Личные авто есть не у всех. Поэтому автобусы, маршрутки, троллейбусы – неотъемлемая часть нашей жизни. Каждый день в салоне общественного транспорта можно увидеть много интересного. Корреспондент «Народной газеты» записал свои наблюдения в дневнике пассажира.
Понедельник: за проезд передаем
— Девушка, проезд оплачиваем, — обращается ко мне кондуктор 99-го автобуса.
За окном – раннее утро. Демонстративно шарю в кармане, хотя прекрасно знаю: у меня только бумажная 500-рублевая купюра. С виноватым видом прекращаю мучить карман и лезу в сумку за кошельком. Протягиваю пятисотку. Кондуктор с надеждой уточняет, есть ли поменьше. Отрицательно качаю головой. Со словами: «Нечем сдавать» мне возвращают купюру, и я еду бесплатно. С одной стороны, стыдно. С другой, молодец, сэкономила…
Оплата проезда в общественном транспорте – это всегда история. Например, как наши кондукторы относятся к мелочи? Очень плохо. Помню, как-то раз в автобусе наблюдала такую ситуацию: девушка протянула монеты, некоторые из них были совсем мелкие – 10-копеечные. Кондуктор тогда попалась злая. С возмущением на весь салон: «Что я буду делать с этим (последнее слово было произнесено с такой интонацией, будто женщине дали слизняка)?» она вышвырнула монеты в открытую дверь. Однако от девушки, у которой от унижения горели щеки, отстала.
Хотя иногда бывает, что кондукторы сами выдают сдачу мелочью. Пассажиры тоже реагируют на это по-разному: одни начинают хамить, мол, что это вы мне тут даете, другие со смиренным видом, молча, принимают мелкие монеты, третьи же вовсе отказываются от сдачи – оставьте себе.
Не жалуют крупняки и мелкоту и водители маршруток. У них своя коробочная система: один отдел для десятирублевок, другой – для «пятаков», третий – для монет по два рубля и по рублю. 50- и 100-рублевые купюры прячутся в особые места, которые у каждого водителя свои. Выбиваются из четкой структуры 10 и 50 копеек, 500 и 1000 рублей. Мой друг как-то рассказывал мне, что в кармане у него была только «штука». Сел в маршрутку, протянул денежку, а дядечка за рулем ему: «У меня сдачи нет. Иди меняй». В общем, он специально остановился на остановке, напротив которой был магазин. И подождал, пока друг сходит и разменяет деньгу. Ни злости, ни агрессии, ни конфликта. К ситуации все (и водила, и пассажиры) отнеслись с пониманием.
В тему
У нас принято в маршрутках передавать деньги за проезд, как только мы сели. А вот в Москве наоборот: пассажиры расплачиваются при выходе, то есть когда доезжают до нужной остановки.
Вторник: война за место
В часы пик – утром, с 7.30 до 9.00, и вечером, с 17.00 до 19.00, — найти свободное место в общественном транспорте практически нереально. Особенно если ты садишься не на конечной остановке. А ведь примостить свою пятую точку куда-нибудь хочется! И, допустим, происходит чудо: освобождается кресло. Садишься, предвкушаешь, как сейчас под музыку в наушниках будешь наблюдать за проплывающим мимо городским пейзажем… И тут заходит старенькая бабушка, или беременная женщина, или мама с ребенком. Так рождается новая дилемма: «Уступать или нет?»
Это и странно, и забавно одновременно, но, по моим наблюдениям, чаще всего и бабушкам, и беременным, и мамочкам с детьми уступают место… молодые девушки и женщины. А мужчины и парни, как правило, сидят с отстраненным видом, не шелохнувшись. Хотя иногда и они «включаются», правда, я могу припомнить очень мало таких случаев. Один раз место уступили мне: в 57-й маршрутке люди стояли буквально друг на друге, и совсем юный костромич (на вид ему было лет 16) предложил занять его кресло. Признаюсь, было очень приятно.
В тему
Как-то, опять же в час пик, я ехала в забитом автобусе. Давка была страшная. Кондуктор (довольно громко, с нотками агрессии) потребовала у одной пассажирки взять на руки маленькую девочку, которая сидела рядом с ней. «Вы либо покупайте ребенку билет, либо сажаете на колени!» – «Ой, сейчас возьму, чего так орать-то!» — тут же вспыхнула в ответ костромичка. На руки малышку все-таки взяли, а место было занято через две секунды.
Среда: четвероногие друзья
Порой в общественном транспорте мы сталкиваемся не только с людьми. Можно встретить и домашних животных. И иногда даже без хозяев…
Я зашла в 49-ю маршрутку на остановке напротив юношеской библиотеки. Посредине салона гордо восседал здоровый черный пес. Рядом сидел молодой мужчина, и я решила, что это его собака. Маршрутка тронулась, и четвероногий вдруг встал и прошествовал к сиденьям в самом начале салона. Взобравшись на них, он начал устраиваться. Занимала псина 2 кресла. Водитель, наконец заметив безбилетного пассажира, строго спросил, чья собака. Оказалось – ничья.
