Сортирный «гламур»

Каждый год перед началом туристического сезона в Костроме встает вопрос о развитии этой нужной гражданам услуги. Но подвижек нет. В центре города имеется четыре стационарных общественных туалета. Круглогодично работают только два – в Рядах. Отыскать их довольно трудно – специальные указатели приметит не каждый. К примеру, указатель на фасаде Больших Мучных рядов ловко спрятался за водосточной трубой, а внутри рынка — «замаскировался» в ворохе одежды.

На двух других объектах (оба – муниципальное имущество) – замки, покрытые ржавчиной времени. Первое бездействующее заведение — в парке «Центральный», территорию около него давно облюбовали автомобилисты под парковку своих «железных коней». Второе — у дома №1 по пр. Текстильщиков. Посреди этого заброшенного сооружения уже выросло деревце.

Рассказывают, что когда-то туристы в сортире в Рядах фотографировали для прикола так называемую чашу «Генуя». Несмотря на столь романтическое название, это — архаического вида напольный унитаз, какой нынче редко увидишь. Но и теперь в туалете, что при рынке, тоже есть чему подивиться. Чаши «Генуя» там нет, но интерьер заведения может вызвать улыбку. В довольно убогом подвальном помещении — два сильно бэушных кресла, колченогий столик с букетом тоже «бэушных» засохших цветов. Видимо, чтобы скрасить ожидание посетителей, если скопится очередь И все эти удовольствия, включая выдаваемую на входе туалетную бумагу, всего за 10 рублей. Демократично.

 

А самого насущного нет 

Сегодня Кострома, постоянно заявляющая об амбициозных планах развития туризма, не имеет самого элементарного – нормальных сортиров. Хотя предложения все изменить звучат постоянно.

В 2008-м нашелся инвестор, который совместно с властями определил пять точек для стационарных общественных туалетов. Но не сложилось. Год назад тот же предприниматель опять выступил с инициативой — установить в центре подземные туалеты, а поверху их – небольшие торговые точки для продажи цветов и прочих товаров. Так и сортир не будет портить вид, и инвестору станет выгодно заниматься этим бизнесом. Но и тут все уперлось в федеральный закон «Об исторических поселениях», к каковым относится наш город. Строительство капитальных объектов в историческом центре необходимо согласовывать с Министерством культуры РФ, но разрешение получить архитрудно.

Другой проект не смогли реализовать из-за бедности городской казны. Мэрия приценивалась было к передвижным автоматизированным туалетным комплексам модульного типа, которые здорово бы выручили в турсезон. Но цена одного комплекта – почти 2 млн рублей, не считая его дальнейшую уборку и обслуживание. Потому решили ограничиться установкой в летний период бесплатных биотуалетов в парке «Центральный», у Ипатьевского монастыря, на пляжах, кладбищах и в центре города во время массовых мероприятий.

DSC_0083.JPG

 

Туалета не нашел, а процесс уже пошел 

Счастье — это в самый нужный момент увидеть туалет и успеть до него добежать. Тех, кто оказался аутсайдером, ждут неприятности. В том числе в интимный момент их могут прихватить, прошу прощения, за одно место правоохранители. Штраф за такие безобразия до 1 тыс. рублей.

В прошлом году в Костроме было возбуждено почти тысяча административных производств по факту отправления естественных надобностей в неестественном в неположенном месте. Тысяча — это лишь те, кого поймали на месте преступления. А скольким удалось облегчиться незаметно? Получается, явление это чуть ли не массовое – впору в Костроме свой памятник ставить «писающим мальчикам».

Наказывать, ругать, осуждать нарушителей, конечно, можно и нужно. Однако проблема тут не столько в культуре и воспитании человека, сколько в отсутствии элементарных удобств. Вот случись нужда в районе от центра до Привокзальной – и «сходить» некуда. В местах с крупными торговыми центрами проще, теперь — они наши палочки-выручалочки. Да еще кафе и столовые. Хотя там надо хотя бы чашечку кофе заказать, чтобы получить ключик от заветной кабинки. Если бы у нас был закон, обязывающий рестораны, магазины, кинотеатры, другие общественные места пускать нуждающихся (как принято в цивилизованных странах), это улучшило бы ситуацию.

Проблемы с отправлением естественных надобностей и у водителей общественного транспорта. Им тоже порой бежать до ветра некуда. Хорошо, если торговый центр рядом, как на конечной у рынка «Солнечный», а если это конечная автобуса №18 – тут уже беда. Не так давно водители и кондукторы из-за экономии городских средств лишились помещения в доме №28 микрорайона Давыдовский-1. Это была своего рода комната отдыха, где можно было и передохнуть, и в туалет сходить.

 

Мальчики – налево, девочки – направо 

Сортирные трудности в нашем городе, похоже, не временные, а постоянные и наследственные. «Не богата Кострома ретирадными местами», — делал вывод костромской краевед Андрей Анохин, исследуя ситуацию с клозетами и ватерклозетами в дореволюционную эпоху. Ретирады – это и есть отхожие места, ватерклозеты – уборные с механическим смывом, а клозеты – без оного.

