В начале ХХ века Этнографическое бюро князя В.Н.Тенишева провело грандиозное исследование жизни и быта крестьян великорусских губерний. Сведения для бюро собирали священники, учителя, фельдшеры и др. По двадцати трем губерниям число таких корреспондентов доходило до 350. Есть там любопытные данные и по Костромской губернии, в частности, по входившим тогда в ее состав Ветлужскому, Варнавинскому, Макарьевскому, Солигаличскому, Галичскому и Чухломскому уездам. Часть этих материалов издана в вышедшей в 1903 году в Петербурге книге доктора Г. Попова «Русская народно-бытовая медицина». Перелистаем ее страницы…   

«Им бы только резать»  

Как сообщали корреспонденты бюро из Костромской губернии, врачам в старину крестьяне не доверяли. Помещение больного в больницу считалось крайней мерой. К ней обращались лишь после того, как были испробованы все другие – сначала домашние средства, потом обращение к знахарям и бабкам. И лишь когда больному становилось совсем худо – везли в лечебницу. «Лучше-то не будет, да и хуже-то не сделают», – рассуждали наши предки.

«Докторам, – говорили крестьяне, – лишь бы резать». Некоторые даже враждебно относились к врачам, а к их назначениям скептически: мол, лекарю надо свои деньги отрабатывать, а пользы все равно не будет.

Неверие в официальную медицину связано с тем, как крестьянин понимал происхождение болезней. Многое объяснялось порчей, сглазом. Заразные болезни, эпидемии считались Божьей карой или злым поветрием, против которых нет средств. Понятие о санитарии зачастую отсутствовало. Упоминается случай, что в одной деревне Солигаличского уезда смертельная болезнь развилась только потому, что бедняк из милости получил одежду умершего человека из другого села, где вовсю свирепствовала эпидемия.

Но при этом корреспонденты все же отмечают: хоть и медленно, но разумные идеи проникают в народное сознание, постепенно преодолевая настороженное отношение к прививкам, санитарно-гигиеническим процедурам и пр.

Любопытство, а не участие

— И что же ты, матушка Матренушка, надумала, на кого же ты детвору покидаешь? – причитает у постели заболевшей, заглянувшая ее навестить соседка.

— А может, не на смертное, отдыщу, – шепчет больная.

— Ну-у, идее же тут, – отнимает у нее всякую надежду пришедшая.

Такую сценку с натуры списал один из корреспондентов в Костромской губернии. За всем этим явно не сочувствие сквозит…

Вообще к больным у крестьян отношение было зачастую сугубо практическое, без лишних сантиментов. Чем ценнее заболевший как работник, тем лучше за ним ухаживали, а к болезням стариков зачастую проявляли равнодушие. Как сообщали в бюро из Солигалича, если такой старик возмутится плохим отношением к себе, то ему прямо скажут, что он давно стал обузой для семьи.

К добру или худу?

Чтобы определить: выживет ли больной – в Костромском уезде применяли такой способ. Мазали лоб больного медом. Если мед почернеет, то и человек умрет. Мои старшие родственники, которые жили в Ковернинском уезде Костромской губернии, рассказывали о таком доморощенном прогнозе болезни. Нужно поймать живую щуку, и пусть больной на нее посмотрит: если рыба от этого взгляда умрет, то и больной покинет белый свет.

Киноварь – от сифилиса, кожа змеи – от лихорадки

Какие-то способы лечения, которыми пользовались в старину, признаются сегодняшней медициной, что-то считается заблуждением и предрассудками малограмотных и темных людей. Есть и случаи «наоборот». К примеру, в начале ХХ века врачи считали дикостью лечение мочой, в наше время уринотерапия – широко известное, хоть и не бесспорное, направление медицины.

От порчи в Костромском уезде лучшим средством считался лук и чеснок. Носили их, привязав к нательному крестику. Для «профилактики» сглаза прикрепляли на крест ладан, купорос, чтобы защитить себя от заболевания сифилисом, – киноварь (сульфид ртути; ртутью в те времена лечила сифилис и официальная медицина), а от лихорадки – змеиную кожу.