Пса пытались «вытурить» из маршрутки у автовокзала, но он не захотел. Видимо, ему надо было дальше. Водитель иногда косился на неожиданного гостя через плечо. А пес то ложился на кресла, то укладывал голову в выемку между сиденьями рядом с водителем и грустными глазами глядел в лобовое стекло, то ходил по сиденьям, оставляя грязные следы. Вывел песика в центре молодой человек, зашедший на Привокзальной. Собака его очаровала с первого взгляда: парень сел рядом и всю дорогу гладил безбилетного пассажира.
Четверг: перекрестись на дорожку
В общественном транспорте может произойти все что угодно. Одни ситуации внимательного пассажира шокируют, другие – повеселят.
Поздний вечер, маршрутка №2. Едем спокойно, в салоне почти никого нет. Играет музыка, я подпеваю, пара напротив меня – тоже. Незадолго до Богоявленского монастыря водитель одной рукой начинает креститься, другой продолжает вести машину. От удивления я даже не успеваю довыть особенно грустную и высокую ноту: рот округляется да так и остается в положении буквы «о». Водитель крестился все время, пока мы не проехали храм. Возможно, в этот же момент он читал молитву.
Пятница: засолка капусты и горячительные напитки
Мы не можем без общения. Даже если находимся в салоне автобуса, троллейбуса или маршрутки. Что обсуждают пассажиры во время поездки? Да все. И коллег, и здоровье, и заготовки на зиму, и куда там твой сын ездил со своей новой женой, и кому на Руси жить хорошо.
Как правило, беседы двух-трех людей в общественном транспорте слышат все, даже прислушиваться не надо. Пассажиры специально начинают говорить громче, видимо, боясь, что «рев мотора» заглушит их рассказ.
Как-то я ехала на работу в автобусе ранним утром. Мест не было, пришлось стоять посередине салона. И вот меня окружили беседы. «Ой, эта Яна Сергеевна! Так и хочется ее жабой назвать. Жабой Аркадьевной мы ее между собой и зовем!» — слышится с одной стороны. «Ты анализы-то сдала, Михална?» — завязывается разговор с другой. «Да не знаю я, в чем капусту солить. У меня посуды нет. Есть старое ведро, но оно уже негодное. Наверное, надо новое покупать…» — рассуждают с третьей. Так и едешь в потоке новостей из чужой жизни.
Иногда пассажиры на весь салон разговаривают по телефону. Порой так кричат, будто хотят, чтобы человек услышал их и без мобильника. Недавно ехала на 102-м автобусе. Сидела в самом конце, но все равно слышала разговор по телефону мужчины, который занимал самое первое сиденье…
А пьяные – это, вообще, отдельная тема. Мне почему-то всегда на них «везет». Даже если салон будет пуст, подвыпивший гражданин обязательно сядет рядом. И включит свою «музычку» на «мобильничке». Без наушников. Прямо так. И ты всю дорогу слушаешь, как кого-то «повязали фраера» или какая «нелегкая судьба у зека».
В тему
Что еще делают пассажиры в общественном транспорте? Многие играют в телефон или планшет, слушают музыку через наушники. Я встречала тех, кто читал (настоящие!) книги. Студенты по утрам просматривают свои тетрадки, видимо, повторяют лекции. Некоторые в автобусах поют…
Кондукторы, к слову, тоже читают: книги, журналы, газеты, — или слушают плеер.
Суббота: парле ву франсе?
И как ни крути, но общественный транспорт еще и площадка для знакомств. В автобусе, троллейбусе или маршрутке можно найти себе новых друзей или даже вторую половинку.
Выходной. Мы с подругой собрались в торговый центр. Зашли в автобус, встали на площадке. Рядом стоял загорелый мужчина в легкой куртке (на улице уже было холодно, снег выпал). Я подумала, что он приехал к нам из каких-то теплых стран. Вдруг незнакомец достал телефон и начал говорить на… чистом французском! Я обалдела. Перед нами стоял француз! Мы с подругой начали живо это обсуждать, иногда поглядывая на заинтересовавший нас объект. Некоторое время мужчина сносил это молча, но после очередной порции взглядов не выдержал и спросил на английском: «Проблем?» Мы тут же замотали головами: «Ноу! Ноу проблем!» После взаимного обмена улыбками на какое-то время все вернулись к своим делам, но когда француз подул на замерзшие руки, мы снова посмотрели на него. Он, поймав наши взгляды, сказал уже на смеси французского и русского: «Не знаю, как это по-русски». Моя спутница подсказала: «Холодно». Незнакомец закивал: «Да, да, холодно». На это подруга выдала: «Это еще не холодно! Вот когда будет минус 30!» Наши числительные иностранец знал плохо, поэтому уточнил, нарисовав цифру «30» на запотевшем стекле…
Возможно, он хотел с нами пообщаться, но помешал языковой барьер. Мы ни слова не понимаем по-французски, он плохо владеет русским. А так, как знать, может быть, одна из нас уехала бы во Францию…
Воскресенье: день без автобуса
Воскресенье – такой день, когда можно вообще из дома не выходить. И немного отдохнуть от особой атмосферы, царящей в общественном транспорте. А в понедельник начинается все сначала.
В тему
В одном из троллейбусов №2 можно увидеть «гламурный трон» кондуктора. Это кресло с розовой обивкой и блестками. Некоторые шутят, что, наверное, на таком сиденье кондуктор чувствует себя настоящей королевой.
Виктория СТОЦКАЯ.
Фото автора.