В 19 веке таковые общественные места имелись лишь в людных местах. При этом «М» и «Ж» вместе никогда не располагали, сие соседство считалось неприличным, конфузящим посетителей. А сейчас в некоторых кафе и клубах уже нет отдельных туалетов для мужчин и женщин – кабинки бесполые. Помнится, даже в учреждении культуры — костромской филармонии — во время ремонта «мальчики» и «девочки» пользовались одним туалетом. У посетителей это вызывало культурный шок. Люди сразу вспоминали эпизод из «Джентльменов удачи»: «Девчонки, а вы случайно не ошиблись? — Заходи, дядя!»

 

Клозет — дело государственное 

В 19 веке, рассказывает А.А. Анохин, в дамской уборной в городском саду, служительницы так зарабатывали себе «на чай». Убирали со стены зеркало, и женщины вынуждены были просить его у обслуживающего персонала. А как иначе припудрить носик?

Кроме городского сада в период проведения ярмарок устанавливали сортир между Гостиным двором и Большими Мучными рядами. Тесовое отхожее место стояло и на торговой Сенной площади. Этих точек явно не хватало, а антисанитария способствовала распространению страшных заболеваний, в том числе и губительной холеры.

В начале 70-х годов позапрошлого века власти решили возложить обязанность по обустройству ретирадных мест на торговцев. «Предложить владельцам лавок сделать ретирадные места, а если они не исполнят того требования, то предоставить управе сделать оныя за счет владельцев лавок», — грозила дума. И если в Гостином дворе купцы сложились и поставили ватерклозет, то в других местах даже не пошевелились. В 1878-м город принял на себя обязанность по содержанию туалета в Гостином дворе, посчитав это государственным делом, а владельцы здешних лавок платили сбор не более трех рублей в год.

DSC_0058.JPG

 

«Вредный обычай испускать мочу…» 

Но и это не решило вопрос с антисанитарией в городе. В 1885 году «Обязательные постановления Костромской городской думы» были дополнены новыми пунктами. Один из них был весьма суров: «Строго преследовать вредный обычай испускать мочу на улицах около заборов и домов». Нарушителей полиция штрафовала на приличную сумму.

Устанавливались жесткие требования и к домовладельцам: содержать в чистоте и опрятности отхожие места, помойные, выгребные, мусорные ямы. В «холерное время» проводить дезинфекцию, в весенний и летний период поливать сортиры растворами медного, железного купороса и др. «Вновь устраиваемые отхожие места вблизи помещений должны быть приспособлены так, чтобы газы не проникали в жилое помещение и чтобы почва не пропитывалась клоачными жидкостями», — говорилось в думском документе. В 1904-м это постановление дополнили: «Помойные и выгребные ямы должны иметь дно и стенки, по крайней мере, деревянные, а сверху каждая яма должна иметь покрышку. Выгребные ямы не должны примыкать к стенам жилых комнат». Нечистоты, вывозимые за город, требовалось закапывать в специально отведенных местах и заливать известью.

На уборку ретирадных мест город проводил торги. В 1891 году, к примеру, конкурировали два крестьянина — Тележкин и Матвеев. Первый просил за эту грязную работу 1025 рублей в год, второй — 1000, как в прежние годы. Он и победил.

ДУМА разные журналы 810.JPG 

Век – новый. Проблемы – старые 

С общественными туалетами и в новом, ХХ веке, дело шло туго, несмотря на большую потребность в них. В 1905-м появился тесовый домик на толкучке, что бывала по воскресным дням у Анастасиина монастыря. Но это заведение сразу превратилось в зловонную и загаженную клоаку.

Несколько улучшилась ситуация лишь когда Кострома начала готовиться к 300-летию Дома Романовых. В 1913 году было построено сразу два каменных ватерклозета в Мясном ряду и на Сенной площади (это здание из красного кирпича простояло до 1968 года). Собирались еще, выполняя давнее постановление думы, «в многолюдных местах города и дворах, где много жильцов, устраивать особые писсуары». Но до этого не дошло, хотя и места уже были определены и количество (десять штук). Даже царский юбилей не сдвинул проблему с места.

Не улучшилась ситуация с туалетами и после революции. В коллекции А. Анохина хранилась фотография фотографа Д.И. Пряничникова 1925 года. На ней запечатлена запретительная надпись: «Мочиться строго воспрещено», сделанная с забавной ошибкой. Написано это было под галереей, нарушенной в те годы часовни Богородицкого Игрицкого монастыря, что стояла в торце Пряничных рядов.

Сегодня такой призыв можно вывесить во многих дворах, примыкающих к центру…

DSC_0056.JPG

 

Зинаида НИКОЛАЕВА.

Фото автора и из открытых источников.

 

 

 

 

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...