С Татьяной Николаевной Кручининой – ветераном труда, в прошлом медсестрой, наш разговор состоялся в больнице, где она находится на лечении. Здесь, в медучреждении, многие в курсе сложной жизненной ситуации пациентки, оказавшейся без жилья и средств к существованию, ей сочувствуют.
На первый взгляд – порядочные люди
До всех своих злоключений Татьяна Николаевна жила в уютной однокомнатной квартирке на улице Катушечной и горя не знала. Но, на свою беду, еще зимой она познакомилась с одной костромской семьей. Супруги – Юрий и Марина – с двумя дочерьми-подростками проживали тогда в однокомнатной квартире на улице Димитрова. Когда они разговорились, Марина посетовала Татьяне Николаевне на плохие жилищные условия – дескать, в тесной квартирке ютится столько народа! Муж, жена, дети, да еще и родственники наведываются. Первое впечатление Кручининой от новых знакомых вполне благоприятное – приветливые, доброжелательные люди. Жена торгует цветами, муж работает кровельщиком.
Знакомые предложили Кручининой скооперироваться. Две тесных квартирки – свою и Татьяны Николаевны – обменять совместно на одну просторную в микрорайоне Давыдовский-2, чтобы жить там всем вместе. Причем супруги обещали выделить Кручининой комнату и ухаживать за пожилой женщиной, инвалидом третьей группы.
Пока шли разговоры да уговоры, новая знакомая, Марина, время от времени приходила домой к Татьяне Николаевне, чтобы помочь ей по хозяйству – женщина только что перенесла инсульт. И вскоре Татьяна Кручинина, привыкшая людям доверять, согласилась на эту квартирную сделку. Подумала: все равно у меня никого нет (муж умер много лет назад, был он военным летчиком) и жить, наверное, мне недолго осталось, дай хоть людям сделаю доброе дело. Пожилая женщина, проникнувшись сочувствием к новым знакомым, целиком и полностью им доверилась. А «благодетелям» это только и нужно было. И, когда Татьяна Николаевна дала согласие на сделку, они стали активно заниматься оформлением документов по обмену квартирами. Кручинина признается, что и не помнит толком, как подписывала бумаги, – настолько плохо себя в тот момент чувствовала. Но в памяти отпечаталось, что обращались с ней в тот период супруги очень вежливо. Марина перед ней буквально заискивала и лебезила.
В итоге переезд в новую квартиру в микрорайоне Давыдовский-2 состоялся. Но в один из дней Татьяна Николаевна осознала, что ее обманули, что она не является полноправной хозяйкой доли площади на новом месте жительства, о чем изначально был уговор. Все документы на жилье совершенно чужие для нее люди оформили на себя, квартиру приватизировали. В маленькой комнатушке, которую ей выделили, Татьяна Кручинина сейчас, можно сказать, находится на птичьих правах – дарственная оформлена даже без права проживания. Единственное, что осталось у Татьяны Николаевны, – прописка. Но супруги угрожают, что в любой момент могут выставить ее за дверь.
Обещали ухаживать, а сами – выживают
По словам Татьяны Кручининой, сделка оформлялась, можно сказать, без ее участия, квартиру она никому не дарила, и она даже не представляет, что же на самом деле произошло. Уверена, что бумажные махинации ловким дельцам удались благодаря тому, что у Марины родственники – юристы.
— Вот так, обещали ухаживать, а на деле отобрали жилье и уничтожают по капле. Причем издеваются не только морально, но и физически. Пока живу с ними. Но они меня хотят выгнать на съемную квартиру, о чем уже предупреждали в грубой форме. Не выгоняют только, как я понимаю, чтобы была возможность отнимать мою скудную пенсию. То им надо ребенку вещи к школе купить, то на поездку к бабушке нужны деньги.
Татьяна Николаевна по доброте душевной поначалу безоговорочно отдавала сожителям пенсию, в итоге оставалась без копейки, хлеб порой не на что было купить. А когда стала сопротивляться, у нее опустошали кошелек чуть ли не силой. Ко всему прочему, пользуясь ее добротой, аферисты оформили на паспорт пожилой женщины кредиты. Но уже несколько месяцев кредиты никто не погашает, накопился солидный долг. Все это не мешает «хозяевам» вести веселую жизнь – то и дело выпивают и на вкусную еду денег не жалеют. Не так давно к ним приходили на дом представители банка с требованием оплатить долги. Но Марина набросилась на визитеров с кулаками, пришлось им даже вызывать участкового.