Для предотвращения эпидемий в Варнавинском уезде опахивали деревню. Вместо лошадей запрягали двенадцать девиц или вдов и шли против солнца, создавая магический круг. Те дома, где уже появилась болезнь, в круг не включались.

Сила – в природе

Крестьяне верили в магическую силу воды. При глазных болезнях в Варнавинском уезде в ночь на Ивана Купалу смачивали росой скатерть. Воду выжимали в бутылку и мазали этой водой глаза. Целебной считалась у костромичей и дождевая вода – особенно первые капли. Это – средство не только от глазных болезней, но и от головной боли и бородавок.

Вера в исцеляющие свойства природы носила религиозно-языческий характер. В Макарьевском уезде была Белаевская заповедная роща. Считалось: кто срубит там дерево, ослепнет или заболеет. По преданию на том месте раньше была церковь, потому роща считалось святой, помогающей исцелиться.

Силой наделяли наши предки и землю. При некоторых болезнях ее надо было взять с могилы своего тезки и втереть в больное место, а при зубной боли – положить на зуб.

«Хоть сама не верю я в эти суеверия»

«Суеверные средства лечения охватывают многие болезни, – сообщают в Этнобюро из Костромской губернии – их у крестьян в запасе полно, в некоторых есть логика, другие, по-видимому, лишены смысла». В числе последних назывались такие. Чтобы избавиться от ячменя на глазу, надо плюнуть в глаз человеку или кукиш показать и трижды произнести: «Глазной кукиш, на тебе шиш» или «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, что хочешь, то и купишь: купи топорок, руби себя поперек».

Распространенный прием лечения бородавок был таков: на нитке завязывают узлы по числу бородавок, читая при этом молитву («Богородицу»), и закапывают нитку в землю. Бородавки пропадут, как только нитка сгниет. Кстати, хотите – верьте, хотите – нет, но этот способ помогает. Проверено на себе.

Чтобы остановить кровотечение, в Костромской губернии делали так: брали

ветку сухого дерева и втыкали ее в землю верхушкой вниз. Если ребенок чахнет, чтоб обмануть болезнь, мать, дав копейку нищему, передавала ему малыша через окно, а нищий вносил его обратно в избу через дверь. Когда болел ребенок, считалось полезным обратиться к сору, сказав: «Сор-песор, исцели его болезнь». Или попросить порог двери: «Кутинька-кутя, приди к моему сыну, прогони его болезнь, болезнь лютую, неисцелимую!»

Религиозные средства

При болезни крестьяне нередко давали обет перед Богом, который никогда не оставался неисполненным. Часто заказывали заздравные молебны, а во время эпидемий проводили крестные ходы. При коклюше, говоря, что ребенок «перькает», костромичи молились «Иоанну Перькателю», подразумевая Иоанна Предтечу.

Считалось, что самые простые вещи будут иметь исцеляющую силу, если их освятить в Великий четверг – соль, сало, зола… Четверговую черную соль ставили под образа, зажигали свечку, молились. Потом соль растирали, клали в воду и давали пить при разных болезнях. Еще в Костромской губернии считалось, что если стричь детям волосы в Великий четверг, то волосы будут лучше расти, и у детей всю жизнь не будет болеть голова.

Отчитывание для лечения больных особенно считалось действенным при болезнях, причиной которых называлась нечистая сила, порча, сглаз – при сумасшествии, кликушестве, эпилепсии и при некоторых хронических и детских болезнях. Читались чаще всего такие молитвы, как «Отче наш», «Царю Небесный», «Да воскреснет Бог» и др.

А мы ее выкурим!

Был распространен и такой способ лечения, как выкуривание болезни. В прямом смысле слова. Например, в Варнавинском уезде делали это так: срезали роговые наросты у лошади, клали их на горячие угли и наглухо закрывали больного, заставляя дышать этим дымом. Рассказывается такой случай. Мужика, страдавшего лихорадкой, уложили на печь и накрыли содранной только что шкурой овцы.

