженкой нашего города, и двумя маленькими дочками. Его супруга была врачом, в северные края её, выпускницу Ивановского мединститута, направляли по распределению. В Костроме вся трудовая деятельность Гладкобородова была связана тоже с лесом. На пенсию ушёл с должности главного технолога объединения «Костромалеспром». 

Герой с отличным характером 

А теперь о дружбе двух «Иванычей». Знакомство с героическим земляком у Павла Гладкобородова состоялось в далеком сорок шестом году. «Михаил к тому времени уже демобилизовался и поступил в Архангельский лесомеханический техникум. Туда и я направился, когда вырвался из деревни. С одним свидетельством о рождении — паспортов-то ведь не давали. Я тогда подружился с племянником Кротова, меня был он на год помладше, он нас и познакомил. «Пойдём к дядьке!» — «Пойдём!» Михаил, можно сказать, сразу взял надо мной опеку: помог хлебные карточки получить, объяснял, что и как. Он жил в общежитии, у него уже сын родился. Жену, москвичку, он привёз с фронта. Она воевала связисткой. Я к ним часто в гости заходил. Поддерживали меня, деревенского парнишку, как могли. Но и я, когда Михаил готовился к защите диплома, помогал ему делать чертежи, расчёты.

— А какой у него был характер? Серьезный?

— «Серьезный» Герой Советского Союза любил выпить и пошутить. В нашей деревне его встречали как героя, когда приезжал. Отличный у него был характер! Гостеприимный. Я к нему и в Москву как домой приезжал! Вот тебе диван, простыня, ночуй у нас.

— Не гордился, что герой?

— Не-ет! Никакой гордыни. Но и чести своей фронтовой никогда не ронял. Его, между прочим, каждый год на День Победы посылали в Польшу, туда, где танк его оставлен. Сейчас бы никто туда не пригласил. Не стало фронтовиков, и что хотят, то творят. Сейчас поляки на нас огрызаются, а кто их освободил-то?

В мирное время 

У Михаила Кротова сложилась успешная трудовая биография. Переехал в Москву. Работал на ответственных постах — в центральных ведомствах лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

С 1962-го по 1965 год был в командировке в Афганистане, оказывал техническую помощь в механизации строительных дорожных работ. Семья у него была хорошая, дружная. Сын Анатолий, дочка Ира. Ушёл из жизни герой 29 октября 2006 года. «Последний раз виделись, когда я зашёл к нему на работу: он достал из сейфа маленькую заначку, выпили по грамм сто за встречу…».

кротов.JPG

Помимо Золотой Звезды Героя Советского Союза Михаил Иванович Ершов награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, боевыми медалями. В Москве на доме, где жил Герой, установлена в его честь мемориальная доска. 

И ещё — его очень недостаёт костромскому другу.  

Алевтина НОВИКОВА.


Фото Николая Суворова.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...