В последнее время для пожилой женщины дома почти тюремный режим ввели. По словам Татьяны Николаевны, для нее настоящая проблема даже выйти в туалет, помыться. На кухню она может попасть только в те редкие часы, когда хозяев нет дома. Дождавшись такого момента, прокрадывается к плите, варит себе щи. А потом ест их несколько дней холодными – у себя в комнате на стуле.
Пропускной режим
Подруги искренне сочувствуют несчастной пенсионерке. Одна из них – костромичка Алевтина Сергеевна. Ей довелось работать вместе с Татьяной Николаевной, когда Кручинина, уже, будучи на пенсии, устроилась в газетный киоск.
— Хорошая, порядочная женщина, – говорит она про Татьяну Николаевну, – и вот те на – осталась без права на жилье, униженная и оскорбленная.
К Татьяне Кручининой «благодетели» не пускают даже гостей. Об этом поведала Мария Павловна, бывший преподаватель, – ее соседка по старому адресу. Не столь давно, возвращаясь с дачи, она зашла в гости к давней знакомой, предварительно созвонившись с ней. Но попасть в квартиру не получилось. Марина тут же, у порога, грубо потребовала у гостьи сумку, дабы изучить содержимое. А когда Мария Павловна отказалась сумку отдать, обозвала ее последними словами и вытолкала за дверь.
— Не ожидала я такой встречи! – говорит она. – Пришла с гостинцами для Татьяны – с фруктами и овощами из своего сада, заготовками. Так хозяева у меня все это чуть не отобрали.
Татьяне Николаевне тогда пришлось выйти к подруге во двор в одном халате, хоть и прохладно на улице было, и женщины посидели немного на лавочке. И все время, пока они общались, хозяева за ними следили из окна.
Марии Павловне стало так жалко подругу, что увезла ее к себе домой на такси. Двое суток Татьяна Николаевна провела в гостях, а потом ей пришлось возвращаться в ненавистные ей стены.
Мучения продолжились. Хозяева не пустили в квартиру даже врача, когда «скорая помощь» приехала к пожилой женщине по вызову – у той подскочило давление. А в последнее время деспотичные сожители даже запрещают пользоваться Кручининой стационарным телефоном.
Татьяна Николаевна пыталась, было, найти поддержку у стражей порядка. Но общение с местным участковым ни к чему хорошему не привело. После его прихода члены семейства с новой силой продолжили терроризировать бедную пенсионерку. Как-то пожилая женщина вовремя не отреагировала на звонок Юрия в дверь (она слышит только с помощью слухового аппарата), так здоровенный бугай ворвался в дом с криками: «Сброшу тебя с балкона!», а потом толкнул Татьяну со всей силы. Она так тогда ударилась, что до сих пор рука не поднимается. После у нее опять случился инсульт, с которым попала снова в больницу.
Сейчас Татьяну Николаевну приводят в чувство с помощью капельницы. Самочувствие уже лучше. И до выписки из больницы осталось не так много. Но женщина не уверена в том, что снова попадет в свою квартиру, – дело в том, что хозяева отобрали у нее ключи.
Выход есть
Костромской риэлтор Павел Серебряков так отозвался на возмутительную ситуацию, в которой оказалась наша читательница:
— Пока не поздно, можно попытаться оспорить через суд дарственную и договор обмена. Но для этого нужны медицинские справки, выписки из истории болезни, подтверждающие факт нетрудоспособности и плохого состояния здоровья Татьяны Кручининой в тот период, когда заключалась сделка по обмену квартирами и оформлялась дарственная. Также необходимы свидетельские показания людей, которые могли бы подтвердить факт плохого состояния здоровья Татьяны Николаевны в то время.
Выписки из документов о вступлении в силу договора жилищного обмена и дарственной Татьяна Кручинина может получить в регистрационном центре на улице Маршала Новикова (если, конечно, участники сделки действовали не по доверенности).
Квартиру на улице Катушечной, скорее всего, уже не вернуть, а вот оспорить дарственную и стать хозяйкой комнаты в квартире в микрорайоне Давыдовский-2 вполне реально. Если Татьяна Николаевна не в состоянии сама заняться сбором всех документов, ей стоит обратиться за помощью к соцработнику.
От редакции:
Все рекомендации риэлтора мы передали Татьяне Кручининой. И тему о судьбе обманутой пенсионерки пока не закрываем. О дальнейшем развитии событий сообщим в следующих номерах газеты.
Ирина ВЕРНИКОВА.
Фото Николая Суворова.