— Пришла она ко мне, – рассказывает больной, – и начинает браниться: «Вот, чертов сын, лег на голые кирпичи да еще падалью накрылся, ну как теперь с тобой ляжешь. Оставайся, коли так, леший с тобой!». Ругалась, ругалась, плюнула три раз, да и ушла. Выздоровел ведь после этого, – с восторгом восклицает мужик.

— Но чем же тут помогла овчина? – спрашивают его.

— Как, чем?! Да ведь, комуха-то (болезнь) больно не любит нехорошего духу!

Травы – не отрава

Для лечения простуды на начальных стадиях универсальным средством была баня. А для усиления эффекта применяли потогонные средства – малину, липовый цвет, бузину, ромашку. Настой надо было пить горячим, без сахара и быстро. При кашле использовали сок редьки с медом. Бородавки смазывали соком чистотела, луком с солью, чесноком, квасцами. Или выжигали горючей серой и каленым железом.

Не дразните собак, не пинайте кошек

В нашей губернии существовало много поверий, связанных с беременностью и родами. Беременная не должна толкать ногой собак, кошек, свиней – иначе заболит нога и спина. Не должна переступать через коромысло – будут нарывы. Если увидит падаль и плюнет – у ребенка будет пахнуть изо рта. Если посмотрит на пожар и почешется – на том месте у малыша будет темное пятно. Родимое пятно появится и если женщина чего-то испугается и схватится рукой за лицо. Или что-то украдет – родинка будет напоминать формой украденную вещь. Если же беременная перейдет дорогу, когда несут покойника, – пятно образуется оттого, что у ребенка «запечется кровь».

Если женщина на сносях испугается волка, у малыша часть тела обрастет шерстью. Нельзя смотреть на слепых и уродов, чтоб это не передалось ребенку. Если беременная положит кусок хлеба за пазуху – ребенок будет невежей. Будет шить по праздникам – зашьет ребенку глаза. Будет чесаться по праздникам – ребенок будет вшивым. Если станет пить прямо из ведра – у новорожденного будет изжога.

«Ну, помогай, силы поддавай!»

Наши предки были уверены: о родах нельзя сообщать даже близким, иначе роженица будет мучиться за каждый грех всякого, узнавшего о ее родах. Потому рожали часто тайно – в бане, амбаре, на сеновале, во дворе.

Роды не всегда проходили лежа. К примеру, в Солигаличском уезде считалось, что роженица должна ходить. Ее водили до тех пор, пока не покажется головка ребенка, только тогда клали на постель, говоря: «Ну, помогай, силы поддавай, тужься!»

В Солигаличском и Макарьевском уездах излюбленный прием для помощи роженице – дуть в пустую бутылку. В Галичском – для этих же целей муж перешагивал через жену. В Солигаличском – супруг с зажженной свечой ходил вокруг избы с иконой. В Ветлужском – считалось хорошо, если муж кричит и стонет вместе с женой. При тяжелых родах нужно было взять три камешка из трех разных бань, облить их водой и сбрызнуть роженицу. Чтобы помочь рожающей, надо было взять воду, которая скатилась с первого снесенного курицей яйца, сбрызнуть женщину, приговаривая: «Как в курочке яичко не держится, так не лежал бы младенец Христов в утробе рабы Божией (такой-то)».

В Галичском и Ветлужском уездах в старину существовали поистине инквизиторские способы «помощи»: подвешивание беременной к матице (поперечной балке в избе) за ноги, спускание с постели, полатей по доске вниз головой и встряхивание за ноги. В некоторых уездах нашей губернии для ускорения родов стреляли из ружей, полагая, что «как быстро вылетает заряд из ружья, так скоро и легко выскочит ребенок из утробы матери».

Зинаида НИКОЛАЕВА.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...