Екатерина Чугина — личность в Костроме известная. Многие в нашем городе носили одежду, сделанную ее руками. А уж скольким ансамблям и артистам шила она наряды — не счесть! А сейчас она создает исторические платья. В современном мире изготовление такого платья занимает много времени, поскольку платье не просто должно быть сшито по эскизу, но ещё должно нести в себе дух исторической эпохи. По мнению специалистов, за это берутся лишь самые искусные модельеры с богатой фантазией и тонким чувством стилей.

По журналам Московского дома моды

Говорят, что «все начинается с детства». Именно это далекое время, проведенное Екатериной на родине, в селе Дубровка, тогда еще Горьковской области, стало, в дальнейшем, истоком создания коллекции исторических крестьянских костюмов 19 века.

Мастерица рассказывает: «Это было послевоенное время, 50-е годы. В деревнях люди одевались по-другому, еще сохранялись народные традиции. Например, вышивка крестом. Я это видела на полотенцах, на одежде, и мне все нравилось, с детства хотелось шить. Мама мне, девятилетней, подарила швейную машинку… Жили тогда очень бедно, но хотелось творчества, развития. А где в деревне реализовать себя?» И в 15 лет девушка уехала в Краснодарский край, в город Тихорецк. Там она закончила 10-месячные курсы кройки и шитья и стала брать заказы. Шить нравилось, получалось неплохо, и заказчики были довольны.

В 18 лет Екатерина вышла замуж за инженера-строителя. В то время они жили в городе Бор Горьковской области. Девушка устроилась на работу в ателье и вскоре стала мастером самого высокого пятого разряда. Потом мужу предложили работу в Архангельске. В этом городе, работая в ателье, закончила курсы закройщиков. «В то время у меня уже были двое маленьких сыновей. Поэтому я и училась, и работала. Я быстро все освоила: чертежи, конструирование, крой. Знать и уметь это — очень важно. Когда видишь незнакомую вещь, одежду, понимаешь, как она скроена, и можешь сделать все сама. Вот так я и освоила все нюансы изготовления современной одежды».

Тридцать лет назад семья переехала в Кострому. Появилась своя квартира, и Екатерина стала заниматься шитьем дома. В 1980-е годы было непросто достать журналы мод, они были дефицитом. Но Катя умудрялась выписывать выпуски Московского дома моды. И продолжала совершенствоваться в конструировании костюма и экспериментировать.

Почти восемь лет Екатерина Алексеевна проработала закройщицей в универмаге «Кострома». Многим местным модницам она воплотила их мечты в реальность. Ведь перед тем как сшить самый замысловатый наряд — надо сначала его точно раскроить! Этим мастер овладела в совершенстве. И, конечно, продолжала сама шить.

В то время она познакомилась с Галиной Хачатуровой, руководителем фольклорного коллектива «Долинушка». Екатерина пришла работать костюмером в костромскую филармонию. «Для «Долинушки» я сшила два шикарных длинных комплекта костюмов. Галина Юрьевна снабдила меня брошюрами по истории русского костюма, приносила книги по этой теме. Именно тогда я стала заниматься этой красотой!» Помимо народной одежды мастерица шила наряды артистам филармонии и костюмы для сказочных постановок.

Наряд для Снегурочки

В 2000 году Екатерина Алексеевна пришла работать во Дворец культуры «Текстильщик» (сейчас КВЦ «Губернский») закройщиком-модельером. «Здесь для воплощения моих идей было больше возможностей! Постоянно требовались разнообразные костюмы: для детских коллективов, концертные, для оперетты… Пришлось шить много головных уборов».

Именно Екатерина Чугина — автор неповторимого костюма для первой Снегурочки, солистки костромского ансамбля «Волга-Волга» Анны Стуловой. «А дело было в 2002 году. Анечка Стулова пришла к директору Владимиру Ивановичу Васильковскому и попросила, чтобы ей сшили костюм Снегурочки. Он заинтересовался: «Давайте!» Но с деньгами в то время была проблема. Мы искали не очень дорогую ткань, украшения. Где бусинку оторвем, там цветочек сделаем… Владимир Иванович был отличный хозяйственник, и в запасах у него имелось несколько свадебных платьев. На них было много жемчуга, и мы использовали его на костюм Снегурочки! За основу я взяла народный праздничный наряд жительницы Костромской губернии конца 19 века. И такой костюм замечательный получился. Мы купили мех и сделали шапку-корону, очень красивую!.. Анечка в этом наряде имела огромный успех. А когда она из «Губернского» увольнялась, просила, чтобы костюм Снегурочки ей продали. Ей отказали: «Он такой единственный!» Кстати, шуба и шапка для Деда Мороза тоже творение Екатерины Алексеевны.

голос народа-2.jpg

Фасоны – из архивов

Несколько лет назад Екатерину Чугину пригласили в областной Дом народного творчества. Такая мастерица с золотыми руками здесь была необходима. «Я занималась изготовлением костюмов для народных, детских коллективов. Например, придет в ансамбль новый человек, я шью ему наряд в общем стиле… А для души, между делом, стала вышивать. Потом решила повторить исторический вохомский головной убор, мне оригинал привозили из музея. Он весь расшит серебром и золотом, а по переду несколько рядов золотого галуна. Сделала и принесла в ДНТ. Мои коллеги заинтересовались… И директор Людмила Александровна Тарабрина дала мне возможность шить исторические крестьянские костюмы».

Поначалу получалось с трудом. Чтобы сделать копию крестьянского наряда, пришлось рыться в архивах, сидеть в библиотеке. Екатерина Алексеевна брала с собой маленький фотоаппарат и делала снимки костюмов из старинных книг и журналов: «Я с детства помню народные орнаменты одежды – изображения животных, растений. Помню, что использовалась аппликация, полосы, шнуры… Точные описания я и искала в архивах».

Потом надо было найти материалы для будущего костюма. «Иногда приходилось не один день ездить по магазинам и искать ткани, тесьму, кружево. Использую для своих изделий остатки, кусочки тканей. Вот недавно нашла на работе кусок полотна с вышивкой. Он у меня превратится в сарафан. Это работа сложная и кропотливая, очень тонкая, порой даже ювелирная. На изготовление одного сарафана уходит минимум полтора месяца».

Сейчас 17 работ Екатерины Чугиной выставлены в Доме народного творчества. Это комплекты – сарафаны, рубахи, головные уборы, душегреи. Мастер рассказывает: «Эта одежда, бытовавшая в северных уездах Костромской губернии. Сарафаны шили из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол.

Сарафаны из шелковых тканей украшались золотым галуном и кружевом из золотых и серебряных нитей, серебряными и позолоченными пуговицами. Их носили с белыми рубахами из льняных тканей. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение».

Коллекция Екатерины Чугиной заняла первое место на всероссийском конкурсе «Русский костюм на рубеже эпох». Она улыбается: « Некоторым со стороны кажется, что все легко и просто, но на самом деле, чтобы по-настоящему «вылепить шедевр», требуется много терпения, желания, трудолюбия и, конечно же, бесконечной любви к своему творчеству».

Светлана ГАПОНЮК

Фото Николай Суворова

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...