С 1 июня в России вступила в силу вторая часть антитабачного закона, касающаяся, в том числе, и продажи табачной продукции. Вот какие изменения в связи со вступившими в силу ограничениями увидел корреспондент «Народной газеты» на костромских улицах.
Ларёк превращается…
Ликбез
Статья 19 антитабачного закона устанавливает многочисленные ограничения на торговлю табачной продукцией и табачными изделиями. Торговать табачной продукцией с 1 июня этого года разрешено только в магазинах и павильонах. Закон даёт определения этим торговым точкам. Под магазином в данном документе понимается здание (его часть), специально оборудованное помещениями, предназначенными для продажи товаров и оказания услуг покупателям, а также обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Во всех других объектах розничной торговли, например, в ларьках, киосках, на рынках, лотках и прочее, продавать табачную продукцию можно только в том случае, если в соответствующем населённом пункте нет магазинов и павильонов. Вообще запрещено продавать табачную продукцию на ярмарках, выставках, путём развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, а также с использованием автоматов.
Нас заинтересовала продажа сигарет в ларьках. Таковых по городу довольно много и расположены они, как правило, на остановках общественного транспорта. В ларьках, которые встречались на пути корреспондента «Народной газеты» 31 мая, витрины, где ранее выставлялись сигареты, были закрыты.
Некоторых покупателей подобные новшества вводили в ступор. В Ленинском районе мы стали свидетелями, например, такой сцены. 31 мая в начале девятого часа вечера на остановке у ларька стояла парочка: молодой человек и девушка. Около минуты они разглядывали витрину, явно пытаясь отыскать нужный товар. «Если сигареты нужны, они есть», — подсказал вышедший из ларька мужчина, вероятно, хозяин торговой точки. Парочка почему-то моментально испарилась. «Все смотрят на витрину, но не видят их там», — расстроенно сказал мужчина, обращаясь к продавцу.
Введение новых запретов на торговлю табачной продукции, ещё раз показало, что народ наш находчив и изобретателен! Некоторые ларьки 1 июня, а какие-то и раньше, преобразились, судя по всему, в… павильоны. Окошки, через которые раньше велась торговля, больше не открываются для покупателей. Теперь их украшают информационные таблички «Вход сбоку», сопровождаемые стрелкой, которая и показывает, с какого именно боку нужно входить во вчерашний ларёк. Такие торговые точки мы увидели как в центральной части города, так и в Ленинском районе, и в микрорайоне Давыдовский-2.
Впрочем, сигареты остались и в непреобразившихся ларьках, правда, выбор довольно ограничен. Такую новость рассказала моя знакомая, которая утром 2 июня пыталась купить сигареты на остановке на улице Жилой: «На витрине, где раньше были сигареты, теперь разместили влажные салфетки, бумажные платки и прочие средства гигиены. Сигарет той марки, к которой я привыкла, в продаже не оказалось. Были только какие-то дешёвые».
Сиги есть?
Таким образом, мы перешли к введению ещё одного ограничения.
Ликбез
Согласно статье 19 антитабачного закона, с 1 июня запрещено выкладывать и демонстрировать табачную продукцию в торговом объекте. Информацию о таком товаре до сведения покупателя должны доводить посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции (в алфавитном порядке). Текст должен быть выполнен буквами одинакового размера чёрного цвета на белом фоне. Обязательно должна быть указана цена, но без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Продемонстрировать сигареты покупателю в торговом объекте могут по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции.
Корреспондент «Народной газеты» побывала в нескольких магазинах. Полки, где раньше были выложены сигареты на всеобщее обозрение, действительно закрыты. Перечни имеющихся в наличии сигарет оформлены по-разному: где-то в виде списка, где-то в виде ценников. В одном из магазинов в Ленинском районе вечером 31 мая мы не увидели ни закрытой витрины с сигаретами, ни списка табачной продукции. Сложилось впечатление, что здесь вообще перестали торговать «дымящимися палочками». «Сигареты у вас больше не продаются?» — поинтересовались мы у продавца. – «Вам какие?» — встречный вопрос развеял все сомнения.
Во вчерашних ларьках, где мы побывали, перечни табачной продукции преимущественно отсутствуют. Во всяком случае, такой список мы увидели только в одной из торговых точек в центральной части города.
Отсутствие наглядных образцов может поставить покупателя в ступор. Например, мы стали свидетелями такой ситуации. Девушка, покупавшая сигареты, долгое время пыталась вспомнить название марки. Либо сама не курит, либо опознать привычные сигареты может, только посмотрев на пачку. В итоге, после долгих объяснений продавец всё-таки отыскала нужный товар.
Заинтересовал нас и табачный… павильон? или ларёк? не знаем, как правильно и назвать эту торговую точку, расположенную в центральной части Костромы. На часах почти полдень, 1 июня, а пачки сигарет с ценниками не скрыты от глаз покупателей под плотной плёнкой или жалюзи. Впрочем, они не так уж и сильно бросаются в глаза, потому что расположены практически под самым потолком! Но, если учесть специфику торговой точки (ассортимент такой: зажигалки, пакеты, спички и прочее), то вряд ли сюда нагрянут дети и увидят сигареты, с которыми так активно начали бороться в прошлом году.
Собственно, какой вывод из всего выше написанного напрашивается? Сигареты из продажи не пропали и купить их можно не только в магазинах, отстояв очередь в кассу, но и в привычных местах. Но пачки с табачной продукцией и её реклама в глаза не бросаются.
Алёна ПОЛЕСКАЯ.
Кстати
С 1 июня запрещено курить табак:
— в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
— на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
— в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
— в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах.
Кроме того, розничная торговля табачной продукцией не допускается на территориях и помещениях железнодорожных и автовокзалов, аэропортов (за исключением магазинов беспошлинной торговли), речных портов, на станциях метрополитена, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных, гостиничных и бытовых услуг.
В тему
Рестораторы ждут оттока посетителей
Аналитический центр Юрия Левады провёл исследование о введении полного запрета курения в ресторанах с 1 июня 2014 года. Опрос проводился в 48 населённых пунктах, в том числе в Костроме. Специалисты поинтересовались мнением 124 руководителей ресторанов, число посетителей в которых в среднем составляет от 100 до 7000 человек в неделю.
Результаты показали, что 82% опрошенных рестораторов считают: введение полного запрета на курение в ресторанах приведёт к сокращению числа посетителей. 69% поддерживают идею курения в специально отведённых местах в ресторанах, а 26% уверены, что курение должно быть разрешено без ограничений. Полный запрет курения в ресторанах поддерживает только 5% опрошенных. Если бы перед рестораторами встал вопрос о выборе статуса для их заведения, 79% предпочли бы сделать свой ресторан курящим. Доля опрошенных, отдавших предпочтение статусу «некурящий», почти в четыре раза меньше – 21%.
Факт в тему
Антитабачная 100-метровка
На минувшей неделе в законную силу вступило решение Димитровского районного суда города Костромы. Индивидуального предпринимателя обязали прекратить продажу табачных изделий вблизи детского сада. От магазина до образовательного учреждения оказалось менее 100 метров. А по закону розничная продажа табачных изделий при указанных условиях нарушает права и интересы несовершеннолетних лиц, посещающих детский сад, на защиту здоровья, достойного нравственного и физического развития. Таким образом, получилось, что предприниматель торговала сигаретами в магазине незаконно.